Настоящее и будущее промышленного туризма: взгляд экспертов
10 ноября 2021 года
Круглый стол «Промышленный туризм: проблемы и перспективы. Взгляд бизнеса» состоялся в Таврическом дворце под эгидой форума TRAVEL HUB «СОДРУЖЕСТВО». Представители производственных предприятий, органов власти и туристического бизнеса назвали условия, при которых промышленный туризм получит новое развитие и послужит укреплению туристических брендов регионов и стран.
Участники круглого стола рассказали о разных видах и направлениях промышленного туризма — музеях при предприятиях и экскурсиях на действующие производства, промышленных турах для широкого круга туристов (например, по винодельческим предприятиям) или организуемых в формате B2B для профессионалов той или иной отрасли, образовательных экскурсиях для детей и т.д.
Были представлены успешные практики, реализованные Российскими железными дорогами, ювелирным заводом «Русские самоцветы», пивоваренной компанией «Балтика», компанией «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», петербургским «Водоканалом», предприятиями Челябинска и Абхазии, и т.д.
На круглом столе прозвучало, что пандемия, негативно повлиявшая на традиционные виды туризма, в определенной степени «помогла» промышленному туризму, развернув турпоток на внутренние рынки. На промышленных объектах действуют менее суровые эпидемиологические ограничения, по сравнению с «привычными» музеями и выставочными залами.
Модератор мероприятия, вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Екатерина Лебедева, отметив большое значение и потенциал «индустриального» туризма, подчеркнула, что это направление — достаточно новое для стран Содружества — пока не имеет четкой нормативно-правовой базы, что тормозит его развитие.
В России определение «промышленный туризм» впервые появилось в «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года». «Предоставление таких услуг сегодня регулируется ГОСТом. Но очевидно уже требуются изменения», — отметила Генеральный директор Ассоциации промышленного туризма Северо-Запад Ирина Семенова.
Она подробно остановилась на факторах, которые сегодня мешают развитию промышленного туризма: необходимость обеспечить и безопасность туристов, и безопасность производства, отсутствие специальных «коридоров» на площадках, «режимность» объектов, опасения относительно защиты коммерческой информации, недостаток знаний о механизмах создания туристического продукта, дефицит квалифицированных «гидов» на предприятиях.
Если на территории Содружества промышленный туризм только набирает обороты, многие страны Европы и Азии уже имеют многолетний опыт в этой сфере, а промышленные гиганты получают от организации туров на производства многомиллионную прибыль. Эксперты уверены, что, несмотря на все сложности, у промышленного туризма на территории СНГ есть огромный потенциал. «Те, кто поймает волну сейчас, могут стать флагманами», - подчеркнул директор Санкт-Петербургского филиала «Туроператора Интурист» Александр Мусихин. Туроператорам освоение этого рынка помогает разнообразить программу и выйти на новую клиентскую аудиторию. Предприятиям выход на рынок туристических услуг помогает решить ряд важных задач: кроме очевидных, маркетинговых плюсов – повышения узнаваемости бренда, укрепление имиджа, новое направление позволяет привлекать кадры, сохранять историю производства, демонстрирует прозрачность бизнес-процессов для потенциальных инвесторов и партнеров и т.д.
Участники дискуссии отмечали, что предприятия, заинтересованные в развитии промышленного туризма, нуждаются в поддержке и помощи государства. Прежде всего, необходимо определить, какие объекты в принципе могут быть отнесены к промышленному туризму, каким образом должна быть организована финансовая сторона дела, нужны инструкции и рекомендации, как работать с туристической аудиторией и т.д. Были высказаны предложения чаще проводить на пространстве Содружества специализированные конференции и форумы по обсуждаемой теме.
Многие государства Содружества заинтересованы в проведении такого рода мероприятий в международном масштабе, подчеркнул Генеральный секретарь Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий. Инициатива организовать форум TRAVEL HUB «СОДРУЖЕСТВО», под эгидой которого прошел круглый стол, посвященный промышленному туризму, была поддержана Всемирной туристической организацией UNWTO, Межпарламентской Ассамблеей и Исполнительным комитетом СНГ, администрацией Санкт-Петербурга. «Из-за пандемии дата проведения форума переносилась, но мы надеемся, что нам удастся воплотить этот проект в марте следующего года», - сказал Генеральный секретарь Совета МПА СНГ и предложил участникам встречи принять участие в мероприятии.
«В странах СНГ есть огромное количество интересных объектов с точки зрения промышленного туризма. Его развитие позволит гражданам наших государств больше узнать о жизни друг друга, будет способствовать интеграции и развитию добрых отношений», — отметил Дмитрий Кобицкий.
Президент Союза «Санкт-Петербургская торгово-Промышленная палата» Владимир Катенев поддержал идею обсудить перспективы развития промышленного туризма, обменяться информацией и опытом с коллегами из государств Содружества, он также подчеркнул, что прошедший круглый стол имеет практическую пользу и позволяет сделать много важных выводов.