Таврический дворец

3 апреля 2008 Выступление Председателя Сената Парламента Республики Казахстан Касыма-Жомарт Кемелулы Токаева на тридцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи СНГ

Уважаемые коллеги!

Прежде всего, хотел бы выразить признательность Председателю Совета Федерации Сергею Михайловичу Миронову за гостеприимство и высокий уровень организации нашей встречи.

Межпарламентское сотрудничество стало эффективным механизмом партнерства стран Содружества в такой важной сфере, как законотворчество.

Как вам известно, в ходе заседания Совета глав государств в октябре 2007 года в Душанбе по инициативе Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева была разработана и одобрена концепция дальнейшего развития СНГ. Важным условием успешного развития СНГ является дальнейшее сближение национальных законодательств государств в различных сферах многостороннего сотрудничества. Реализация указанной задачи возложена на Межпарламентскую Ассамблею, которая уже приступила к разработке модельных законов с целью их имплиментации в законодательствах государств – участников Содружества.

В рамках сегодняшней встречи нам предстоит рассмотреть ряд вопросов, касающихся правового обеспечения реализации концепции дальнейшего развития СНГ. Предложенная Казахстаном формула рассмотрения вопросов в рамках Содружества по принципу один год – одна тематика позволяет всем нам выбирать те сферы интеграционного взаимодействия, в развитии которых заинтересованы государства – участники СНГ.

Мы предприняли усилия по выработке согласованной миграционной политики. Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений. Миграция в современном мире стала серьезным фактором глобального рынка труда.

Что касается Содружества, то наша задача состоит в том, чтобы превратить миграционную политику в мощный рычаг консолидации стран СНГ. Люди, приехавшие из сопредельных государств, могут серьезно укрепить интеграционные связи. Их законное трудоустройство и обеспечение социальными условиями должны стать важным фактором укрепления сотрудничества с нашими партнерами.

Актуальность данной проблемы подтверждается международной конференцией, проводимой по инициативе Межпарламентской Ассамблеи СНГ и Парламентской Ассамблеи Совета Европы.

К сожалению, нормативно-правовая база в области трудовой миграции на пространстве СНГ уже устарела. Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защите трудящихся 1994 года носит декларативный характер, не учитывает наличия новых угроз и необходимость согласованных действий в современных очень сложных реалиях. Совместных усилий государств – участников СНГ требует пресечение нелегальной миграции и трафика мигрантов. И, конечно же, особое внимание следует уделить защите прав мигрантов путем разработки универсального модельного законодательства. В этой работе нельзя ограничиваться национальными рамками, нужно выходить на межгосударственный уровень.

Отдельные попытки государств по легализации труда мигрантов не приносят ожидаемого эффекта. К примеру, проведенная в Казахстане акция привела к легализации порядка 160 тысяч трудовых мигрантов из стран СНГ, но повторение такой акции будет только стимулировать приток нелегальных мигрантов. Как показывает международный опыт, формирование режима свободного перемещения мигрантов и создание единого рынка труда в рамках интеграционных объединений является, по сути, наиболее оптимальным, если не сказать единственным, вариантом решения данной проблемы.

Назрела необходимость создания специального института, например, межгосударственного банка данных по спросу и предложению рабочей силы. Данная мера позволила бы решить комплекс проблем, связанных с регулированием миграционных потоков, создать условия для пресечения нарушения прав мигрантов, сократить потоки нелегальной миграции.

Главы государств на душанбинском саммите приняли декларацию о согласованной миграционной политике, ведется работа по согласованию проекта концепции миграционной политики и конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Мы рассчитываем на плодотворную работу Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи по социальной политике и правам человека, в том числе по разработке модельных законов в этой сфере.

Еще одна важная проблема – это взаимодействие в сфере развития единых транспортных коммуникаций. На пространстве Содружества исторически сложилась разветвленная сеть межгосударственных транспортных коридоров. Поэтому считаем такого рода взаимодействие абсолютно необходимым.

В то же время отсутствует эффективное межгосударственное регулирование транспортной системы, в том числе с точки зрения создания равных условий для производителей транспортных услуг. Транспортное законодательство в государствах СНГ, нормы и технические требования к транспортной инфраструктуре и транспортным средствам являются разнородными по своему содержанию.

Концепция согласованной транспортной политики государств - участников СНГ на период до 2010 года предусматривает целый комплекс правовых и организационных мер, нацеленных на выработку общих подходов к данной проблеме.

Поэтому мы возлагаем надежду на эффективную деятельность Постоянных комиссий Межпарламентской Ассамблеи по правовым вопросам, экономике и финансам.

Уважаемые коллеги!

Основная идея реформирования СНГ заключается в придании новой динамики и качества сотрудничеству наших стран. Мы искренне заинтересованы в укреплении потенциала и авторитета Содружества. Назрела насущная потребность в обобщении накопившегося опыта государственного строительства, гармонизации и оптимизации современных интеграционных проектов, разработке механизмов их реализации. В этой работе необходимо активное участие не только парламентариев, но и ученых, представителей неправительственных организаций. Ответственного и продуманного подхода требуют вопросы формирования бюджета, исполнения государствами – участниками принятых на себя финансовых обязательств.

Парламент Казахстана поддерживает создание института демократии в рамках Межпарламентской Ассамблеи. Это важный шаг в направлении совершенствования механизма совместного наблюдения за выборами. На сегодняшний день принято более 200 модельных законов, об этом сегодня говорилось. Надо сказать, что это неплохой показатель. Но нужно продолжать работу с целью их усовершенствования с учетом меняющихся реалий.

Уважаемые коллеги, в заключение хотел бы напомнить вам, что в конце июня этого года наша столица Астана принимает сессию Парламентской Ассамблеи ОБСЕ. Это, конечно же, важный форум, и мы выражаем надежду на то, что все делегации парламентов государств – участников СНГ прибудут в нашу столицу и примут самое активное участие в работе данного форума.

Хотел бы также заверить своих коллег, что парламентарии Казахстана будут делать все от них зависящее для использования и внесения конструктивных предложений в своем законотворческом процессе. Убежден, что совместными усилиями мы сможем добиться необходимых результатов.

Спасибо.

Последние новости