Нарышкин настаивает на двухэтапном процессе формирования евразийского парламента
04 October 2012
Спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин считает, что формирование общего евразийского парламентского органа должно происходить в два этапа. В конце 2011 года была создана Евразийская экономическая комиссия, в которую вошли РФ, Белоруссия и Казахстан. Главы трех государств провозгласили переход к новому этапу интеграционного строительства - Единому экономическому пространству.
"Как представляется, сегодня правильно говорить о двухэтапном процессе формирования парламентского органа евразийской интеграции. В ближайшей перспективе это может быть Евразийская межпарламентская ассамблея, созданная путем делегирования в нее депутатов национальных парламентов. И только со временем, после создания всех соответствующих условий, Евразийская ассамблея может быть преобразована в полноценный евразийский парламент",- пишет Нарышкин в своей авторской статье, опубликованной в четверг в газете "Известия". По мнению спикера Госдумы, в 2013-2014 годах должна быть в основном сформирована нормативно-правовая база евразийской интеграции, необходимая для подписания до 1 января 2015 года договора о Евразийском экономическом союзе.
"В поле нашего зрения должны быть формирование и развитие евразийских наднациональных институтов, дальнейшее сближение, гармонизация национальных законодательств, а также их унификация в тех сферах, которые определены соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Единого экономического пространства", - уточнил Нарышкин.
Спикер Госдумы считает, что международные соглашения, принимаемые Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), требуют приведения в соответствие с ними национальных законодательств и предварительной парламентской экспертизы.
"Поэтому создаваемую Евразийскую ассамблею будет необходимо наделить рядом существенных полномочий. В частности, такими, как право разрабатывать Основы законодательства в базовых сферах правоотношений, которые после рассмотрения Высшим евразийским экономическим советом приобретут директивный характер", - поясняет он в своей статье.
По его мнению, экономическая интеграция в Евразии невозможна без вовлечения в этот процесс широких слоев общественности России, Казахстана и Белоруссии, входящих в ЕЭК.
"В этом плане евразийский парламентский орган тоже мог бы сыграть важную роль. Речь идет о выработке рекомендаций для Высшего евразийского экономического совета, обращениях с запросами и рекомендациями к Евразийской экономической комиссии, Евразийскому суду, а также к парламентам стран-членов и стран-партнеров нового интеграционного образования", - считает Нарышкин.
По мнению спикера ГД, при формировании нового парламентского органа важно учитывать как практику Европейского парламента, так и опыт, накопленный Межпарламентской ассамблеей ЕврАзЭС и Парламентским собранием Союза Беларуси и России.
"Наделяя полномочиями Евразийскую ассамблею, наши государства будут руководствоваться принципами добровольности, суверенности, равенства и ответственности за принятые обязательства. При этом ни о каком возврате к СССР не может быть и речи. Наднациональные институты Евразийского экономического союза могут формироваться лишь в соответствии с конституциями наших суверенных государств", - отметил Нарышкин.
Он также подчеркнул, что формируемый Евразийский союз является открытым проектом, и выразил мнение, что такой же подход должен быть реализован и при формировании Евразийской ассамблеи. "Ее полноправными членами не могут быть парламенты государств, еще не ставших членами Единого экономического пространства. Вместе с тем, они могли бы активно участвовать в работе Евразийской ассамблеи в качестве партнеров, имеющих намерение присоединиться к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству", - пояснил Нарышкин.
"Уверен, что уже в недалеком будущем наши народы дадут высокую оценку принятым политическим решениям. Этому примеру достижения общих договоренностей по самым сложным вопросам должны следовать и парламентарии", - заключил Нарышкин.