Таврический дворец

13 июля 2009 Выступление Председателя Сената Республики Казахстан, Вице-президента Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Касым-Жомарт Токаева на Международной парламентской конференции по вопросам европейской безопасности (г. Киев)

Уважаемый Спикер Верховной Рады!

Уважаемые участники конференции!

Хотел бы выразить признательность украинским коллегам за теплый прием и поблагодарить организаторов конференции за приглашение принять участие в столь важном мероприятии. Повестка дня нашего форума является более чем актуальной и свидетельствует о неуклонном возрастании роли и значения парламентской дипломатии. Это вполне естественное явление, коль скоро мы говорим об укреплении народовластия в наших странах, о придании большей демократичности международным отношениям.

Поэтому крайне важным представляется поиск новых возможностей для расширения межпарламентского взаимодействия, прежде всего, по вопросам обеспечения безопасности и стабильности в мире.

Отрадно, что проблематика европейской безопасности является ключевым пунктом повестки дня Парламентских Ассамблей ОБСЕ, ОДКБ, Межпарламентской Ассамблеи СНГ и, конечно, Европейской Ассамблеи безопасности и обороны.

В этом году по линии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ состоялось несколько мероприятий, посвященных этой проблематике. Итоги прошедших в феврале в Вене специальных дебатов Ассамблеи ОБСЕ, а также конференции, организованной в марте Парламентом Италии, свидетельствуют о растущем внимании европейского парламентского сообщества к предложению Президента России о заключении Договора о европейской безопасности.

Парламент Казахстана разделяет видение того, что будущая архитектура европейской безопасности должна основываться на существующих механизмах, институтах и правовых документах. Другими словами, нельзя отвергать то, что было наработано раньше. В то же время не следует останавливаться на достигнутом, а неуклонно идти вперед.

Полагаю, что для достижения единства в отношении будущей европейской безопасности будет способствовать так называемый «процесс Корфу», начатый в конце июня в ходе неформальной встречи министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ.

Как будущий председатель ОБСЕ, Казахстан принимает самое активное участие в процессе обсуждения вопросов, касающихся новой архитектуры безопасности, поскольку начатые дискуссии уже в декабре текущего года переходят в повестку дня казахстанского председательства.

Будучи крупной евразийской страной, входящей в такие региональные структуры безопасности как Шанхайская организация сотрудничества, Организация Договора о коллективной безопасности, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Казахстан вносил и будет вносить свой вклад в реализацию мер, направленных на усиление безопасности и взаимного доверия.

Казахстан поддерживает предложение по проведению встречи высокого уровня руководителей ОБСЕ, ОДКБ, НАТО, ЕС и СНГ. Полагаем, что такая встреча позволит выработать общие подходы к сложным вопросам строительства всеобщей безопасности.

Саммиты нуждаются в тщательной подготовке. Существующие разногласия в европейском сообществе упрощать нельзя. Необходимо продолжать интенсивную работу по согласованию различных точек зрения и позиций для достижения искомого консенсуса. Это трудный и длительный процесс. Достаточно вспомнить тот факт, что даже СНГ является территорией нескольких так называемых «замороженных конфликтов».

На наш взгляд, парламентскому сообществу важно не упускать из внимания инициативы в других измерениях безопасности, в том числе в гуманитарном. Известно, что причинами ряда конфликтов на пространстве ОБСЕ стали нарушения прав этнических и религиозных меньшинств.

В целом, проблема межнациональных отношений и межрелигиозной толерантности становится все более актуальной и поэтому требует к себе особого, продуманного и сбалансированного подхода. В этой связи хотел бы напомнить о нашей практике проведения Съездов лидеров мировых и традиционных религий. Интерес к этому форуму возрастает. Недавно в Астане мы провели третий Съезд, в работе которого приняли участие видные религиозные и политические деятели из 35 стран мира.

В условиях современного, глобализированного мира система безопасности и сотрудничества не может рассматриваться как чисто европейская. Европа и Азия – это, по сути, уже единое географическое и политическое пространство, переплетенное множеством исторических, экономических, культурных связей.

Поэтому всем заинтересованным государствам предстоит консолидировать совместные усилия по поиску факторов, объединяющих страны евроатлантической и евроазиатской «зон».

ОБСЕ имеет большие заслуги в деле внедрения демократических ценностей в постсоветском пространстве. Если 15 лет назад в Казахстане имели отдаленное представление об ОБСЕ, то сегодня Организация стала неотъемлемой частью общественно-политической жизни нашего государства, особенно в преддверии председательствования. Вместе с тем, после вступления в ОБСЕ постсоветских государств облик и суть Организации претерпели значительные изменения. Поэтому повышение эффективности ее деятельности в новых исторических и геополитических условиях является самой насущной задачей. Без достижения этой цели ОБСЕ не сможет адекватно реагировать на новые вызовы, в том числе успешно выполнить собственный мандат применительно к региону Центральной Азии. Это тем более важно в условиях глобального финансово-экономического кризиса.

ОБСЕ, созданная когда-то как инструмент разрядки, должна оставаться дееспособным механизмом укрепления военно-политической безопасности.

Стратегия Казахстана на посту председателя ОБСЕ будет базироваться на таких принципах, как ведение активного и конструктивного диалога с нашими партнерами на основе доверия, уважения и взаимопонимания для решения наиболее острых проблем, негативно влияющих на общую систему безопасности.

Сегодня мы с удовлетворением отмечаем, что инициатива Президента Казахстана о созыве СВМДА, высказанная ещё в 1992 году на 47-сессии Генеральной Ассамблеи ООН, стала реальным фактором международных отношений и служит эффективным средством укрепления безопасности и сотрудничества в Азии.

В Центральной Азии не могут не проявлять обеспокоенности по поводу обстановки в Афганистане. Казахстан поддерживает инициативы, направленные на усиление роли международных организаций в процессе постконфликтного урегулирования в этой стране.

Мы твердо привержены процессу реконструкции Афганистана в партнерстве с местными властями и членами мирового сообщества, в том числе в рамках ОДКБ, ОБСЕ, ШОС и НАТО. Казахстан вносит свой вклад в деятельность Международных сил содействия безопасности в Афганистане.

На этом форуме полагаю уместным напомнить о решении Президента Казахстана навечно закрыть Семипалатинский ядерный полигон и отказаться от ядерного оружия. Это решение о безъядерном статусе нашей страны, принятое в очень сложных условиях, поистине носит исторический характер. Не будь этого решения, ситуация в мире и особенно в Центральной Азии была бы принципиально иной, гораздо менее безопасной.

Отказ Казахстана от ядерного оружия приобретает особую актуальность в нынешней критической ситуации в сфере нераспространения. Мы стали очевидцами разрушения системы, которая складывалась на протяжении более 40 лет. В сфере нераспространения были допущены серьезные ошибки, в том числе связанные с двусмысленностями и двойными стандартами. Режиму нераспространения был нанесен непоправимый ущерб. Последним свидетельством такого кризиса стало проведение Северной Кореей испытания ядерного оружия.

На этом фоне большое значение имеет подписание пятью государствами нашего региона в Семипалатинске Договора о создании зоны, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии. Данную акцию поддержали Россия и Китай – постоянные члены Совета Безопасности ООН.

Особого внимания мирового сообщества заслуживает предложение Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева объявить 29 августа Всемирным днем отказа от оружия массового уничтожения и внести этот вопрос на рассмотрение ООН.

Еще одним важным вкладом в дело нераспространения может стать инициатива Казахстана по размещению на своей территории международного банка ядерных материалов.

Убежден, что такие вопросы, как контроль над вооружением, а также распространением опасных материалов и оружия массового уничтожения должны стать неделимой частью диалога о европейской безопасности.

Стремясь внести свой вклад в обеспечение общеевропейской безопасности, Казахстан разработал и принял государственную программу «Путь в Европу». Это - комплексный план сотрудничества с основными европейскими институтами, включая Европейский Союз и ОБСЕ, по широкому спектру направлений, представляющих взаимный интерес. В особенности нас интересуют такие проверенные временем политические ценности, как верховенство закона, деятельность гражданского общества, парламентская практика и, конечно же, возможность заимствования современных технологий. Европейский Союз является основным торговым партнером Казахстана. При этом наша страна не ставит перед собой задачу вступления в ЕС, это было бы неадекватно и контрпродуктивно для долгосрочных национальных интересов Казахстана.

Уважаемые коллеги!

Обсуждая проблемы всеобщей безопасности, нельзя обойти вниманием деликатную, но крайне важную и острую тему – отношение некоторых государств и политиков к итогам Второй мировой войны. На мой взгляд, попытки подвергнуть ревизии фундаментальный принцип – нашу общую победу над фашизмом – исторически, политически и с нравственной точки зрения являются, по меньшей мере, некорректными. Как вице-президент Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, вынужден выразить сожаление по поводу принятия на недавней Вильнюсской сессии Ассамблеи резолюции, противоречащей общеизвестным историческим фактам и документам, по сути дела, ставящей на одну доску нацистский режим и государство, входившее в антигитлеровскую коалицию, внесшее огромный вклад в разгром фашизма и ставшее соучредителем ООН.

В завершении своего выступления, хотел бы выразить надежду на то, что итоги сегодняшней межпарламентской конференции в Киеве и принятое нами Коммюнике будут содействовать дальнейшему развитию диалога по заключению Договора о европейской безопасности.

Спасибо за внимание.

Последние новости