Tavricheskiy – IPA CIS home and headquarters



For over 20 years since its establishment, the IPA CIS is based in the Tavricheskiy Palace. It is located in downtown St Petersburg on Shpalernaya ulitsa 47. Over its long history, the Palace had many residents and the IPA CIS is the most recent one. The Palace is brimming with the spirits of the Russian imperial past and the energy of the early Russian parliamentarianism. The Palace has seen both its heydays and neglect, magnificent fests and … stables

The buildings and park of the Tavricheskiy Palace are among the most remarkable architectural and historical landmarks of St. Petersburg, a creation of the best architects of the XVIII –early XIX centuries: I.E. Starov, F.I. Volkov, L. Ruska, K. Rossi, P. Visconti, artists and decorators: F.D. Danilov, F.A. Shcherbakov, D.-B. Scotti, garden planners V. Gould, outstanding sculptors and portrait-painters.

Гравюра

The Palace, initially called «the Mounted Guard House», was build as the countryside residence for Grigoriy Alexandrovich Potyomkin, a man of great stature and a statesman, confidant and close associate of Empress Ekaterina II. Born in a modest noble family, Potyomkin managed to pursue a rapid and brilliant career thanks to good fortune and outstanding talent. He was a remarkable public and military figure, a skillful diplomat. At the time of the construction of the Palace he was at the top of his glory – Potyomkin was the most influential person in the Empire after the Sovereign.

Патерсен, Бенжамен - Вид Таврического дворца со стороны сада, XIX в.

Chief architect I.E. Starov planned the Mounted Guard House in the fovourite Russian «П» - shaped manner facing the Neva.

The symmetrical composition of the Palace in classical style includes three main parts: the central two-storey structure with a cupola in the rear, two-storey embracing wings facing the Voskresenskaya street, and one-storey passages connecting them to the central block. The space shaped by the wings of the Palace forms the front entrance yard. The central building has a protruding six-column Doric portal appropriate to a main entrance. The facades of the side-blocks embracing the front yard also have portals but more modest ones, with only four columns and without terminating frontons.

Б. Патерсен. Вид Таврического дворца с Выборгской стороны













The subdued language of the palace facades contrasts with the rich decorum and unusual succession of the main halls in the central building. Breaking with the tradition of the day, I.E. Starov arranged the front halls not along the main facade but on the transverse axis of the palace. It opened with the quadrant vestibule followed by the octagon Cupola hall which is matched by a more flat external cupola on a small barrel with a lot of rectangular windows for illumination.

Купольный зал Таврического дворца















The Cupola hall is followed by a fabulous columned gallery with curved end walls – the Ekaterininskiy hall which was backed by a winter garden. All front halls were richly decorated by paintings, engravings in gilded frames, carpets and gobelins and luxurious furniture.

Екатерининский зал

The construction ended in 1789. In 1792, one year after the death of its owner, Ekaterina II named the palace Tavricheskiy and appropriated it together with the garden to the Crown to cover the debts of the late Prince.

After the death of the Ekaterina II in 1796, the heir Paul I, hateful as he was of his mother and her confidants, ordered on 11 April 1799 to dispose the Tavricheskiy Palace for the needs of the Mounted Guards Regiment. The Palace was ravaged in a matter of days and the luxurious gallery became stables and a riding ring.

In XIX century, after the restoration, the Palace was used by the royal family mainly for various festivities and receptions of high guests and ambassadors. The Persian Prince Khosrov Mirza, the Swedish and Norwegian Crown Prince Franz Josef stayed in the Palace during their diplomatic visits. It was also here that the national hero of the Patriotic War of 1812 Count P.Kh. Witgenstein lived while on his visit to St. Petersburg. Russian history writer N.M. Karamzin settled in the premises of the Palace in 1826 to complete his “History of the Russian Nation”.

In the end of the XIX – early XX century the Tavricheskiy Palace was known mainly as the place for major exhibitions: International Gardening Exhibition (1899), All-Russian Cottage-Industrial Exhibition (1902), Retrospective of Russian Portraits (1905), etc. It is also here that in 1899 the centennial anniversary of A.S. Pushkin was celebrated on a grand scale.

In 1905, on the decision of Emperor Nicolay II the Tavricheskiy Palace had been reserved for the sessions of the State Duma. This led to a substantial reconstruction of the premises: the winter garden was isolated from the Ekaterininskiy hall by a wall and rebuilt as a conference room with an amphitheatre and the presidium.

Заседание 1-ой Государственной думы













Later on, in 1917 the Tavricheskiy Palace housed the Provisional Government and the Petrograd Council of Workers’ Deputies, the Central Executive Committee of the All-Russian Soviets. It was a place where members of the Constituent Assembly, Party congresses held their meetings. In 1918 the Palace housed express-courses of revolutionary propaganda later transformed into, the First Workers’ and Peasants’ University that in 1921 was turned into the Communist Party Academy that stayed in the Tavricheskiy Palace till 1991 when the place was for a shortwhile referred to the Northwestern Public Academy.

Таврический дворец, 60-е годы XX века

Today the Tavrisheskiy Palace is the home and headquarters of the Interparliamentary Assembly of Member Nations of the Commonwealth of Independent States.

Штаб-квартира МПА СНГ — Таврический дворец



Уже больше 20 лет со дня своего основания Межпарламентская Ассамблея государств – участников СНГ работает в Таврическом дворце. Он расположен в центре Петербурга, по адресу: Шпалерная улица, д. 47. МПА СНГ - молодая организация, и она, естественно, не первый обитатель этого здания. Таврический дворец буквально пропитан духом царской России и ароматом эпохи зарождения российского парламентаризма. Его история уже насчитывает не одну сотню лет.  Дворцу пришлось пережить свои взлеты и падения. В нём устраивали масштабные праздники, создавали законы и... содержали лошадей.

Ансамбль Таврического дворца – один из самых выдающихся памятников архитектуры, садово-паркового искусства, истории и культуры Санкт-Петербурга. В его создании и преобразовании участвовали лучшие архитекторы XVIII – первой половины XIX века: И. Е. Старов, Ф. И. Волков, Л. Руска, К. Росси, П. Висконти, превосходные художники-декораторы: Ф. Д. Данилов, Ф. А. Щербаков, Д.-Б. Скотти, садовый мастер В. Гульд, замечательные скульпторы и портретисты.

Гравюра

Дворец, первоначально носивший название «Конногвардейский дом», был построен как загородная резиденция для всесильного вельможи XVIII века, фаворита и ближайшего помощника императрицы Екатерины II Григория Александровича Потемкина. Родившись в небогатой дворянской семье, Потемкин, благодаря случаю и незаурядным способностям, смог сделать быструю и блистательную карьеру. Он был выдающимся государственным и военным деятелем, талантливым дипломатом и ко времени строительства дворца находился на вершине славы: после императрицы Потемкин считался самым влиятельным человеком в государстве. Возведение дворца началось в 1783 году на обширном участке, ограниченном ведущей к Смольному монастырю Воскресенской улицей, названной во второй половине XIX века Шпалерной, и проложенными в ходе строительства Таврической и Потемкинской улицами.

Патерсен, Бенжамен - Вид Таврического дворца со стороны сада, XIX в.

Согласно проекту архитектора И. Е. Старова, Конногвардейский дом, главным фасадом обращенный в сторону Невы, был построен на русский манер «покоем», то есть в виде сильно растянутой буквы «П».

Симметричная композиция дворца, выполненного в стиле классицизма, включает три основные части: увенчанный куполом центральный двухэтажный корпус, спроектированный в глубине участка застройки, выходящие на Воскресенскую улицу боковые двухэтажные корпуса и объединяющие их с центральным корпусом одноэтажные переходы. Пространство, ограниченное крыльями дворца образует подъездной парадный двор. Центральный корпус отмечен сильно выступающим за линию фасада шестиколонным портиком дорического ордена, соответствующим главному входу. Фасады боковых корпусов, обращенные в сторону парадного двора, также имеют портики, но более скромные, четырехколонные и без завершающих фронтонов.

Б. Патерсен. Вид Таврического дворца с Выборгской стороны













С лаконично решенными фасадами дворца контрастировало богатое убранство и оригинальное расположение парадных залов центрального корпуса. В отличие от других архитекторов своего времени И. Е. Старов спроектировал анфиладу парадных залов не вдоль главного фасада, а на поперечной оси дворца. Открывалась она квадратным вестибюлем, за ним следовал восьмиугольный Купольный зал, которому снаружи соответствовал пологий купол на невысоком барабане, прорезанном большим количеством прямоугольных окон для освещения зала.

Купольный зал Таврического дворца















За Купольным залом была спроектирована многоколонная, небывалых размеров, галерея с закругленными торцевыми стенами – Екатерининский зал, за протяженной колоннадой которого располагался зимний сад. Все парадные помещения были богато украшены живописными полотнами, гравюрами в золоченых рамах, коврами, гобеленами, роскошной мебелью.

Екатерининский зал

В 1789 году строительство Конногвардейского дома было завершено, а уже в 1792 году, через год после кончины его первого владельца, он был переименован Екатериной II в Таврический дворец и вместе с садом отошел в казну в счет погашения долгов покойного князя Потемкина.

После смерти Екатерины II в 1796 году трон унаследовал Павел I, который 11 апреля 1799 года издал указ о передаче Таврического дворца под казармы лейб-гвардии Конного полка. В считанные дни дворец был разорен, а роскошная галерея превращена в конюшни и манеж.

Казалось, Таврический дворец, от былого великолепия которого не осталось и следа, закончил свое существование в качестве царской резиденции. Однако восшествие на престол Александра I ознаменовало его возрождение к новой жизни. Летом 1802 года из дворца был перемещен лейб-гусарский полк, и Александр I издал указ о восстановлении Таврического дворца в прежнем виде.

В XIX веке после завершения ремонтно-реставрационных работ дворец использовался царской семьей в основном для устройства различных празднеств, а также для приема высокопоставленных гостей и послов. Так, в ходе дипломатических визитов в Россию в Таврическом дворце останавливались персидский принц Хосров Мирза, шведский и норвежский наследный принц Франц Иосиф. Здесь же, бывая в Петербурге, жил герой Отечественной войны 1812 года граф П. Х. Витгенштейн, а в 1826 году во дворце поселился писатель Н. М. Карамзин, в то время работавший над окончанием «Истории государства Российского».

В конце XIX – начале XX века Таврический дворец был известен прежде всего как место проведения крупнейших выставок того времени: Международной выставки садоводства (1899), Всероссийской кустарно-промышленной выставки (1902), Историко-художественной выставки русских портретов (1905) и др. Здесь же в 1899 году с невиданным размахом проводились юбилейные торжества по случаю столетия со дня рождения А. С. Пушкина.

В 1905 году решением императора Николая II Таврический дворец был предоставлен для работы Государственной думе, что повлекло за собой значительную реконструкцию помещений: зимний сад был изолирован стеной от Екатерининского зала и оборудован под зал заседаний с амфитеатром и трибунами.

Заседание 1-ой Государственной думы













В дальнейшем, начиная с 1917 года, в Таврическом дворце размещались Временное правительство и Петроградский Совет рабочих депутатов, заседал Всероссийский центральный исполнительный комитет советов, собирались члены Учредительного собрания, устраивались партийные съезды.

Таврический дворец, 60-е годы XX века

В 1918 году здесь располагались краткосрочные курсы агитаторов, затем на их базе – Первый рабоче-крестьянский университет, преобразованный в 1921 году в Высшую партийную школу, которая просуществовала в Таврическом дворце вплоть до 1991 года, когда был создан Северо-Западный кадровый центр, получивший статус Северо-Западной академии государственной службы. Сейчас Таврический дворец является штаб-квартирой Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств.