Таврический дворец

17 сентября 2008 Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации Рашида Нургалиева на втором Международном конгрессе «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни»

Уважаемый Сергей Михайлович!
Уважаемые дамы и господа!
Участники второго Международного конгресса!

Сейчас на экранах вы видели то, с чего начался в Российской Федерации путь к пониманию необходимых кардинальных изменений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Анализируя сложившуюся ситуацию в мире, понимаешь, почему под председательством Президента страны тогда, в 2005 году, был проведен Президиум Государственного Совета, на котором, оценив складывающуюся обстановку на российских дорогах, руководством страны было отмечено, что масштабы травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий приобрели характер угрозы национальной безопасности.

Мы уже не могли мириться с тем, что у нас в России в тот период сложилась такая трагическая картина, когда уходят из жизни люди дееспособного возраста, когда погибают дети, когда ежегодно мы теряли более 30 тысяч населения, когда каждый год мы должны были фактически закрывать по одной-две школы.

В демонстрационном фильме вы все видели, какая была сложная обстановка на дорогах в тот период. И тогда Президент страны сказал, что на дорогах царит и произвол и, по сути дела, правовой нигилизм.

Думаю, уважаемые коллеги, что подобные проблемы характерны были и для многих стран мира. Поэтому, осознавая всё это, позвольте выразить вам – участникам второго конгресса – искреннюю признательность за ваше внимание к проблемам обеспечения безопасности дорожного движения как сложного явления социально-общественной жизни, которая оказывает заметное влияние на социально-экономическое развитие как нашей страны, так и мира в целом. Об этом, кстати, говорилось и на 58-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. В частности, там отмечалось, что мировое сообщество переживает глобальный кризис в области обеспечения безопасности дорожного движения. И в этой связи весьма показательно, что за последние пять лет Генеральной Ассамблеей ООН принято несколько резолюций по данной проблеме. Причем в конце марта сего года этот вопрос рассматривался вновь. И мы в нашей стране, начиная с 2005 года, оценив сложную ситуацию, осмысленно пошли на то, чтобы сохранить, прежде всего, человека, его жизнь и здоровье, для чего на национальном уровне был принят целый ряд нормативно-правовых актов. При этом мы использовали международный опыт, стратегию развития транспортного комплекса, прогнозные оценки и мнения экспертов, согласно которым, кстати, в мире количество людей, гибнущих в дорожно-транспортных происшествиях, составляет сегодня 1,2 миллиона человек в год, а получивших увечья – 50 миллионов.

Транспортный травматизм в мировом сообществе является второй по значимости причиной смерти среди детей и молодежи. Свыше половины смертей в дорожно-транспортных происшествиях приходится на долю социально активной части населения, чей потенциал для общества остается нереализованным. И наши данные в 2005 году также говорят об этом: мы теряли на дорогах страны самый дееспособный потенциал нашего государства – лиц в возрасте от 26 до 42 лет.

Тревожат нас и прогнозные оценки экспертов относительно развития дорожной ситуации. Так, если не будут приниматься эффективные меры, то смертность и инвалидность в результате ДТП возрастут в мире к 2020 году на 67%. Поэтому, уважаемые коллеги, устранение причин условий аварийности выступают для нас сегодня одним из главных государственных приоритетов в защите человека, его здоровья и имущественных интересов.

За последние два года в нашей стране государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения вышла на качественно новый уровень, и основу национальной стратегии составила федеральная целевая программа повышения безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах, которая фактически стала механизмом комплексного воздействия государства и общества на состояние безопасности дорожного движения. И здесь, уважаемые коллеги, хотел бы дать краткий обзор ситуации и результат реализации данной программы, который мы получили за два с небольшим года.

Итак, сегодня мы все-таки видим относительно высокий уровень смертности, травматизма от ДТП. По итогам 2007 года зафиксировано свыше 230 тысяч ДТП, в которых погибло свыше 33 тысяч и 292 тысячи получили ранения. При этом, как я уже отметил, в зоне риска находится самая активная часть населения. Еще раз подтверждаю, что это возраст от 26 до 42 лет.

Проведенный анализ позволил выделить следующие основные причины. Это несоответствие темпов развития дорожно-транспортной системы, темпов автомобилизации страны и недостаточный, низкий уровень правосознания, а также подготовка участников дорожного движения.

Для исправления ситуации понадобился государственный, системный подход, целый комплекс согласованных действий всех министерств и ведомств и общественных организаций нашего общества. Так, была подготовлена и реализуется федеральная целевая программа, на основе которой разработаны соответствующие региональные и местные подпрограммы, позволившие сконцентрировать наши усилия на приоритетных направлениях. Как результат, оценив то, что было, и приняв обозначенные мною меры, по состоянию за 7 месяцев 2008 года нам удалось добиться снижения основных показателей в сфере безопасности дорожного движения:

– количество ДТП снизилось на 8,6%;
– число погибших снизилось на 11,5%, раненых – на 10,1%;
– число ДТП с особо тяжкими последствиями снизилось на 18,9%, в которых на 19,4% и 25,2% соответственно сократилось и число погибших и раненых.

И здесь, благодаря тесной работе с государственными институтами и гражданским обществом, нам удалось выделить следующие приоритетные направления. Это:

– предупреждение управления в состоянии опьянения;
– детская безопасность, безопасность пешеходов;
– предупреждение превышения скоростного режима;
– повышение качества подготовки водителей;
– применение ремней безопасности;
– пропаганда безопасности дорожного движения.

Для представления целостной картины в нашей стране хотел бы в общих чертах остановиться на каждом из них отдельно.

Первое – предупреждение управления в состоянии опьянения. В прошлом году по данной причине в России погибло свыше двух с половиной тысяч человек и свыше 22,7 тысяч получили ранения. Для изменения ситуации мы, прежде всего, совершенствовали систему медицинского освидетельствования, усиливали ответственность и проводили серьезную работу с использованием средств массовой информации.

В результате принятых мер на этом, одном из приоритетных направлений – профилактике – мы отмечаем снижение числа ДТП с участием нетрезвых водителей на 17,8%, смертности – на 13,9% и числа раненных – на 13,1%.

Вторая проблема – это детская безопасность. Здесь мы исходили из того, что за последние годы пик в России пришелся на 2007 год, когда погибли свыше тысячи детей и почти 25 тысяч получили ранения.

В результате принятия ряда мер, направленных на улучшение системы обучения детей безопасному поведению на дороге, на обязательное использование водителями детских удерживающих устройств, на проведение целевых пропагандистских кампаний, на создание детских автогородков, а также реализации программы «Школьный автобус», детский травматизм, пусть, уважаемые коллеги, немного, но сократился – почти на 4,6%.

Большое внимание мы уделяли, безусловно, безопасности пешеходов. До принятия комплекса программ, направленных на сохранение жизни пешеходов и усиление надзора за исполнением водителями правил на пешеходном переходе, в дорожно-транспортных происшествиях погибало почти 12 тысяч пешеходов, около 83 тысяч получали ранения.

В настоящее время в итоге мы имеем следующее. Сократилось количество дорожно-транспортных происшествий из-за нарушений правил дорожного движения пешеходами на 14%, число дорожно-транспортных происшествий, совершенных по вине нетрезвых водителей, совершивших наезд на пешеходов, сократилось на 15%, количество погибших и раненных пешеходов – на 12,8% и на 14,2% соответственно.

Нарушение скоростного режима. В прошлом году погибло свыше 9,7 тысяч человек, более 71 тысячи получили ранения. Добиться сокращения количества дорожно-транспортных происшествий, связанных с превышением скорости,  – на 13%, числа погибших – на 8,5% и раненых – на 16% стало возможным, благодаря внедрению современных автоматизированных систем фиксации, усилению административной ответственности и проводимой широкой рекламной кампании.

Подготовка водителей также была в сфере пристального внимания государства и общества. В прошлом году в дорожно-транспортных происшествиях по вине водителей погибли почти 27,8 тысяч населения, ранено около 258 тысяч. И здесь мы все вместе начали внедрение передовых технологий в систему подготовки водителей и сдачи экзаменов.

Классы, отвечающие сегодня современным стандартам, вошли в норму. Оборудованы по последнему слову техники автодромы, специальные учебные автомобили-тренажеры. Конечно же, все это позволило нам на качественно новом уровне проводить обучение и принимать экзамены на управление транспортными средствами.

Но это только в отдельных регионах, уважаемые коллеги. Всецело по стране мы должны с вами в перспективе создать такие условия. В результате количество дорожно-транспортных происшествий по вине водителей за семь месяцев текущего года сократилось на 7,9%.

Особое внимание посредством проведения рекламных кампаний уделялось работе по обеспечению непосредственного применения ремней безопасности. И здесь также есть соответствующие результаты.

Как показывает практика, мы все-таки исходим из того, что по вине водителей происходит более 80% всех дорожно-транспортных происшествий, и поэтому рассматриваем эту проблему как воздействие на человеческий фактор в качестве основного направления. Именно, уважаемые коллеги, на формирование правового сознания граждан мы сделали тогда, в 2005 году, делаем и будем делать дальше основной акцент в своей профилактической работе.

И сегодня нам необходимо здесь говорить о системе непрерывного обучения и воспитания законопослушных участников дорожного движения. Оно должно занять свое прочное место в семье, в дошкольном воспитании и учебном процессе общеобразовательных учреждений, во внешкольной и дополнительной системах образования и далее, через средства массовой информации, путем проведения различных пропагандистских акций, брифингов, общественных конференций, форумов нам следует целенаправленно воздействовать на общественное сознание, чтобы все мы пришли к пониманию социальной значимости проблемы опасности дорожного движения, и показать это не только для того, чтобы знали об этом органы правопорядка. Это должен знать каждый человек, проживающий в нашей стране и в мире.

И здесь к проведению публичных информационных мероприятий привлекаются в нашей стране видные общественные и государственные деятели, налажено сотрудничество с Московской Патриархией Русской Православной Церкви и представителями других конфессий. Также помимо этого на постоянной основе проводится работа с Общественной палатой и Общественным советом при МВД России, правозащитными и неправительственными организациями, среди которых такие, как Комитет за гражданские права, «Сопротивление», «Свобода воли» и ряд других.

Уважаемые коллеги, это именно тот ресурс, который помогает сформировать правосознание участников дорожного движения и донести необходимую информацию до каждого гражданина нашей страны. Нередко слова наших общественных деятелей, ученых, артистов воспринимаются гражданами куда более эффективно, чем десятки публикаций в средствах массовой информации.

И как вывод. Говоря о проведенной за последние два с небольшим годом работе, мы отмечаем наметившиеся первые позитивные тенденции, и они преимущественно имеют социальный аспект. Это и сокращение числа погибших, это и снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, и сокращение детского дорожно-транспортного травматизма. Это, на наш взгляд, первый и самый главный результат предпринимаемых за два года усилий в рамках реализации федеральной целевой программы.

Вместе с тем надо признать, что обстановка на российских дорогах остается напряженной, требующей особого внимания и активизации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Поэтому во взаимодействии с органами государственной власти, местного самоуправления мы все вместе продолжим реализацию федеральной целевой программы и будем осуществлять комплекс мер, направленных на снижение смертности и травматизма, в целях решения главной задачи – защиты жизни и здоровья граждан, а также обеспечения их прав и законных интересов.

Достижение указанных целей мы связываем и с необходимостью формирования нового облика сотрудника Государственной автоинспекции. И в этой связи мы сегодня добиваемся, чтобы сотрудники службы достойно представляли государственную власть. Требуя дисциплины и исполнения закона от граждан, сотрудники сами должны являться примером поведения на дорогах, иметь высокую профессиональную и правовую подготовку, быть принципиальными и требовательными к нарушителям, сочетая это с вежливым и доброжелательным отношением к гражданам, попавшим в затруднительное положение и рассчитывающим на помощь. Их действия должны быть понятными, открытыми, справедливыми, исключающими формальное отношение к человеческой беде.

И именно для этого осуществляется сегодня широкий комплекс мер, направленных на обеспечение непрерывного обучения и воспитания наших сотрудников, техническое переоснащение службы, усиление внутреннего контроля над соблюдением дисциплины и законности и развитие социально-правовой защищенности личного состава.

Уважаемые участники второго Международного конгресса!

Уверен, что у каждого государства – участника конгресса есть свой положительный опыт, и сегодняшнее обсуждение поможет нам обменяться имеющимися наработками в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и позволит определить те направления дальнейшего повышения эффективности, которых сегодня ждет весь мир.

И для этого все мы вместе должны в XXI веке создать такие условия, в которых человек чувствовал бы себя более защищенным. Ведь главное, что есть на земле, – это человеческая жизнь. Никто и никогда, уважаемые коллеги, не заменит нам погибших на дорогах, и наша общая с вами задача – сделать так, чтобы автомобиль в XXI веке был в надежных руках человека, уважающего, прежде всего, себя и окружающих.

Спасибо. Благодарю за внимание.

Последние новости