Валентина Матвиенко: «Формирование системы инклюзивного образования - задача не из легких»

12 сентября 2014 года

Валентина Матвиенко: «Формирование системы инклюзивного образования - задача не из легких»

Проблема доступа к образованию актуальна для всех стран СНГ. И в наиболее уязвимом положении находятся дети-инвалиды, около 30 процентов из них не посещают школу. Именно поэтому инклюзивное образование является одним из основных направлений реформы системы общего и специального образования во многих странах мира.

«Инклюзивное образование - это не просто совместное обучение и воспитание детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, с одной стороны, и детей, не имеющих таких ограничений, - с другой. Совместное обучение здесь не самоцель, а средство, способ исправления социальной несправедливости в отношении детей с отклонениями в физическом и психическом здоровье. Десятилетиями такие дети во всех странах мира были ограничены в возможностях своей социализации, формирования себя как личности, способной достаточно активно участвовать в жизни общества, реализовать себя в ней. И ограничения эти закладывались уже на стадии получения образования, поскольку в обычную общеобразовательную школу доступ таким детям был фактически закрыт», - считает Председатель Совета МПА СНГ, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко.

Валентина Матвиенко Председатель Совета МПА СНГ Как показывает и отечественный, и зарубежный опыт, инклюзивное образование даёт возможность детям с особыми образовательными потребностями получить образование, адекватное уровню их физического, психического, умственного развития. У здоровых детей обучение в школах с инклюзивным образованием воспитывает толерантность, доброту, ответственность.

Со времени принятия Межпарламентской Ассамблеей СНГ модельного закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» в 2002 году в государствах – участниках СНГ укрепилось понимание роли инклюзивного образования как фактора, способствующего качественному образованию для всех, и наметились положительные тенденции в решении проблем инклюзивного образования в государствах – участниках СНГ.

Сейчас парламентарии и эксперты, входящие в состав Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию, ведут работу над концепцией модельного закона «Об инклюзивном образовании».