Таврический дворец: древний изящный вкус, дыхание истории и звуки органа
«Наружность его не блистаетъ ни рѣзьбою, ни позолотою, ни другими какими пышными украшеніями: древній изящный вкусъ — его достоинство; оно просто, но величественно. Возвышенная на столпахъ сѣнь покрываетъ входъ и составляетъ его преддверіе. Topжественныя врата съ надписью: «Екатеринѣ Великой», сооруженныя изъ двухъ огромныхъ гранитныхъ и четырехъ яшмовыхъ столповъ, съ позлащенными подножіями и надглавіями, ведутъ изъ притвора въ кругловатый чертогъ, подобный аѳинскому одеуму».
Г. Р. Державин « Описаніе торжества въ домѣ князя Потемкина по случаю взятiя Измаила»
Замечательный памятник архитектуры и истории — Таврический дворец был возведен во времена правления Екатерины II по проекту И. Е. Старова, выдающегося русского архитектора, приверженца классицизма, как загородная резиденция князя Г. А. Потемкина. Расположенный неподалеку от казарм Конной гвардии, изначально он был назван Конногвардейским домом.
Бесспорным его украшением стали затейливые зимний и летний сады — творения известного английского садового мастера У. Гульда, а также роскошные предметы интерьера, в том числе из обширной художественной коллекции князя.
После смерти Г. А. Потемкина в 1791 г. его резиденция, переименованная в честь титула князя в Таврический дворец, отошла в казну и по задумке Екатерины II должна была стать резиденцией императорской фамилии. Дворец впервые подвергся масштабным трансформациям: в восточном крыле по проекту Ф. И. Волкова были устроены театр и церковь, а в летнем саду — несколько оранжерей; парадный двор был обрамлен чугунной оградой; декорировались помещения, предназначенные для жилья.
Кончина императрицы положила конец и ее замыслам. Унаследовавший престол Павел I распорядился вывезти богатое убранство и передать дворец под казармы лейб-гвардии Конного полка. Вскоре жемчужины Таврического дворца — Екатерининский и Купольный залы — были превращены в манеж, а зимний сад — в конюшню.
Возродить былое величие Таврического дворца взялся в 1801 г. пришедший к власти Александр I. Казавшиеся необъятными, реставрационно-ремонтные работы, к которым император привлек архитектора швейцарского происхождения Л. Руска, были закончены уже в 1803 г. Для дворца наступила эпоха благоденствия. В разные годы XIX столетия в нем проводились празднества, принимались высокопоставленные гости (например, шведский и норвежский наследный принц Франц Иосиф, персидский принц Хосров Мирза).
На исходе столетия дворец был передан в распоряжение Дирекции императорских театров. Однако последовавшее за этим превращение парадных залов в мастерские и склады вызвало такой общественный резонанс, что после неизбежных ремонтных работ было решено устраивать здесь выставки. С 1899 г. по 1914 г. здесь было проведено несколько международных выставок садоводства, в 1902 г. организованы Всероссийская кустарно-промышленная выставка и Международная выставка исторических и современных костюмов, в 1905 г. — Историческая выставка русских портретов.
Чрезвычайным поводом для очередной реконструкции интерьеров Таврического дворца стало решение Николая II сделать его местом заседания сформированной в 1906 г. Государственной думы. Усилиями архитектора П. И. Шестова произошло преображение зимнего сада в просторный зал с амфитеатром и трибунами, где в течение следующего десятилетия проводились заседания Первой, Второй, Третьей и Четвертой Государственной думы.
Не обошли дворец стороной и перипетии 1917 г. Напротив, после Февральской революции к нему, как месту манифестаций, заседаний Временного комитета Государственной думы и Петроградского совета рабочих депутатов, единственного заседания Учредительного собрания, нередко было приковано внимание мировой общественности.
Этот насыщенный событиями год сменился для дворца длительным монотонным периодом, сравнимым с забвением: в советские годы здесь размещались учебные заведения. И лишь в 1992 г. Таврический дворец был возрожден к политической жизни, став международным центром парламентаризма — штаб-квартирой Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ и местом проведения крупнейших мероприятий.
Сегодня в стряхнувшем пыль столетий дворце, неоднократно переживавшем взлеты и падения, проводятся экскурсии. Гостей встречают бережно восстановленные, проникнутые имперским духом парадные залы, искусно декорированные гостиные, хранящие немало тайн, и Думский зал — свидетель зарождения российского парламентаризма, вот уже более четверти века оживающий дважды в год, во время сессий Межпарламентской Ассамблеи.
Зарекомендовали себя и регулярные концерты в Купольном зале, где в 2011 г., как когда-то при князе Г. А. Потемкине, установлен орган, благодаря которому дворец вновь стал храмом высокого искусства. Шедевры классической музыки на нем исполняют органисты со всего мира.