Алексей Сергеев: Живём в разных квартирах, но в общем доме

01 февраля 2013 года

Алексей Сергеев: Живём в разных квартирах, но в общем доме

– Как укреплялся международный авторитет организации?

– Сегодня Ассамблея – одно из крупнейших парламентских объединений в Евразии. В формате СНГ у этого института важнейшая объединительная функция. Вместо республик бывшего Советского Союза появились независимые государства. Образно говоря, мы живем в разных квартирах, но в одном общем доме. Житейская логика подсказывает, что соседи все равно должны общаться. В современном мире лучшей основой для этого является правовое поле. Его создание и стало важнейшей задачей МПА, и она с ней справляется, создавая модельные законы, отвечающие интересам входящих в СНГ стран. Можно сказать, что проверку временем Ассамблея выдержала. И дело не только в том, что она уже отметила двадцатилетие. За это время было принято 385 модельных законов, кодексов, рекомендаций, комментариев. Причём 86 процентов наших разработок Содружество уже применило в своих национальных законодательствах. Коллективная безопасность, борьба с наркотрафиком, решение социальных проблем – вот далеко не все блоки вопросов, вокруг которых требуется выстраивать законодательную базу.

– В ноябре прошлого года Валентина Матвиенко была переизбрана Председателем Совета МПА СНГ. Что в связи с этим изменилось в работе Ассамблеи?

– С приходом Валентины Матвиенко на новый уровень вышло взаимодействие с международными организациями: Парламентскими Ассамблеями ОБСЕ, Совета Европы, Организации Черноморского Экономического Сотрудничества и, естественно, со структурами СНГ. Валентина Матвиенко стала первым Председателем Совета МПА, выступившим с докладом перед Советом глав государств СНГ. Осенью 2012 года в Ашхабаде она говорила об итогах и перспективах работы Ассамблеи. И руководители стран Содружества решили проводить такие встречи регулярно. Кроме этого, именно Председатель Совета впервые отметила, что в законотворческой деятельности мы должны больше внимания уделять вопросам здоровья граждан стран СНГ, и предложила создать в рамках МПА СНГ экспертный совет по здравоохранению.

– Какое место в деятельности МПА занимают вопросы культурного сотрудничества?

– Без культурного взаимодействия наши связи с народами стран постсоветского пространства были бы, конечно, не столь тесными. МПА вносит большой вклад в развитие межкультурного диалога. Более тысячи учёных и литераторов стали гостями международной конференции «Чингиз Айтматов: интеграция и диалог культур», большое внимание привлекли и такие мероприятия как научный конгресс «Наследие Льва Гумилева и судьбы народов Евразии: история, современность, перспективы», конференция «Межкультурный диалог – важный фактор развития гражданского общества». Кстати, сам Таврический дворец, где проходят наши мероприятия, является важным культурно-историческим памятником. Уже много лет подряд во взносе России, как члена МПА, есть защищённая статья. Деньги выделяются на реставрацию помещений Ассамблеи. Многое уже сделано: отремонтирован парламентский центр СНГ, отреставрированы крыши и фасады дворца, обновлён парадный двор, реконструированы Екатерининский и Купольный залы.

– Каковы сегодня приоритетные направления работы Ассамблеи?

– Только на ближайшие три года в портфеле МПА почти 120 документов – модельных законодательных актов во всех сферах жизни. Но это не значит, что мы их примем – на этом успокоимся. Ведь главная наша задача – видеть, что происходит, и оперативно реагировать на вызовы времени. К примеру, демографические проблемы. Мои коллеги скоро будут рассматривать модельный закон «О защите репродуктивных прав граждан». Его подготовила Госдума России совместно с фондом ООН в области народонаселения. Это прецедент: впервые создаётся модельный закон, который ориентирован на сохранение здоровья будущих мам и пап. Государство должно создавать условия и вкладывать деньги в физическое и психическое здоровье подростков, прививать им семейные ценности. Согласитесь, что это необходимая вещь в современном мире.

Ещё один пример. Модельный закон «О миграции трудовых ресурсов». Это обновленный вариант документа от 1996 года. В государствах СНГ есть масса разных положений, регулирующих поведение мигранта на территории чужой страны. Например, регистрация, получение разрешения на работу, пересечение границы и т.д. Сейчас мы пытаемся собрать все эти положения вместе и объединить в одном документе. В случае если государства Содружества нас поддержат, это станет большим шагом вперёд в упрощении контроля миграции и, что самое главное, внятно объяснит самим мигрантам, какие у них права и как им себя вести. В создании модельных законов мы очень тесно взаимодействуем с Советом Федерации. Есть трёхлетняя совместная программа разработки этих документов. В её рамках мы создали 64 модельных закона, провели 19 крупнейших конгрессов и конференций. В 2013 году программа заканчивается, и сейчас речь идет о продолжении совместной работы на следующие три года.