Валентина Матвиенко: МПА СНГ — в ногу со временем

28 ноября 2013 года

Валентина Матвиенко: МПА СНГ — в ногу со временем

- Межпарламентская ассамблея государств - участников Содружества была создана несколько месяцев спустя после образования СНГ, в марте 1992 года. По сути, МПА СНГ - старейший институт Содружества. Как Ассамблея изменилась за это время и какие вопросы в её повестке становятся наиболее актуальными в последние годы?

- Любая организация жизнеспособна только тогда, когда она шагает в ногу со временем, адекватно отражает в своей деятельности его вызовы, веления, проблемы. Сегодня, с высоты более чем двух десятилетий успешной работы, можно с полным правом утверждать, что МПА СНГ в полной мере соответствует этим критериям.

За это время увеличилось число входящих в Ассамблею стран, её деятельность стала гораздо более многообразной и продуктивной. МПА СНГ - полноправный и авторитетный участник системы сотрудничества международных организаций, с которыми её связывает около 70 соглашений. При МПА активно работают Международный институт мониторинга развития демократии, Экспертный совет регионального содружества в области связи, ряд постоянных комиссий. В этом году приступили к работе Экспертный совет по здравоохранению и Молодёжная межпарламентская ассамблея.

Главный, политический итог работы Ассамблеи я вижу в том, что, в немалой степени благодаря её деятельности, бывшие союзные республики не разбежались по национальным квартирам, а приступили к выстраиванию своих отношений в духе сотрудничества и закона. То, что это сотрудничество носит динамичный и устойчивый характер, развивается во всех областях, дало мощный импульс интеграционным процессам - во всём этом немалая заслуга Межпарламентской ассамблеи, потому что именно МПА создаёт необходимые для этого правовые инструменты.

Важнейший из них - это, несомненно, разработка модельных правовых актов с целью гармонизации и сближения национальных правовых систем государств - членов МПА, содействие правовому обеспечению решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, адаптация национального законодательства к международным правовым стандартам, укреплению интеграции на пространстве СНГ.

За прошедшие годы Ассамблеей принято около 400 модельных законодательных актов, порядка 70 процентов модельных законов инкорпорированы в национальные законодательства. В их числе документы, нацеленные на укрепление безопасности, на борьбу с терроризмом, оргпреступностью, коррупцией. Идёт подготовка новых редакций модельных Налогового и Образовательного кодексов, Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников СНГ до 2020 года. Завершается подготовка проекта модельного Инновационного кодекса для государств - участников СНГ. Больше внимания уделяется социальным и гуманитарным вопросам.

В итоге сегодня государства СНГ располагают развитыми национальными правовыми системами, которые адекватны как реалиям этих стран, так и международным правовым стандартам. Это делает наше сотрудничество устойчивым, равноправным, взаимовыгодным, позволяет странам Содружества гибко включаться в систему международных экономических и политических отношений.

С течением времени подготовка проектов модельных законов, на мой взгляд, не только не утрачивает своей значимости, но скорее - возрастает. Это связано, прежде всего, с углублением интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Подписан договор о зоне свободной торговли, создан Таможенный союз, полным ходом идёт формирование Единого экономического пространства с перспективой его перерастания в полнокровный Евразийский союз. Приступили к работе наднациональные регулирующие органы.

Безусловно, ключевое значение в этом плане имеет политическая воля руководителей Беларуси, Казахстана, России, ясное понимание того, что в глобальном мире ускорение экономического роста любой страны достигается не протекционизмом, не изоляцией, а всё более глубоким её включением в международное экономическое сотрудничество.

Реально интеграция в рамках СНГ, как все мы видим, проходит с разной скоростью и имеет разные уровни. Поэтому, держа курс на Евразийский союз, участники этого проекта ни от кого не отгораживаются. Евразийский союз - проект, открытый для всех, тем более для стран Евразийского экономического сообщества, других государств СНГ.

- Сейчас МПА СНГ объединяет парламенты девяти государств, но стран в Содружестве больше. На ваш взгляд, может ли Ассамблея стать ядром ещё более крупной организации?

- Согласно Конвенции об МПА СНГ, Ассамблея является межгосударственным органом Содружества Независимых Государств. Конвенция открыта для подписания любым государством - участником Содружества. Мы надеемся на присоединение к МПА новых членов и работаем над этим.

- С какими международными союзами и организациями вам хотелось бы активизировать работу в ближайшие годы?

- Как я уже отметила, МПА заключила порядка 70 договоров о сотрудничестве с международными организациями. В том числе с такими крупными и авторитетными, как ООН, Парламентская ассамблея Совета Европы, Европейский парламент, Арабский межпарламентский союз, Межпарламентская ассамблея АСЕАН, Латиноамериканский парламент, другие парламентские и непарламентские организации. Поэтому наращивание объёмов связей для нас самоцелью не является. Наш основной критерий здесь - развитие международного парламентского сотрудничества, геополитические приоритеты входящих в МПА государств. Полагаю, что сегодня одним из таких важных для всех нас направлений является укрепление взаимодействия по парламентской линии с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.

- МПА СНГ является организатором многих крупных мероприятий - форумов, выставок. Какие ещё планируются?

- Это не парадные или ритуальные акции, а рабочий инструмент решения задач, которые стоят перед национальными парламентами стран Содружества, Ассамблеи в целом. Так, например, Невский международный экологический конгресс, проводимый ежегодно с 2008 года, содействует гармонизации национальных законодательств в области экологии, выстраиванию международной системы экологической безопасности. Такую же роль играет международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», проходящий ежегодно в Санкт-Петербурге. В октябре этого года планируется проведение международного семинара в Душанбе на тему «Законодательство по регулированию и укреплению международных механизмов реагирования на бедствия», в ноябре состоится международная конференция «Ядерная безопасность в современном мире. Роль парламентариев в процессе ядерного разоружения и нераспространения». Все эти проблемы весьма актуальны как для национальной, так и для международной повестки дня.

- В МПА многие годы действует международный институт наблюдателей. Скажите, чем он отличается, например, от института наблюдателей ОБСЕ? Что даёт государствам - участникам МПА СНГ наличие наблюдателей?

- В ряду целей Ассамблеи - защита прав и свобод человека, содействие демократическим и честным выборам, противодействие применению двойных стандартов при оценке их результатов. Для этого МПА СНГ разработала Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод, которая была подписана в октябре 2002 года. Другого, столь же детально проработанного документа, формулирующего чёткие стандарты свободных и справедливых выборов, в мире пока нет.

Проводимый нами мониторинг в странах - членах МПА свидетельствует об идущем в них процессе демократизации избирательного законодательства, совершенствовании практики его применения. Вместе с тем нельзя не видеть стремления определённых сил за пределами государств СНГ дискредитировать выборы и референдумы в наших странах, рядиться в тогу единственных носителей и защитников демократических ценностей. Например, своими предвзятыми, необъективными оценками выборов в странах СНГ страдает такой институт ОБСЕ, как Бюро по демократическим институтам и правам человека.

Вполне закономерно поэтому, что на состоявшемся в Москве в декабре 2011 года неформальном саммите Содружества было принято решение о повышении роли Миссии наблюдателей от СНГ на парламентских и президентских выборах, референдумах в наших странах. Основную практическую работу по выполнению этого решения выполняет Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств - участников МПА СНГ.

Из самого названия организации явствует, что она не замыкается на подготовке и направлении международных наблюдателей на выборы. Она выполняет системную работу, включающую в себя как мониторинг избирательных кампаний, референдумов, национального законодательства, так и подготовку практических рекомендаций для государств Содружества, Совета глав государств СНГ в этой сфере. На мой взгляд, первые шаги института обнадёживают.

- Какой вы видите МПА СНГ, скажем, через 20 лет?

- Вопрос трудный. Конечно, многое будет зависеть от глубины интеграционных процессов на постсоветском пространстве не только в экономике, но и в политической сфере, гуманитарных связях. Сегодня очевидно, что эти процессы необратимы, несомненно, они будут только укрепляться, и от них напрямую зависит будущий облик МПА: её роль в политической системе Содружества, структура, полномочия, механизмы их реализации.

Уверена, что МПА сохранит своё главное предназначение института коллективной, совместной работы государств СНГ, направленной на правовое обеспечение интеграционных процессов, гармонизацию национальных законодательных систем, соблюдение прав и свобод человека.