Святая Успенская Киево-Печерская Лавра в Киеве

Святая Успенская Киево-Печерская Лавра в Киеве

Символ православного подвижничества, средоточие и оплот христианства, а еще – формировавшийся на протяжении более чем тысячи лет храмовый наземный и подземный комплекс, находящийся под охраной ЮНЕСКО, как бесценное достояние всего человечества – вот что такое Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра.

Впервые  лаврские пещеры упоминаются в «Повести временных лет» - самой старой из дошедших до наших дней древнерусской летописи. Нестор-летописец, которому приписывают авторство «Повести», подробно рассказывает и о том, как зарождалась Лавра. Основателем пещерного подвижничества на Руси он называет священника Иллариона, служившего в Берестове, бывшем тогда предместьем Киева, в храме  Двенадцати Апостолов. На холме близ Берестова Илларион, подобно первым христианам, вырыл пещеру и затворялся в ней для молитвы.

Его духовный подвиг не остался незамеченным. В 1051 году Илларион становится первым митрополитом – русским по происхождению и духовником Ярослава Мудрого. Но когда он занял Киевскую митрополичью кафедру, подвиг его не прервался.  У Иллариона нашелся последователь – его пещеру начал обживать вернувшийся со Святого Афона преподобный Антоний Печерский.Именно он и именно в 1051 году основал на холме близ Берестова пещерную обитель.

Духовный подвиг Антония привлек в его пещеру последователей, среди которых был и преподобный Феодосий, который впоследствии возглавил организовавшийся здесь мужской монастырь и стал его первым настоятелем. Ученики и последователи Антония расширяли сеть пещер, объединяя их ходами, и построили первые подземные храмы Спустя 10 лет Антоний,  искавший уединения, а к тому времени число братии достигло 12 человек, удалился на другой холм и вырыл себе новую пещеру. Тем самым было положено начало комплексу пещер, которые впоследствии получили название Антониевых, или Ближних. Первоначальные же пещеры получили название Дальних (или Феодосиевых). Со временем число иноков увеличивалось, ими был выстроен первый наземный храм Успения Пресвятой Богородицы.Число иноков все росло, и преподобный Антоний обратился к князю Изяславу Ярославичу с просьбой отдать монахам всю гору. Разрешение было получено, и на холме возник Печерский мужской монастырь.

После смерти Антония в 1073 году его погребли в пещерах. Здесь же стали хоронить и остальных усопших из числа братии. Выработался и способ погребения – для него в стене пещеры прорывали нишу, глубиной до двух саженей и шириной в полсажени, куда, уложенное на доске, задвигали тело усопшего. И либо закрывали нишу деревянным щитом, либо замуровывали. По окончании двухлетнего срока погребение открывали,  и переносили кости в крипты,  или костницы. Если же останки подвижников оказывались нетленными, их оставляли лежать на прежнем месте. Мощи преподобного Феодосия были перенесены в 1091 году в Великую Успенскую церковь, где они находились до 1240 года, когда, в преддверии Батыева нашествия на Киев  их оттуда изъяли, боясь поругания, и спрятали. Тайник с мощами не обнаружен по сей день.

Имена и духовные подвиги монахов, нетленные мощи которых нашли упокоение  в пещерах, ко времени их обретения были еще памятны братии, и кратко записывались на досках, прикрывающих погребения. С этих досок сведения впоследствии были переписаны  в Печерский  Патерик.

Преподобный Феодосий был канонизирован в 1133 году, а спустя пять столетий, в середине XVII века, Петр, митрополит Киевский, канонизировал 69 печорских подвижников. Тогда же Лавра становится местом постоянного паломничества и поклонения для всех православных русских и украинских земель. Начинается реконструкция подземных храмов, устроены новые, начали строиться и перестраиваться храмы на поверхности. Постепенно Лавра приобрела вид, знакомый нам сегодня. Киево-Печерская Лавра дважды прерывала свою духовную деятельность: она была закрыта с 1930 по 1941 год, и с 1961 по 1988 годы, когда Лавра возобновила свою деятельность как мужской монастырь.

До нашего времени сохранилась изначальная планировка лаврской застройки, прекрасно гармонирующей с холмами над Днепром, на которых возводился комплекс.Меж холмов, на которых возведен монастырь, пролегает глубокий овраг,  разделяющий его на так называемую Верхнюю лавру, куда еще в XI в. перебралась основная часть братии, и Нижнюю, где находятся Ближние и Дальние пещеры и странноприимный двор. Каждый из комплексов обители составляют несколько храмов, административных, жилых и хозяйственных построек.
 
Каждый храм Киево-Печерской лавры имеет свою историю и свой неповторимый образ, сложившийся под влиянием разных эпох и присущих им  стилей. Но ни время , ни потрясения  не в силах  угасить древний,  намоленный поколениями и поколениями,  дух лаврских храмов.

Где находится: