Межпарламентская Ассамблея: главная площадка для взаимодействия парламентариев СНГ

Межпарламентская Ассамблея (МПА) является межгосударственным органом Содружества Независимых Государств.

МПА СНГ состоит из парламентских делегаций государств-участников. Представители делегаций назначаются или избираются национальными парламентами.

Совет МПА СНГ осуществляет организацию  деятельности Межпарламентской Ассамблеи. 9 ноября 2011 года Председателем Совета МПА СНГ была избрана Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко.

Совет МПА СНГ, как правило, собирается дважды в год. Так же дважды в год Межпарламентская Ассамблея СНГ проводит пленарные заседания. Кроме парламентских делегаций в них участвуют представители уставных и других органов Содружества, международных организаций — партнеров, а также эксперты.

Появившись практически одновременно с СНГ, Межпарламентская Ассамблея с самого начала своей работы стала главной площадкой для взаимодействия парламентариев в новых политических и экономических условиях. Получившим независимость странам предстояло провести кардинальные изменения правовых систем, и благодаря совместной работе в рамках МПА СНГ это удалось реализовать, обеспечив гармонизацию законодательства государств Содружества.

Сближение правовых систем государств — участников СНГ и создание условий для всесторонней интеграции в рамках Содружества на основе принимаемых модельных законодательных актов и рекомендаций остается одной из ключевых задач Межпарламентской Ассамблеи.

За время существования МПА СНГ опыт парламентской дипломатии обрели более 3000 парламентариев из стран Содружества.

К другим важным направлениям работы МПА относятся формирование правовых основ общего экономического пространства СНГ, наблюдение за выборами и референдумами, миротворческая деятельность, международное сотрудничество, изучение и популяризация истории парламентаризма.

Сближение законодательства государств Содружества

Из состава парламентских делегаций образованы 10 постоянных комиссий — одним из главных направлений их деятельности является разработка проектов модельных законодательных актов. После принятия Межпарламентской Ассамблеей модельные законы, которые носят рекомендательный характер и служат ориентиром в развитии и сближении законодательства стран Содружества, предлагаются национальным парламентам для использования в законотворческом процессе.

К настоящему времени Межпарламентской Ассамблеей принято 650 модельных законов и других документов.

Проводимый на постоянной основе мониторинг подтверждает востребованность документов Ассамблеи в правовых системах стран Содружества: нормы более 70% из них были имплементированы в законодательстве государств СНГ, а еще около 10% содержат совпадающие с национальными законами положения.

Разработка правовых основ общего экономического пространства

Модельное законотворчество МПА СНГ в экономической сфере посвящено формированию правовых основ рыночной экономики, общего экономического пространства СНГ и, в частности, правовому обеспечению создания зоны свободной торговли стран СНГ и Таможенного союза, согласованному регулированию отношений гражданского и экономического оборота, бюджетной и фискальной политики.

Защита основных прав и свобод человека

Межпарламентская Ассамблея СНГ разрабатывает общие подходы к решению проблем социальной политики и обеспечению основных прав и свобод человека, ее деятельность ориентирована на развитие гуманитарного и культурного сотрудничества.

Важным этапом в этом процессе стало принятие Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, а также целого ряда модельных законодательных актов и рекомендаций, направленных на защиту детства, материнства, социальную защиту населения, стимулирование занятости, регулирование миграционных процессов, совершенствование модельной законодательной базы в сфере охраны здоровья, соблюдения санитарии и гигиены; развитие медицинской науки, медицинского и фармацевтического образования, использования и экспертизы лекарственных средств и медицинских технологий; организацию медицинского страхования, экологической безопасности и благоприятной окружающей среды; формирование здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта, туризма, функционирование лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Важнейшим направлением деятельности МПА СНГ стала имплементация норм международного гуманитарного права в национальном законодательстве государств — участников СНГ совместно с Международным комитетом Красного Креста и Международной федерацией обществ Красного Креста и Полумесяца.

Кроме того, МПА СНГ способствует стимулированию всеобщего охвата населения услугами здравоохранения совместно с Всемирной организацией здравоохранения и созданию условий для развития интеграционного сотрудничества в области охраны окружающей среды, разрабатывает согласованную законодательную базу для борьбы в рамках Содружества с преступностью и коррупцией.

Борьба с новыми вызовами и угрозами безопасности

Решения и действия МПА СНГ имеют целью укрепление международной безопасности.

Согласованные законодательные подходы стран СНГ обеспечивают условия для наращивания коллективных усилий по борьбе с терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, трансграничной преступностью, коррупцией.

Нормы подавляющей части модельных законодательных актов в сфере обороны и безопасности, противодействия новым вызовам и угрозам законодатели стран Содружества с минимальными модификациями использовали при подготовке национальных законов.

Ассамблеей разрабатываются и принимаются документы, направленные на правовое обеспечение пограничной и информационной безопасности, предотвращение торговли людьми и незаконной миграции.

Мониторинг развития демократии и соблюдения избирательных прав

Одна из основных задач Межпарламентской Ассамблеи — наблюдение за выборами и референдумами. Члены парламентов государств — участников СНГ в статусе международных наблюдателей проводят мониторинг электоральных процессов в странах Содружества и других государствах. Наблюдатели и эксперты анализируют избирательное законодательство, отмечают достижения и недочеты в организации электоральной работы.

Деятельность по наблюдению за выборами координирует Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств — участников МПА СНГ (МИМРД МПА СНГ).

К настоящему времени наблюдатели от МПА СНГ провели мониторинг более 150 избирательных кампаний и референдумов как на пространстве Содружества, так и за его пределами.

Международное взаимодействие

Деятельность МПА СНГ базируется на уважении права других государств. За годы своей работы организация стала авторитетной международной структурой.

МПА СНГ заключила соглашения о сотрудничестве с рядом ведущих международных организаций: Организацией Объединенных Наций, Межпарламентским союзом, Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПА СЕ), Парламентской ассамблеей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ), Парламентской ассамблеей Черноморского экономического сотрудничества (ПА ЧЭС), Парламентской ассамблеей Средиземноморья, Всемирной организацией интеллектуальной собственности, Международной федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Латиноамериканским парламентом, Центральноамериканским парламентом, Панафриканским парламентом и многими другими.

Сотрудничество с Парламентской Ассамблеей ОДКБ

С 1992 года в рамках МПА СНГ парламентские делегации государств — участников Договора о коллективной безопасности регулярно рассматривали правовые вопросы реализации совместной деятельности. 14 мая 2002 года институт ДКБ был преобразован в Организацию Договора о коллективной безопасности, а 16 ноября 2006 года было принято решение о создании Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности. Эта структура, также разместившаяся в Санкт-Петербурге, работает в тесном сотрудничестве с МПА СНГ.