Разработка модельного закона о платформенной занятости начнется в 2023 году

15 декабря 2022 года

Разработка модельного закона о платформенной занятости начнется в 2023 году

В начале 2023 года начнется работа над подготовкой концепции модельного закона о платформенной занятости, депутаты парламентов СНГ смогут ознакомиться с  проектом на весеннем заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по экономике и финансам.

Об этом заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам Андрей Епишин сообщил в ходе круглого стола, состоявшегося 15 декабря в штаб-квартире Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Мероприятие было посвящено вопросам регулирования платформенной занятости в государствах Содружества.

Эксперты отмечали, что «экономика свободного заработка» или фриланс набирает популярность во всех странах, активно развиваются онлайн-платформы, выступающие посредником между поставщиками и потребителями услуг. Среди них есть те, что представляют уникальные сервисы (такси, доставка еды, услуги гидов и т.д.) и универсальные биржи услуг. При этом в регионе нет единых подходов к регулированию платформенной занятости. Трудовые ресурсы используются в «серой зоне»,   занятые не платят налогов и не имеют социальных гарантий.  

Правовое регулирование деятельности неформально занятых позволит вывести ее из тени, легализовать их работу, предоставить социальные и правовые гарантии, создать условия для уплаты ими налогов и, следовательно — обеспечить стабильность социально-экономических систем в государствах Содружества и их эффективную интеграцию.

При этом, подчеркнул сенатор Андрей Епишин, важно не только разработать понятный и удобный механизм взаимодействия платформы и платформенных занятых, определить правовое положение и статус последних, но и сформулировать критерии, позволяющие разграничить трудовые и гражданско-правовые отношения между ними. Защитить платформы от рисков переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые и наоборот, разграничить истинные платформы от де-факто работодателей. Также важно определить понятный порядок налогообложения платформенно занятых, обеспечить доступность специальных налоговых режимов для граждан СНГ, определить виды и объем социальных гарантий для них, включая выплаты пособий в связи с несчастными случаями при выполнении работ и услуг, пенсионное обеспечение и т.д. 

По словам CEO компании «Рокет Ворк» Анастасии Усковой, для регулирования важно разделять площадки, которые выступают агентами, то есть являются только «местом встречи» клиента и заказчика, и площадки, организующие полный цикл процессов между контрагентами, включая расчёты. Некоторые из них берут на себя обязательство налоговых отчислений.

Важным для этого можно считать созданный в России экспериментальный режим налогообложения для самозанятых, предусматривающий механизмы оплаты налогов не только ими самими, но и агентами, площадками, бизнесом и т.д., считает эксперт. «Это пример интеграции в государственный сервис, который позволяет сделать процессы более прозрачными», — отметила Анастасия Ускова. По ее мнению, технологическая интеграция с государственными сервисами, по крайней мере, на тех площадках, которые обеспечивают расчеты, — «будущее, в которое нам всем нужно идти».

Модератор круглого стола директор департамента стратегических коммуникаций Фонда «Центр стратегических разработок» Владимир Гущин говоря об актуальности темы отметил, что число платформенных работников в России по разным оценкам составляет от 2 до 5 млн человек (3-6% экономически активного населения). По оценкам экспертов, в ближайшее врем их количество может увеличиться еще на 850 тысяч. По словам Владимира Гущина, в СНГ появились крупные платформенные компании, объединяющие несколько платформ. «Потенциал платформенной экономики может и должен быть использован для инновационного развития стран Содружества», — сказал эксперт.

Представляющий компанию Better Chance Александр Долгов представил участникам круглого стола результаты исследования платформенной занятости в странах Содружества и лучшие мировые практики, отметив в качестве эффективного подход, принятый в Китае. Его коллега Константин Макаревич проинформировал о возможностях использования государственно-частного партнерства для создания цифровых сервисов и платформ занятости. Он напомнил, что на осенней сессии в октябре этого года Межпарламентская Ассамблея приняла целый ряд рекомендаций, касающихся развития публично-частного партнерства и открывающий широкие возможности при их имплементации странами Содружества. 

«Цифровая экономика преобразует рынок труда: традиционная наемная занятость переходит в сторону «экономики свободного заработка», — отметил президент АО «Центр развития трудовых ресурсов» Республики Казахстан Даулет Аргандыков. Среди многих плюсов платформенной занятости: низкий барьер входа, гибкий график, возможность совмещать с основной работой, свобода в выборе задач и т.д., есть и «обратная сторона» - в том числе, невозможность точно оценить размер этого рынка. По данным Центра, платформенная занятость в Казахстане объединяет около 500 тысяч человек. Большая часть из них – молодые мужчины, с заработком 600-1000 долларов, работающие по гражданско-правовым договорам, как индивидуальные предприниматели или занятые неформально. Даулет Аргандыков рассказал о действующем в Казахстане пилотном проекте по формализации работников цифровых платформ для их охвата системой социального обеспечения, предусматривающем регистрацию на платформе, которая выполняет функции агента по оплате налогов и соцплатежей (кумулятивно около 4%).

Заместитель генерального секретаря Всеобщей конфедерации профсоюзов Наталья Подшибякина сделала акцент на том, что при правовом регулировании платформенной занятости необходимо обеспечить защиту социальных прав и страхования самозанятых и ответственно подойти к вопросу налогообложения их деятельности, принимая во внимание, что многие из них могут заработать только на самое необходимое. 

В обсуждении темы также приняли участие вице-президент, директор центра регуляторной политики ЦСР Екатерина Папченкова и представители крупнейших платформ, работающих в странах Содружества.