Таврический дворец

22 мая 2013 Новый законопроект об обязательном экологическом страховании

На VI Международном экологическом конгрессе представили Новый законопроект об обязательном экологическом страховании

Модераторами «круглого стола» были член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Вайнберг и Виолета Иванов, председатель Постоянной комиссии МПА СНГ по аграрной политике, природным ресурсам и экологии, председатель Комиссии Парламента Республики Молдова по окружающей среде и климатическим изменениям.

Участники «круглого стола» «Экологическое страхование как инструмент управления природопользованием и обеспечения экологической безопасности», который прошел в рамках VI Невского международного экологического конгресса, рекомендовали парламентам стран СНГ совместно с Межпарламентской Ассамблеей государств Содружества ускорить разработку проекта модельного закона «Об экологическом страховании» (новая редакция).

Напомним, что природоохранное законодательство всех государств – участников СНГ содержит положения об экологическом страховании. В Республике Азербайджан в 2002 году был принят «Закон об обязательном экологическом страховании». В Республике Казахстан в 2005 году принят закон «Об обязательном экологическом страховании». Президент Туркменистана подписал постановление о введении с 1 марта 2013 года обязательного экологического страхования. Правоприменительная практика этих законов нормативных правовых актов показала, что экологическое страхование в случае его эффективного развития способно стать наиболее универсальным и перспективным инструментом гарантии возмещения вреда окружающей среде.

В Российской Федерации с 1 июля 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», целью которого является регулирование случаев аварийных разливов нефти при добыче на морских акваториях. Финансовое обеспечение по этому закону предусматривает три возможных варианта: банковскую гарантию оплаты; договор страхования; создание собственного резервного фонда. Все три варианта финансового обеспечения являются одинаково затратными, требующими более чем двукратных затрат по сравнению с суммой ущерба. Причиной этого являются недостаточно благоприятные экономические условия в России: инфляция до 10% в год (по отдельным видам товаров, работ и услуг - 10-15%), дисбаланс банковских ставок по вкладам и кредитам, высокими (30% и более) накладными расходами страховых компаний.

Зарубежный опыт показывает, что для редких событий с крупным ущербом целесообразно использовать некоммерческое страхование в виде специализированных фондов: отраслевых, территориальных, национальных и международных: некоммерческое страхование позволяет снизить затраты производственных и транспортных компаний в несколько раз по сравнению с коммерческим страхованием.

Вместе с тем, до настоящего времени в государствах – участниках СНГ не удалось сформировать систему экологического страхования и его нормативно-правовое обеспечение в необходимом объеме.

«Экологическое страхование – внебюджетный ресурс, который позволит обеспечить гарантированное возмещение вреда окружающей среде», - заявил член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Вайнберг.

Последние новости