Заседание Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию

04 марта 2021 года
Комиссии МПА СНГ

Заседание Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию

4 марта 2021 года в режиме видеоконференции прошло заседание Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ по науке и образованию.

По представлению Генерального секретаря Совета МПА СНГ Дмитрия Кобицкого председателем комиссии единогласно избрана Лилия Гумерова, председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре.  Лилия Салаватовна является членом Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи СНГ по науке и образованию с 2016 года, а с ноября 2019 года — ее возглавляет.

Заместителем председателя комиссии избрана председатель Комитета Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан по науке, образованию, культуре и молодежной политике Насиба Содики.

Одним из приоритетных на заседании стал вопрос о ходе работы над проектом модельного закона «О коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности». С докладом по нему выступил разработчик — генеральный директор ЗАО «Особое конструкторское бюро систем автоматизированного проектирования» (ОКБ САПР) Игорь Назаров. Как отметил эксперт, в условиях глобальной конкуренции успех любого государства зависит от его способности выводить на рынок новые товары, процессы и услуги: программы для ЭВМ, интегральные микросхемы, базы данных, различные изобретения, селекционные достижения и т. п.

Однако по мере внедрения результатов интеллектуальной деятельности неизменно возникают вопросы их коммерциализации: технические, финансовые, социальные и правовые отношения, возникающие между различными субъектами этого рынка, требуют грамотного и эффективного регулирования.

С одной стороны, необходимо нормативно закрепить механизмы, обеспечивающие юридическим и физическим лицам, ориентированным на научно-техническую и инновационную деятельность, доступ на приемлемых финансовых условиях к объектам научно-технической и инновационной инфраструктуры и к результатам интеллектуальной деятельности, созданным с привлечением бюджетных средств. С другой стороны, следует гарантировать защиту прав интеллектуальной собственности.

Анализ законодательства государств — участников СНГ, правоприменительной практики и норм международного права в данной области выявил ряд лакун в нормативно-правовом регулировании взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности. Проект модельного закона «О коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности» нацелен на их устранение и дальнейшее совершенствование законодательства в сфере исследований, технологий, инноваций и интеллектуальной собственности.

Cтарший научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права РАН, управляющий партнер Санкт-Петербургского офиса, руководитель европейской практики в области регулирования Интернета и технологий юридической фирмы Dentons Виктор Наумов представил парламентариям концепцию Рекомендаций по нормативному регулированию использования искусственного интеллекта, включая этические стандарты для исследований и разработок.

Не секрет, что цифровое развитие информационного общества сегодня рассматривается как один из приоритетов социально-экономического развития и как общенациональная задача любого государства. При этом особое значение приобретают технологии «больших данных» и методы интеллектуального анализа данных как основа для развития и внедрения технологий искусственного интеллекта.

Формирование единого информационного пространства, в котором есть место системам искусственного интеллекта, требует создания соответствующей нормативно-правовой базы. Проанализировав ее текущее состояние, эксперты пришли к выводу о необходимости разработки рекомендаций — актуальных и максимально эффективных. «Наша работа будет опираться не только на юридические знания, но и на сложную междисциплинарную дискуссию, которая разворачивается сегодня в мире», — заверил Виктор Наумов.

При этом эксперт отметил отсутствие в мировой практике примеров сколь-либо обобщенного представления о нормативном регулировании данной сферы. По его словам, имеются национальные инициативы, а также попытки ряда государств выработать региональные подходы в сфере регулирования области искусственного интеллекта, однако ни одна из них не может стать основой для разработки рекомендаций. «Тема крайне актуальна, но говорить о том, что мы имеем мощные аналоги, пока нельзя», — констатировал Виктор Наумов.

Он также отметил ряд сложностей, сопряженных с данной темой: необходимость найти баланс частных, общественных и государственных интересов; проблематику установления ответственности лиц, связанных с технологиями искусственного интеллекта (например, кто будет отвечать за аварию беспилотного аппарата: разработчик, владелец, оператор, иное лицо?); вопросы организации технического контроля и самоконтроля; обеспечение эффективного правоприменения и т. д.

Вместе с тем, по мнению эксперта, учитывая стремительное развитие технологий искусственного интеллекта, промедление недопустимо: «Если сейчас мы не разработаем данный документ, то уже в самое ближайшее время столкнемся с целым рядом серьезных проблем», — подчеркнул Виктор Наумов.

Оживленное обсуждение среди членов Постоянной комиссии вызвал проект Рекомендаций по перспективным направлениям модельного законотворчества в сфере науки и образования. Особое внимание было уделено такому аспекту, как использование в образовательном процессе информационных технологий. По мнению парламентариев, в этой связи требуется обеспечить, во-первых, доступность дистанционного образования (в том числе с точки зрения технической оснащенности учащихся), во-вторых, — приобретение соответствующих знаний, умений и навыков, которые помогут учащимся получать образование дистанционно, в третьих, — адаптацию существующего образовательного процесса к внедрению дистанционных технологий. Как заявила член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке Елена Колеснёва, «дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии должны быть сегодня в приоритете».

Было отмечено, что еще совсем недавно дистанционное обучение использовалось лишь как дополнительная опция, причем в основном в сфере высшего образования, однако пандемия COVID-19 в корне изменила ситуацию и со всей очевидностью доказала своевременность разработки соответствующих модельных документов.

«Пандемия нас многому научила», — сказал председатель комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам науки, образования и здравоохранения Одилжон Иминов. Он напомнил, что многие студенты не смогли посещать занятия, и в наибольшей степени это коснулось тех учащихся, которые получают образование за рубежом. Парламентарий предложил учесть данную проблему в разрабатываемом документе и определить единый подход к вопросу о признании дистанционных занятий. Как отметила Лилия Гумерова, «это продиктованное жизнью предложение».

В свою очередь председатель Комитета Милли Меджлиса Азербайджанской Республики по науке и образованию Бахтияр Алиев напомнил о том, что в 2011 году Межпарламентская Ассамблея СНГ приняла модельный закон «О дистанционном обучении в государствах — участниках СНГ». Парламентарий предложил вернуться к данному документу с учетом новых реалий и тех предложений, что прозвучали на заседании.

Члены комиссии признали необходимой адаптацию законодательства государств — участников СНГ об образовании и науке к современным тенденциям развития общества и его гармонизации. Предполагается, что Рекомендации по перспективным направлениям модельного законотворчества в сфере науки и образования в полной мере удовлетворят эту потребность.

В продолжение мероприятия члены комиссии также обсудили проект новой редакции Положения о международном культурно-образовательном форуме «Дети Содружества». Говоря о форуме «Дети Содружества», Лилия Гумерова указала на важность сохранения этого проекта, объединяющего молодежь стран СНГ. «Все предложения по этому вопросу будут изучены, важно, чтобы проект жил», — подчеркнула сенатор.

Кроме того, парламентариям была представлена информация об организации работы по выполнению Перспективного плана модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств на 2020–2022 годы в сфере науки и образования, о международной конференции по правовому обеспечению цифрового развития общества, запланированной на 2022 год, о работе Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию в 2020 году и о заседании Совета по сотрудничеству в области образования государств — участников СНГ, состоявшемся в октябре прошлого года.

В заседании постоянной комиссии также приняли участие член Комитета Милли Меджлиса Азербайджанской Республики по науке и образованию Камила Алиева, заместитель председателя комиссии, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке Игорь Марзалюк, член Комитета Сената Парламента Республики Казахстан по социально-культурному развитию и науке Бакытжан Жумагулов, член Комитета Мажилиса Парламента Республики Казахстан по социально-культурному развитию Джамиля Нурманбетова, председатель Постоянной комиссии Парламента Республики Молдова по культуре, науке, образованию, молодежи, спорту и средствам массовой информации Адриан Лебединский, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре Григорий Карасин, член Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по науке и образованию Лидия Антонова, член Комитета Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан по социальным вопросам, охране здоровья, науке, образованию, культуре и политике среди молодежи и женщин в обществе Бурхониддин Джаббори, а также заместители Генерального секретаря Совета МПА СНГ — полномочные представители парламентов: Азербайджанской Республики — Айдын Джафаров, Республики Армения — Айк Чилингарян, Республики Беларусь — Виктор Когут, Республики Казахстан — Асхат Нускабай, Кыргызской Республики — Нурбек Сатвалдиев, Республики Молдова — Ион Липчиу, Российской Федерации — Ирина Соколова и Республики Таджикистан — Бахтовар Сафарзода.