Когда появилась МПА СНГ?

27 марта 1992 года, в Алма-Ате (Республика Казахстан), в соответствии с Соглашением, подписанным главами парламентов-учредителей была создана Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. В 1995 году статус МПА СНГ, как самостоятельной межгосударственной организации, окончательно закрепили в Минске (Республика Беларусь) на заседании Совета Глав Государств СНГ. 26 мая 1995 года  руководители стран СНГ подписали Конвенцию о Межпарламентской Ассамблее государств – участников Содружества Независимых Государств, которую впоследствии ратифицировали парламенты 9 стран Содружества. В соответствии с документом, Межпарламентская Ассамблея получила все права международной организации. Штаб-квартира МПА СНГ расположена в историческом центре Санкт-Петербурга, в Таврическом дворце.

Кто работает в МПА СНГ?

sovet.jpg

Межпарламентская Ассамблея состоит из парламентских делегаций государств-участников. Парламентская делегация состоит из представителей государства-участника, избираемых или назначаемых парламентом государства — участника Конвенции о МПА СНГ из числа своих членов в соответствии с его внутренним регламентом и процедурами. Парламентская делегация возглавляется руководителем парламентской делегации. Организует деятельность Межпарламентской Ассамблеи — Совет МПА СНГ. В состав Совета входят руководители парламентов государств — участников Межпарламентской Ассамблеи. Возглавляет Совет - Председатель. 9 ноября 2011 года Председателем Совета МПА СНГ была избрана Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко.

Над чем работает МПА СНГ?

Над чем работает МПА СНГ

Одна из главных задач МПА — формирование и сближение законодательств государств СНГ.


Межпарламентская Ассамблея:

  • обсуждает вопросы сотрудничества государств-участников в различных областях и направляет свои рекомендации по этим вопросам Совету глав государств и/или Совету глав правительств, другим органам Содружества Независимых Государств, парламентам;
  • рассматривает вопросы, переданные ей Советом глав государств и/или Советом глав правительств, и направляет рекомендации по ним Совету глав государств и/или Совету глав правительств, а также другим органам СНГ;
  • принимает рекомендации по сближению законодательства государств-участников;
  • принимает модельные законодательные акты и с соответствующими рекомендациями направляет их парламентам государств — участников Конвенции о МПА СНГ;
  • принимает рекомендации по синхронизации процедур утверждения парламентами государств — участников СНГ соглашений, заключенных в рамках Содружества;
  • принимает рекомендации по приведению законодательства государств-участников в соответствие с положениями международных договоров, заключенных этими государствами в рамках Содружества Независимых Государств;
  • содействует осуществлению обмена между государствами-участниками информацией правового характера;
  • обсуждает иные вопросы межпарламентского сотрудничества.
Типовые (модельные) законы Межпарламентской Ассамблеи СНГ – это адаптированные к условиям Содружества международные, прежде всего европейские, правовые стандарты. После принятия в Межпарламентской ассамблее модельные законы предлагаются странам Содружества, как образцы для местного законодательства.

МПА и экономика СНГ

Разработка правовых основ общего экономического пространства СНГ и, в частности, правовое обеспечение создания зоны свободной торговли - главное направление модельного законотворчества МПА СНГ в экономической сфере. Переходу государств Содружества к работе в условиях рыночной экономики способствовал ряд принятых МПА СНГ модельных законодательных актов. В их числе три части модельного Гражданского кодекса, Общая часть Налогового кодекса, Положения о защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг, модельные законы «О свободных экономических зонах», «Об электронной цифровой подписи», «О рынке ценных бумаг» и другие.


В 2003 году президенты Беларуси, Казахстана, России и Украины подписали Соглашение о формировании Единого экономического пространства. А уже в апреле 2004 года в Таврическом дворце прошла международная научно-практическая конференция на тему «Единое экономическое пространство: правовое обеспечение процесса формирования». По её итогам было принято Обращение к парламентам и правительствам государств – участников Соглашения о формировании ЕЭП. В этом Обращении, подписанном председателями парламентов государств – членов Соглашения о формировании ЕЭП, фиксировалось не только намерение создать в рамках МПА СНГ специальную парламентскую структуру – ЕЭП, но и обязательство по одновременной ратификации четырьмя парламентами Соглашения о формировании ЕЭП.

Миротворческая деятельность МПА

МПА СНГ активно занимается миротворческой деятельностью. Одним из важных результатов стало подписание в мае 1994 года Бишкекского протокола – единственного политического документа на сегодняшний день, обеспечивающего прекращение огня в Нагорном Карабахе. Деятельность МПА СНГ в этот период не имела аналогов в практике парламентской дипломатии. Как правило, парламентарии не принимают непосредственного участия в переговорном процессе – это прерогатива дипломатов, представителей исполнительной власти. Задача парламентариев – создать для переговоров благоприятную политическую атмосферу. Тем не менее, представители МПА СНГ занимались посреднической деятельностью. Они имели на это мандат от сторон конфликта, а также от Совета глав государств СНГ. Совет глав СНГ в своем Заявлении от 15 апреля 1994 года по поводу конфликта в Нагорном Карабахе и вокруг него приветствовал примирительную миссию Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Не менее активно работали миротворческие группы МПА СНГ по урегулированию конфликтов в Приднестровье, Молдова (1994 год), и Абхазии, Грузия (1995 год). Члены этих групп регулярно выезжали в горячие точки, проводили семинары, организовывали встречи сторон конфликтов. 5–6 сентября 1995 года в Таврическом дворце прошла первая встреча председателей парламентов Азербайджанской Республики, Республики Армения, Грузии и Российской Федерации. Участники встречи приняли заявление «К миру и стабильности на Кавказе», призывающее конфликтующие стороны не допускать вооруженного противостояния, избегать конфронтации, взаимодействовать в деле нормализации хозяйственных связей, создавать условия для безопасного возвращения беженцев и перемещенных лиц к родным очагам. Для содействия разрешению наиболее острых проблем на Кавказе Межпарламентской Ассамблеей СНГ был учрежден институт «кавказской четверки», в его рамках руководители парламентов Азербайджана, Армении, Грузии и России регулярно собирались и обсуждали актуальные для региона темы. Межпарламентская Ассамблея СНГ в миротворческой деятельности не ограничивается рамками Евразийского региона. Свою позицию парламентарии высказывали по поводу угрожающего мировой стабильности расширения НАТО на Восток (1996 год), в связи с военными действиями НАТО на территории Союзной республики Югославия (1999 год), по вопросу политического урегулирования конфликта в Афганистане (1996 год), а также по ситуациям в других горячих точках планеты. В 2004 году, во время этнического конфликта в Косово, по решению Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ в Сербию и Черногорию была направлена группа наблюдателей для изучения ситуации. Свои выводы депутаты МПА СНГ довели до многих партнерских парламентских организаций, в том числе до ПАСЕ. Вопрос «Ситуация в Косово» был включен в повестку заседания Парламентской Ассамблеи Совета Европы в качестве дополнительного, и 29 апреля 2004 года ПАСЕ приняла Резолюцию № 1375 «О ситуации в Косово», в которой были полностью поддержаны выводы наблюдателей Межпарламентской Ассамблеи СНГ.

Борьба с новыми вызовами и угрозами безопасности

Антитеррор

Еще одно направление деятельности МПА СНГ – противодействие традиционным и новым вызовам и угрозам безопасности.

При МПА СНГ на постоянной основе работает Объединенная комиссия по гармонизации законодательства в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам. В числе ее основных задач, прежде всего, борьба со всеми формами транснационального терроризма. Основной вклад МПА СНГ в борьбу с терроризмом на территории Содружества заключается в правовом обеспечении антитеррористических действий, сотрудничества органов безопасности и специальных служб СНГ. Здесь принципиальное значение имеет Соглашение, заключенное между Советом МПА СНГ и Советом руководителей органов безопасности и спецслужб государств – участников СНГ. В 1997 году был принят модельный закон «О борьбе с терроризмом», на базе которого разработан Договор о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом (1999 год). Существует множество других примеров, когда важнейшие модельные законы в сфере безопасности, принимаемые МПА СНГ, обретая форму межгосударственных соглашений, становились обязательными для стран СНГ. К их числу можно отнести Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (2000 год), которое было разработано на основе модельного закона «О противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров». Положения модельного закона «О противодействии финансированию терроризма», легли в основу Договора государств – участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (2007 год).

В последнее время особенно возросли качество и объемы решаемых задач. Благодаря тесному взаимодействию органов СНГ создана внутренне согласованная модельная законодательная база в сфере безопасности. В короткое время усовершенствовано, вновь подготовлено и принято Ассамблеей более сорока документов. Подавляющая их часть модельные законодательные акты, рекомендации и другие документы, направленные на совершенствование нормативно-правового противодействия терроризму, другим формам насильственного экстремизма и ОМУ-терроризму в частности. Созданы во многом не имеющие в законотворческой практике стран СНГ аналоги документов, приуроченные правовому обеспечению пограничной и информационной безопасности, предотвращение торговли людьми и незаконной миграции, коррупции и легализации доходов, полученных преступным путем, которые направлены на реализацию соответствующих международных договоров, заключенных в рамках СНГ. Среди них Соглашение о взаимодействии государств – участников Содружества Независимых Государств по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной охране (2008 год). В его реализацию принят модельный закон «О государственной охране». На основе новой редакции модельного закона «О противодействии коррупции» подготовлен проект Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в противодействии коррупции, процедуры согласования которого, должны завершиться в ближайшем будущем. Принятый Ассамблеей модельный закон «О фельдъегерской связи» создал условия для успешной реализации Соглашения государств – участников СНГ о Межправительственной фельдъегерской связи (1993 год). Эффективными механизмами реализации целого ряда международных договоров в правоохранительной сфере, заключенных в рамках СНГ, стали модельные законы «О прокуратуре», новая редакция модельного закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и многие другие.  

Социальная политика

С каждым годом возрастает роль Межпарламентской Ассамблеи СНГ в разработке согласованных подходов к решению проблем социальной политики, обеспечении соблюдения основных прав и свобод человека, в гуманитарном сотрудничестве. Важным этапом в этом процессе стало принятие Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, а также ряда модельных законодательных актов и рекомендаций, направленных на защиту детства, социальную защиту населения в условиях рынка. Кроме того, МПА СНГ способствует созданию условий для развития интеграционного сотрудничества в области охраны окружающей среды, разрабатывает согласованную законодательную базу для борьбы в рамках Содружества с преступностью и коррупцией.

Мониторинг выборов

Одна из основных задач МПА СНГ  - наблюдение за выборами. Члены парламентов государств -участников СНГ в статусе международных наблюдателей следят за выборными процессами в СНГ и по приглашению работают в государствах-членах других международных организаций. Наблюдатели и эксперты анализируют избирательное законодательство, делают выводы, указывают на достижения и недочеты. Работу по наблюдениями за выборами координирует одно из ключевых подразделений Межпарламентской Ассамблеи - Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ (МИМРД МПА СНГ). Решение о его создании было принято 10 февраля 2006 года в Киеве (Украина)  на выездном заседании Совета МПА СНГ. 


Главные задачи института: 

  • обмен информацией о соблюдении прав человека
  • обобщение опыта по развитию демократии и парламентаризма
  • проведение мониторинга выборов в государствах Содружества и за его пределами 
  • обучение международных наблюдателей

С 1994 по 2015 годы МПА СНГ организовала больше 100 выездов групп наблюдателей на выборы в государства СНГ.

Международное взаимодействие

Деятельность МПА СНГ базируется на уважении права других государств.  За годы своей работы организация стала авторитетной международной структурой. Она заключила соглашения о сотрудничестве с рядом ведущих международных организаций - Организацией Объединенных Наций, Парламентской Ассамблеей Совета Европы, Парламентской Ассамблеей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Парламентской Ассамблеей Черноморского Экономического Сотрудничества (ПАЧЭС), Парламентской Ассамблеей стран Средиземноморья, Всемирной организацией интеллектуальной собственности, Международной Федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Организацией Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Организацией Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Латиноамериканским Парламентом, Центрально-Американским Парламентом, Панафриканским Парламентом и многими другими.

Парламентская Ассамблея ОДКБ

ПА ОДКБ

Межпарламентская Ассамблея государств  – участников СНГ активно помогает работе коллег из Организации Договора о коллективной безопасности. С 1992 года, в рамках МПА СНГ, парламентские делегации государств – участников Договора о коллективной безопасности  регулярно рассматривали правовые вопросы реализации совместного сотрудничества. 16 ноября 2006 года,  институт ДКБ преобразовался в Организацию Договора о коллективной безопасности, было принято решение о создании самостоятельной Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности. Эта структура также разместилась в Санкт-Петербурге и работает в тесном сотрудничестве с МПА СНГ. 17 мая 2012 года на должность Председателя ПА ОДКБ избран председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 6 созыва Сергей Нарышкин.