История Таврического дворца: икона Николая Чудотворца
13 июня 2024 года
В 1905-1906 годах Таврический дворец активно готовили к началу работу Государственной Думы.
Под руководством Особой комиссии дворец частично перестраивали. На месте Зимнего сада появился зал заседаний, который отделили от Екатерининского зала стеной. В самом зале обустроили место для прогулок депутатов, где они обсуждали различные вопросы, встречались с журналистами и ожидали звонка на очередное заседание в Думском зале.
В начале ХХ века все торжественные события в учреждениях сопровождались молебнами. В Таврическом дворце во времена работы Думы продолжала действовать церковь, а на одном из заседаний в декабре 1905 года решили «…приспособить церковь Таврического дворца для удовлетворения религиозных нужд членов Государственной думы и служащих в Канцелярии Государственной думы». Отремонтированную церковь могли посещать не только депутаты, но и горожане.
Молебны проводились в Екатерининском зале, где находилась икона Николая Чудотворца. Специально для Думы ее создал профессор, академик Императорской Академии художеств Николай Бруни. Образ святого был исполнен на массивной медной доске и размещен в киоте, встроенном в стену зала.
На многих фотографиях, посвященных Думе, запечатлены молебны в Екатерининском зале у образа Николая Чудотворца.
Среди депутатов Думы было много верующих людей, особенно среди крестьян, и священников. Однако в начале ХХ века в обществе ощущались и атеистические настроения. Далеко не все законодатели с уважением и пониманием относились к богослужениям.
Из воспоминаний депутатов-священников: «В зале большое оживление – всюду снуют депутаты. Около нас сгруппировались члены правительства во главе со Столыпиным и депутаты: священники и крестьяне. Остальные члены Думы не только не присоединились к молящимся, но и вели себя так непринужденно, что можно было подумать – они нас не видят и не слышат. По залу продолжали сновать люди, кто-то, хлопая дверями, пробегал с бумагами в канцелярии, слышались разговоры; в конце зала, кажется, даже курили… Молебен прошел без подъема. Чувствовалось, что для большинства он лишь неизбежная формальность; благословения Божия на предстоящий труд как будто никто не искал».
Аналогичными впечатлениями делится и депутат Третьей Думы Федор Никонович: «При торжественной обстановке состоялось сегодня открытие второй сессии Государственной думы… Был совершен молебен. По окончании молебна раздались крики: «Гимн! Гимн!», три раза с большим воодушевлением был исполнен гимн и каждый раз завершался громким единодушным «Ура!». Кадеты, трудовики, социал-демократы во время молебна стояли в стороне, за колоннами, и к целованию креста, за малыми исключениями, не подходили».
В феврале 1916 года в Екатерининском зале состоялся молебен, на котором присутствовал Николай II. Это был единственный визит императора в Таврический дворец.
После революции икона Николая Чудотворца исчезла из дворца. В результате долгих путешествий она попала в Музей Русской Истории Свято-Троицкой духовной семинарии (Джорданвилль, штат Нью-Йорк), где и находится по сей день.
Церковь в Таврическом дворце была закрыта, ее помещения переоборудовали под нужды Крестьянского университета, а затем Ленинградской партийной школы, которые базировались во дворце в советское время. Сейчас в стенах бывшей церкви открыт зал № 1.