Информация о деятельности Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ в 2013 году

19 мая 2014 года

Информация о деятельности Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ  в 2013 году

В 2013 году Межпарламентская Ассамблея СНГ продолжала деятельность по основным направлениям: 

  • модельное законотворчество с целью сближения и гармонизации национального законодательства государств – участников СНГ и создания правовых условий для всесторонней интеграции в Содружестве;
  • наблюдение за выборами и референдумами в государствах СНГ;
  • организация конгрессов и конференций по актуальной и общественно значимой тематике;
  • международное межпарламентское сотрудничество, взаимодействие с международными организациями.

25 октября 2013 года в Минске состоялось заседание Совета глав государств СНГ, на котором Председатель Совета МПА СНГ В. И. Матвиенко выступила с докладом «О деятельности Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств по реализации решений высших уставных органов СНГ». Совет глав государств СНГ одобрил работу Межпарламентской Ассамблеи и предложил продолжать деятельность по реализации решений высших уставных органов СНГ, расширению и укреплению межпарламентского сотрудничества и интеграционных процессов в Содружестве, а также по развитию взаимодействия с международными парламентскими и неправительственными организациями.

В 2013 году состоялись два заседания Совета МПА СНГ и одно пленарное заседание Межпарламентской Ассамблеи СНГ.

На заседании Совета МПА СНГ 11 апреля 2013 года заслушана информация о решениях Совета глав государств СНГ от 5 декабря 2012 года, об итогах 4-­го Консультативного форума глав парламентов стран «Группы двадцати», об участии международных наблюдателей от Межпарламентской Ассамблеи СНГ в мониторинге выборов Президента Республики Армения и об итогах первого заседания Молодежной межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ 29 марта 2013 года, о готовности к международной парламентской конференции «Роль парламентских организаций в построении Европы без разделительных линий», о ходе подготовки к VI Невскому международному экологическому конгрессу. Рассмотрен вопрос «О задачах Межпарламентской Ассамблеи СНГ по со-вершенствованию правового обеспечения решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств и формирования планов модельного законотворчества в СНГ», а также принято решение о создании Экспертного совета по здравоохранению при МПА СНГ и утверждено положение о нем.
Совет МПА СНГ подвел итоги международного семинара «Соблюдение международных стандартов демократических выборов: проблемы и перспективы (к 10-летию подписания Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ)» и мероприятий к 150-­летию со дня рождения В. И. Вернадского, а также общие итоги деятельности МПА СНГ в 2012 году.

На заседании Совета МПА СНГ выступил Председатель Парламентской Ассамблеи Совета Европы Ж.­К. Миньон. Он выразил надежду на развитие сотрудничества в формировании единого евразийского правового пространства, в наблюдении за выборами и урегулировании так называемых «замороженных» конфликтов.

На заседании Совета МПА СНГ 28 ноября 2013 года заслушана информация о председательстве Республики Беларусь в Содружестве Независимых Государств, о решениях Совета глав государств СНГ от 25 октября 2013 года и Совета глав правительств СНГ от 20 ноября 2013 года, о подготовке к празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, о деятельности Экспертного совета по здравоохранению при МПА СНГ.

Участники заседания обсудили также вопросы: о ходе выполнения постановления МПА СНГ от 23 ноября 2012 года «О развитии сотрудничества государств – участников СНГ в совместном использовании космического пространства в мирных целях», об участии международных наблюдателей от МПА СНГ в мониторинге выборов Президента Азербайджанской Республики и выборов Президента Республики Таджикистан, о вкладе МПА СНГ в проведение Года экологической культуры и охраны окружающей среды в СНГ и об итогах VI Невского международного экологического конгресса, о выполнении межгосударственных программ сотрудничества государств – участников СНГ в сфере безопасности на 2011–2013 годы, об исследовании имплементации модельных законов, принятых МПА СНГ в сфере информатизации и связи.

Совет МПА СНГ принял решение о внесении изменений в Положение о Молодежной межпарламентской ассамблее СНГ и рекомендовал парламентам способствовать обеспечению деятельности ММПА СНГ.

Совет МПА СНГ подвел итоги работы международной парламентской конференции «Роль парламентских организаций в построении Европы без разделительных линий», международного семинара «Законодательство по регулированию и укреплению международных механизмов реагирования на бедствия», международной конференции «Пути повышения роли региональных и местных властей в социально-экономическом развитии государств Европы и СНГ» и одобрил план работы МПА СНГ на 2014 год и предварительные планы работы на 2015 и 2016 годы.
29 ноября 2013 года состоялось 39-е пленарное заседание Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ.

С приветствиями в адрес парламентариев государств Содружества выступили Председатель Парламента Республики Молдова И. М. Корман и Председатель Панафриканского Парламента Б. Амади.

Тематическим вопросом пленарного заседания Межпарламентской Ассамблеи СНГ был вопрос о правовом обеспечении формирования системы международной экологической безопасности в СНГ. В дискуссии выступили: заместитель председателя Постоянной комиссии МПА СНГ по аграрной политике, природным ресурсам и экологии, заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А. А. Чернышёв, заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Г. В. Волчуга, председатель Экологической комиссии Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан М. М. Хакдодов, директор Санкт-Петербургского научно-исследовательского центра экологической безопасности Российской академии наук В. К. Донченко, заместитель директора департамента Исполнительного комитета СНГ по сотрудничеству в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам М. С. Ташибаев, председатель Постоянной комиссии МПА СНГ по аграрной политике, природным ресурсам и экологии, председатель Комиссии Парламента Республики Молдова по окружающей среде и климатическим изменениям В. Б. Иванов.

Участники пленарного заседания одобрили проекты Межгосударственного соглашения по формированию Объединенной информационной системы государств – участников СНГ по защите от биоопасностей и Конвенции о сохранении агробиоразнообразия государств – участников СНГ, приняли модельные законы в сфере экологии.

На 39-м пленарном заседании МПА СНГ было одобрено или принято в общей сложности 28 модельных законодательных актов и других документов.

Пленарное заседание завершилось вручением наград Ассамблеи.

Премия МПА СНГ имени Чингиза Айтматова, учрежденная в 2013 году по инициативе и на средства Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, по решению Совета МПА СНГ вручена главному редактору «Литературной газеты» писателю Ю. М. Полякову.

В 2013 году за активное участие в деятельности Межпарламентской Ассамблеи СНГ и ее органов, вклад в развитие парламентского сотрудничества, в укрепление дружбы между народами государств – участников СНГ орденом «Содружество» награждены 20 человек, медалью «За укрепление межпарламентского сотрудничества» – 18 человек, золотой медалью «МПА СНГ. 20 лет» – 2 человека, серебряной медалью «МПА СНГ. 20 лет» – 9 человек, юбилейной медалью «МПА СНГ. 20 лет» – 80 человек, медалью «Древо жизни», учрежденной Межпарламентской Ассамблеей СНГ и Межгосударственной телерадиокомпанией «Мир» – 1 человек, Почетной грамотой Совета МПА СНГ – 47 человек.

Почетными знаками Межпарламентской Ассамблеи СНГ награждены: «За заслуги в развитии культуры и искусства» – 27 человек, «За заслуги в развитии печати и информации» – 2 человека, «За заслуги в развитии физической культуры, спорта и туризма» – 15 человек.

Участие в заседаниях Совета МПА СНГ и пленарных заседаниях Ассамблеи предоставляет широкие возможности для проведения переговоров руководителей делегаций. В 2013 году в дни заседаний Совета и пленарных заседаний МПА СНГ состоялось 66 двусторонних встреч.

В 2013 году постоянные комиссии МПА СНГ провели все 20 запланированных заседаний, в том числе 4 выездных заседания: в Тамбове, в Душанбе и дважды в Бишкеке.

Два заседания провела Объединенная комиссия при МПА СНГ по гармонизации законодательства в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам (прежнее наименование – Объединенная комиссия по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в СНГ – было изменено в прошедшем году). 

В 2013 году начали работу два новых органа МПА СНГ: Экспертный совет по здравоохранению при МПА СНГ и Молодежная межпарламентская ассамблея государств – участников СНГ (ММПА СНГ).

Экспертный совет по здравоохранению на первом заседании обсуждал программу работы совета, вопросы сближения национальных законодательств в сфере охраны здоровья и информацию о модельных законах, принятых МПА СНГ в сфере охраны здоровья, и о программе «Здоровые города» Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения. Приняты решения о приоритетных направлениях работы.

Состоялись два заседания Молодежной межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ (ММПА СНГ), нового постоянно действующего консультативного органа МПА СНГ. В заседаниях участвовали молодежные парламентские делегации, в состав которых вошли депутаты национальных парламентов, депутаты законодательных органов регионального и местного уровней, представители молодежных парламентов при законодательных органах власти, лидеры молодежных общественных организаций и объединений. На первом заседании были рассмотрены организационные вопросы. Второе заседание в основном было посвящено вопросам участия ММПА СНГ в процессе модельного законотворчества, сотрудничества с Советом по делам молодежи государств – участников СНГ.

Поддержка деятельности Молодежной межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ учтена в п. 14.3 Плана мероприятий на 2014-2015 годы по реализации Стратегии международного молодежного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, утвержденном Решением Совета глав правительств СНГ от 20 ноября 2013 года.

В 2013 году продолжал работу Экспертный совет Межпарламентской Ассамблеи СНГ и Регионального содружества в области связи.

Совет МПА СНГ 28.11.2013 года принял решение о создании Экспертного совета при Постоянной комиссии МПА СНГ по правовым вопросам.

Модельное законотворчество

В 2013 году постоянные комиссии МПА СНГ, Объединенная комиссия при МПА СНГ по гармонизации законодательства в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам вели работу по подготовке проектов модельных законодательных актов и других документов Ассамблеи.

Разработка модельных законодательных актов осуществлялась на основе Перспективного плана модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств на 2011–2015 годы.

Приоритетное внимание было уделено реализации программ, утвержденных решениями Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ:

  • Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2011–2013 годы;
  • Программы сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2011–2013 годы;
  • Программы сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми на 2011–2013 годы;
  • Комплексного плана первоочередных мер, направленных на практиче-скую реализацию принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств – участников Содружества Независимых Государств;
  • Плана мероприятий по реализации Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств – участников СНГ на 2011–2020 годы;
  • Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года;
  • Плана мероприятий по реализации второго этапа (2012–2015 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года;
  • Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в построении информационного общества и Плана действий по ее реализации на период до 2015 года.

Плановые мероприятия, предусмотренные межгосударственными программами сотрудничества государств – участников СНГ, исполнение которых возложено на Межпарламентскую Ассамблею СНГ, выполнены. 

2013 году завершена работа по Программе разработки в 2011-2013 годах проектов модельных законодательных актов, рекомендаций, концепций и проведения международных конференций, инициированных Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации для сближения и гармонизации законодательства государств – участников Содружества Независимых Государств. Отчет, составленный Секретариатом Совета МПА СНГ, рассмотрен и утвержден Советом палаты Совета Федерации. За 3 года действия Программы разработан 61 проект модельных законодательных и иных правовых актов, проведено 3 Невских международных экологических конгресса и 3 конференции.

В 2013 году Межпарламентская Ассамблея по представлению постоянных комиссий приняла 28 модельных законодательных актов и других документов, направленных на сближение национальных правовых систем государств Содружества.

По представлению Постоянной комиссии МПА СНГ по аграрной политике, природным ресурсам и экологии на 39-м пленарном заседании МПА СНГ были одобрены и направлены в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения в установленном порядке:

  • проект Межгосударственного соглашения по формированию Объединенной информационной системы государств – участников СНГ по защите от биоопасностей;
  • проект Конвенции о сохранении агробиоразнообразия государств – участников СНГ.

По представлению постоянных комиссий МПА СНГ на 39-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи были приняты и рекомендованы для использования в национальном законодательстве государств – участников документы:

  • в сфере социальной политики и прав человека: рекомендации «Социальная стратегия государства как основной параметр устойчивого развития государства»; Рекомендации по стимулированию интеграции иммигрантов в принимающие сообщества, в том числе через обучение государственному языку принимающего государства, содействие в трудоустройстве, получении общего и профессионального образования, участие в местном самоуправлении;
  • в сфере экономики и финансов: модельный Налоговый кодекс (Общая часть) для государств – участников СНГ (новая редакция); Рекомендации по законодательному обеспечению энергосбережения и повышения энергетической эффективности в государствах – участниках СНГ; модельный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований»;
  • в сфере аграрной политики, природных ресурсов и экологии: модельные законы «Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта», «О защите населения и окружающей среды от шумовых, инфразвуковых, ультразвуковых и вибрационных воздействий различных генерирующих источников» и «Об экологическом аудите»;
  • в сфере обороны и безопасности: модельный закон «Об антикоррупционном мониторинге», изменения и дополнения в модельные Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы для государств – участников СНГ по вопросам борьбы с торговлей людьми; Рекомендации по правовому регулированию эксплуатации открытых телекоммуникационных сетей для предупреждения их использования в террористических и иных противоправных целях; Рекомендации по проведению антикоррупционного мониторинга в государствах – участниках СНГ; Рекомендации по совершенствованию законодательства государств – участников СНГ по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, Комментарий к модельному закону «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Комментарий к модельному законодательству СНГ по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Комментарии к модельному антитеррористическому законодательству СНГ;
  • в сфере культуры и информации: модельные законы «Об охране археологического наследия» (новая редакция), «Об охране нематериального культурного наследия» и «Об электронном документе»;
  • в сфере права: модельные законы «О медиации (внесудебном урегулировании споров)», «О фирменных наименованиях» и Комментарии к модельному закону «О коммерческой тайне»;
  • в сфере науки и образования: модельный Образовательный кодекс (Общая часть) для государств – участников СНГ (новая редакция); модельные законы «Об общественной экспертизе» и «О научных парках»; Рекомендации по сближению законодательства государств – участников СНГ в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Подготовлены для представления на пленарное заседание Межпарламентской Ассамблеи СНГ 10 документов: проекты модельных законов «Об экологическом агропроизводстве», «О рациональном использовании и охране трансграничных вод (водных объектов)», «Об экологическом страховании» (новая редакция), «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья спортсменов – членов спортивных сборных команд», «Об основах этнокультурного взаимодействия государств – участников СНГ», «Об использовании информационно-коммуникационных технологий в системе образования», «О повышении квалификации, переподготовке и стажировке государственных служащих», Рекомендаций по совершенствованию законодательства о выборах глав государств в странах СНГ, Рекомендаций об общих принципах организации и проведения муниципальных (местных) выборов, местных референдумов и голосований, Законодательных основ Концепции устойчивого и безопасного развития государств – участников МПА СНГ в области образования и науки.

В постоянных комиссиях МПА СНГ находятся в разработке проекты модельных законодательных актов и других документов: 

  • в сфере социальной политики и прав человека: модельные законы «Об охране репродуктивных прав и репродуктивного здоровья граждан», «О миграции трудовых ресурсов» (новая редакция) и «О содействии и регулировании международной помощи при чрезвычайных ситуациях и помощи в проведении первичных восстановительных работ», Рекомендации по развитию миграции, осуществляемой с целью обучения и стажировки граждан государств – участников СНГ;
  • в сфере экономики и финансов: модельные законы «О защите конкуренции», «О государственно-частном партнерстве», «О стратегическом прогнозировании и планировании социально-экономического развития», «Об аудиторской деятельности» и «О внутреннем аудите в государственном секторе»;
  • в сфере государственного строительства и местного самоуправления: проект Конвенции о межрегиональном сотрудничестве государств – участников СНГ, Общие положения Законодательных основ Концепции устойчивого и безопасного развития государств – участников МПА СНГ, Законодательные основы Концепции устойчивого и безопасного развития государств – участников МПА СНГ, Концепция устойчивого и безопасного развития государств – участников МПА СНГ, модельные законы «Об основах региональной политики», «Об общих принципах организации местного самоуправления» (новая редакция), «Об общих принципах организации местных финансов» (новая редакция), «О статусе выборного лица местного самоуправления» (новая редакция), «Об общих принципах и порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» (новая редакция);
  • в сфере обороны и безопасности: модельные законы «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (обновленная редакция), «О критически важных объектах информационно-коммуникационной инфраструктуры» и «Об увековечении памяти защитников Отечества, видных государственных и общественных деятелей», изменения в модельный закон «Об информации, информатизации и защите информации», модельный регламент административных процедур, осуществляемых уполномоченными органами в сфере обеспечения информационной безопасности государств – участников СНГ, организационно-правовые основы проекта Стратегии обеспечения информационной безопасности для государств – участников СНГ, Рекомендации по имплементации Конвенции 1972 года о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении в национальном законодательстве государств – участников СНГ, Рекомендации по совершенствованию законодательства государств – участников СНГ в сфере противодействия технологическому терроризму, Рекомендации по имплементации Конвенции 1993 года о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении в национальном законодательстве государств – участников СНГ, Комментарий к модельному закону «О пограничной безопасности»;
  • в сфере культуры: модельный закон «О свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях (объединениях)»;
  • в сфере права: модельные законы «О публичных сервитутах», «О контрейлерных перевозках», «Об основах единства технического регулирования в государствах – участниках МПА СНГ в условиях вступления во Всемирную торговую организацию», «О вещных правах», «О третейских судах»; 
  • в сфере науки и образования: модельный Инновационный кодекс для государств – участников СНГ, модельный закон «О трансграничном образовании», рекомендации «О подготовке педагогических кадров», Согласованный словарь терминов в области высшего образования.

Важную роль в разработке модельных законодательных актов играют рабочие группы.

В 2013 году состоялись 2 заседания рабочей группы по подготовке модельного Инновационного кодекса для государств – участников СНГ в соответствии с Межгосударственной программой инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года.

В рамках работы Объединенной комиссии при МПА СНГ по гармонизации законодательства в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам состоялось совещание межведомственной рабочей группы по разработке проекта Комментариев к модельному антитеррористическому законодательству СНГ, на котором был окончательно согласован проект этого документа.

Дважды собиралась рабочая группа по разработке проекта Конвенции о межрегиональном сотрудничестве государств – участников СНГ.

На первом заседании рабочей группы по разработке проекта модельного закона «Об увековечении памяти защитников Отечества, видных государственных и общественных деятелей» состоялся обмен мнениями о концептуальных подходах к разработке этого документа.

В модельном законотворчестве участвует Экспертный совет МПА СНГ – РСС, заседание которого состоялось 25 ноября в Москве. Члены Экспертного совета обсуждали проект модельного Инновационного кодекса для государств – участников СНГ, проекты модельных законов «Об использовании информационно-коммуникационных технологий в системе образования», «Об электронном правительстве», «О трансграничном информационном обмене электронными документами», «О межгосударственном обмене отправлениями специальной связи». Дискуссии на заседаниях Экспертного совета МПА СНГ – РСС способствуют повышению качества модельных законопроектов.

В рамках работы над модельными законами в сфере аграрной политики, природных ресурсов и экологии состоялись в режиме видеоконференций 3 научно-практических семинара по обсуждению проектов модельных законов «Об экологическом страховании (новая редакция)», «О рациональном использовании и охране трансграничных вод (водных объектов)», «Об экологическом агропроизводстве».

На заседании Объединенной комиссии 26–27 февраля 2013 года были одобрены предложения по проектам межгосударственных программ сотрудничества государств – участников СНГ в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам на период 2014–2018 годов. Эти межгосударственные программы с предложениями МПА СНГ утверждены решением Совета глав государств СНГ 25 октября 2013 года. По значительной части мероприятий, предусмотренных новыми межгосударственными програм-мами, работа начата уже в 2013 году.

В 2013 году при участии Секретариата Совета МПА СНГ в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сформирована и утверждена Программа разработки в 2014–2016 годах проектов модельных законодательных актов, рекомендаций, концепций и проведения международных мероприятий, инициированных Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации для сближения и гармонизации законодательства государств – участников СНГ.

Постоянные комиссии МПА СНГ регулярно обсуждают вопросы использования в законодательстве государств – участников СНГ модельных актов, разработанных Межпарламентской Ассамблеей СНГ. По информации, представленной членами парламентских делегаций государств – участников МПА СНГ в 2013 году, парламентарии активно используют модельные акты для совершенствования национальных правовых систем.

Национальное Собрание Республики Армения широко использует в законотворческой деятельности модельные законы, принятые МПА СНГ, которые содержат европейские правовые стандарты и адаптированы к международным условиям.

Законодатели Армении использовали в законотворческой деятельности модельные Лесной кодекс и Кодекс о недрах и недропользовании для государств – участников СНГ, модельные законы «Об охране атмосферного воздуха» и «Об особо охраняемых природных территориях». Доступ к экологической и другого рода информации регулирует закон Республики Армения «О свободе информации», аналогичный модельному закону «О доступе к экологической информации». Порядок получения экологической информации по планируемым к реализации объектам хозяйственной деятельности регулируют Закон Республики Армения «Об экспертизе воздействия на окружающую среду», который близок модельному закону «Об экологической экспертизе и оценке воздействия на окружающую среду», Водный кодекс Республики Армения, аналогичный модельному Водному кодексу для государств – участников СНГ, Закон Республики Армения «О гидрометеорологической деятельности», сходный с модельным законом «О гидрометеорологической деятельности».

Правовое управление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в справке по проекту модельного закона «О публично-частном партнерстве» отмечает, что «использование его положений даже на данной стадии разработки окажет желательное содействие в разработке законопроекта о публично-частном партнерстве в Российской Федерации».

Маджлиси Оли Республики Таджикистан эффективно использует модельные законодательные акты, принятые Межпарламентской Ассамблеей СНГ. В частности, при разработке национальных законов использованы следующие модельные законодательные акты.

В области здравоохранения – модельные законы «Об основах медико-социальной защиты граждан, больных сахарным диабетом», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «О защите прав и достоинства человека в биомедицинских исследованиях в государствах – участниках СНГ», «О социальной защите инвалидов».
В сфере реализации гендерной политики равноправия – «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин».

В сфере социальной защиты – модельные законы «О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об основных гарантиях прав ребенка в государстве», «Об основах социального обслуживания населения»; в социально-трудовой сфере – «О службах охраны труда», «О занятости населения».
В сфере социального страхования использован модельный законодательный акт «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
В сфере миграции имплементированы положения модельного закона «Об общих принципах регулирования вопросов, связанных с беженцами – гражданами бывшего СССР на территориях государств Содружества» и использован Рекомендательный глоссарий терминов и понятий в сфере регулирования миграционных процессов в государствах – участниках СНГ.

В сфере прав человека – модельные законы «О борьбе с терроризмом», «О борьбе с коррупцией», «О статусе уполномоченного по правам человека», «О противодействии финансированию терроризма», а также модельный Уголовно-процессуальный кодекс для государств – участников Содружества Независимых Государств

Кроме того, в Республике Таджикистан приняты законодательные акты, в основу которых легли положения разработанных МПА СНГ модельных законов: «О семейной медицине», «О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах», «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», «О предупреждении насилия в семье», «О профессиональных союзах», «Об обязательном профессиональном пенсионном страховании», «О миграции», Гражданский процессуальный кодекс Республики Таджикистан.

По информации Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан комитетами палаты проведена работа по использованию документов МПА СНГ. Так, в 2001–2012 годах внесены изменения и дополнения в Уголовный, Налоговый, Лесной, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Таджикистан, в Кодекс об административных правонарушениях Республики Таджикистан, в конституционные законы Республики Таджикистан «О правовом статусе члена Маджлиси милли и депутата Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан», «О судах Республики Таджикистан», в законы Республики Таджикистан «О борьбе с коррупцией», «Об акционерных обществах», «О молодежи и государственной молодежной политике», «О свободе совести и религиозных объединениях», «Об увековечении памяти граждан, погибших при защите Отечества», «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан», «Об образовании» и другие. Приняты законы Республики Таджикистан «О безопасности», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «Об экологическом аудите», «О бухгалтерском учете и отчетности», «О рынке ценных бумаг», «О Счетной палате Республики Таджикистан», «Oб экологической экспертизе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации», «Об оружии», «О государственных секретах» и другие нормативные правовые акты.

Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации в 2013 году выполнено исследование имплементации модельных законов, принятых МПА СНГ в сфере информатизации и связи, в государствах – участниках СНГ, результаты которого доложены Совету МПА СНГ. Предметом исследования были подготовленные в рамках деятельности постоянных комиссий МПА СНГ по культуре, информации, туризму и спорту, по вопросам обороны и безопасности и по аграрной политике, природным ресурсам и экологии 18 модельных законов и модельный Информационный кодекс для государств – участников СНГ. Согласно данным исследования максимальную степень имплементации имеют нормы модельных законов «О праве на доступ к ин-формации», «О государственных секретах», «О персональных данных», «Об электронной цифровой подписи», «Об информатизации, информации и защите информации», «О фельдъегерской связи» и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Г. В. Волчуга в выступлении на 39-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи СНГ по вопросу «О правовом обеспечении формирования системы международной экологической безопасности в Содружестве Независимых Государств» отметила, что «с целью гармонизации законодательства предлагаемые к одобрению на Межпарламентской Ассамблее модельные кодексы в перспективе в Республике Беларусь будут положены в основу концепции совершенствования законодательства по вопросам экологического аудита, обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта, защиты населения и окружающей среды от шумовых и звуковых воздействий и развития рамочных статей действующих в Республике Беларусь нормативных правовых актов».

В Стратегии развития сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в области туризма на период до 2020 года, утвержденной Советом глав правительств СНГ 20 ноября 2013 года, отмечено, что она подготовлена с учетом документов Межпарламентской Ассамблеи СНГ: рекомендательного законодательного акта «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма», модельных законов «О детском и юношеском туризме» и «О туристской деятельности».

В проекте Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств до 2020 года, подготовленном в соответствии с Планом мероприятий по реализации второго этапа (2012–2015 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, отмечено, что «в последние годы межрегиональное и приграничное сотрудничество стало эффективным инструментом межгосударственного диалога, чему способствовали меры, принимаемые государствами – участниками СНГ, Исполнительным комитетом СНГ, органами отраслевого сотрудничества, Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ».

Экономический совет СНГ на заседании 15 марта 2013 года рассмотрел вопрос о ходе реализации Конвенции о приграничном сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств – основополагающего нормативно-правового акта, определяющего правовое поле приграничного сотрудничества в СНГ. Приграничное сотрудничество осуществляется в рамках заключенных органами власти соглашений о сотрудничестве и партнерстве. Проекты Конвенции и типового соглашения о содействии приграничному сотрудничеству подготовлены Межпарламентской Ассамблеей СНГ.

Координационный совет Межправительственной фельдъегерской связи отметил, что на основе модельного закона «О фельдъегерской связи» приняты национальные законы Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Молдова, Российской Федерации и Республики Таджикистан. Соответствующие законопроекты находятся на рассмотрении в парламентах Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, проходят согласование с министерствами и ведомствами в Туркменистане и Украине; подготовленный проект национального закона будет внесен в парламент Республики Узбекистан.

В информационно-аналитическом обзоре «Международ