Выступление Председателя Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Адахана Мадумарова на тридцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи СНГ

03 апреля 2008 года

Выступление Председателя Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Адахана Мадумарова на тридцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи СНГ

Уважаемый Председатель!
Уважаемые члены Межпарламентской Ассамблеи!
Дамы и господа!

В начале своего доклада хотел бы отметить, что за годы суверенитета Кыргызстан сумел сформировать основные стратегические цели, внешнеполитические и внешнеэкономические приоритеты, расширяя при этом спектр межгосударственных контактов.

Одним из приоритетов внешнеполитической деятельности Кыргызстана является активное участие в интеграционных процессах СНГ. Укрепляется социально-экономическое положение Кыргызской Республики: рост ВВП за 2007 год составил около 7%, соответственно увеличился государственный бюджет, который за последние 2 года более чем удвоился. Это позволило рассмотреть возможность финансирования крупных инвестиционных проектов, и, в частности, строительства ГЭС-2, своими силами, что позволит в недалеком будущем намного увеличить производственный и экспортный электроэнергетический потенциал нашей страны.

В настоящее время Кыргызстан поддерживает торговые отношения более чем со 100 государствами мирового сообщества. И в то же время необходимо отметить, что практически половину товарооборота в Кыргызской Республике с зарубежными странами занимают государства – участники СНГ.

Исходя из этого, хотел подчеркнуть, что внутренние аспекты развития страны мы, конечно, связываем с активизацией своей внешнеэкономической политики и, в первую очередь, в рамках СНГ.

Уважаемые коллеги!

Прошедшие годы были непростыми в истории государств – участников Содружества. Это было время перехода к рыночным отношениям, глубоких системных, внутригосударственных реформ. Наши страны по-разному прошли этот путь, а СНГ и его институты сыграли в этом свою положительную роль. Несмотря на пессимистические прогнозы, СНГ стало неотъемлемой частью системы международных отношений, существующей независимо от того или иного субъективного отношения к ней. За время существования Содружества создан надежный механизм обеспечения межгосударственных и межправительственных связей, предоставляющий возможность каждому государству участвовать в интеграционных процессах в той или иной мере и на приоритетных направлениях. Сохранен необходимый уровень политической, социально-экономической, культурно-гуманитарной общности, и заложена соответствующая договорно-правовая база.

В некоторой мере не были использованы возможности и перспективы, основанные на уже достигнутых договоренностях. В итоге ряд проблемных вопросов остался нерешенным. Закрепилось мнение о многочисленных подписанных, но не востребованных документах, так и оставшихся декларациями о намерениях.

Необходимо сосредоточить наши усилия на резервах и возможностях СНГ, нахождении оптимальной формулы равновесия между национальными интересами и интеграционным процессом.

Исторически сложившаяся общность государств и народов на постсоветском пространстве является очевидным фактом. Потребность сохранения и развития взаимодействия проявляется в настоящее время как одно из важных направлений интеграционных процессов, которые призваны укрепить утраченные связи наших стран. Для этого необходимо было обеспечить правовые условия во всех сферах сотрудничества. Этот сложный, но крайне необходимый процесс начался в 1992 году созданием Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Отрадно отметить, что первое пленарное заседание Межпарламентской Ассамблеи СНГ проходило в сентябре 1992 года в Бишкеке, и принятые на нем документы стали первым шагом на пути объединения усилий парламентариев в вопросе выработки скоординированных подходов к проблемам налаживания и взаимодействия в сфере межпарламентского сотрудничества.

Следует также подчеркнуть активную роль Межпарламентской Ассамблеи в мирном урегулировании конфликтов на постсоветском пространстве. И в этом плане высокую международную оценку заслужила миротворческая миссия Межпарламентской Ассамблеи СНГ по Нагорному Карабаху, результатом которой стал Бишкекский протокол, подписанный в мае 1994 года.

Сегодня Межпарламентская Ассамблея СНГ сформировалась, как одна из важнейших структур Содружества, как центр межпарламентского сотрудничества и модельного законотворчества.

Ассамблея стала устойчиво развивающимся межгосударственным органом, способным оперативно решать жизненно важные проблемы в интересах всех участников Содружества. Стремление стран стать членами МПА свидетельствует о растущем международном авторитете и эффективной ее деятельности, о чем только что в начале нашей сегодняшней работы говорил уважаемый Председатель Сергей Михайлович.

Уважаемые коллеги!

Мне представляется, что на пленарных заседаниях Ассамблеи необходимо основное внимание уделять вопросам, касающимся обсуждения и реализации решений Совета глав государств СНГ. А перспективный план модельного законотворчества и сближение национальных законодательств необходимо синхронизировать с Концепцией дальнейшего развития СНГ и плана основных мероприятий по ее реализации.

Расширяется сфера деятельности Ассамблеи. Я имею в виду активизацию сотрудничества с другими международными парламентскими организациями, такими, как Парламентская Ассамблея Совета Европы, Парламентская Ассамблея ОБСЕ, Парламентская Ассамблей УИК, Панафриканским парламентом и другими.

В то же время считаю необходимым обсудить и ускорить вопрос создания парламентской составляющей близких нам по духу международных региональных организаций. Первая из них, конечно, – Шанхайская организация сотрудничества. В этом направлении уже работает экспертная группа высокого уровня. Образование нового межпарламентского института не только не повредит нашей Ассамблее, но и значительно может расширить диапазон и авторитет деятельности МПА СНГ.

Кыргызская сторона вносит предложение разместить штаб-квартиру будущей Парламентской Ассамблеи ШОС на живописном берегу жемчужины Евразии – озера Иссык-Куль, что позволило бы нашим странам расшириться не только в географическом отношении, но и выдержать шанхайский дух сотрудничества. Мы очень надеемся, что вы поддержите нашу инициативу.

Уважаемые коллеги!

Центральным направлением деятельности Межпарламентской Ассамблеи продолжает оставаться подготовка документов, направленных на сближение законодательств государств – участников СНГ. Модельные кодексы, принятые в рамках МПА СНГ, активно имплементируются в национальную правовую систему Кыргызской Республики, что позволяет нам эффективно интегрироваться в более гармонизированное правовое пространство СНГ.

В настоящее время, как вам известно, независимый мониторинг избирательных процессов приобретает большое значение для стабильности в наших странах и развития транспарентности нашего общества. В этом плане необходимо сохранить неплохой темп по обеспечению адекватного мониторинга избирательных процессов всех уровней, взятый Институтом мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ.

Мы с удовлетворением отмечаем, что 24 марта в ходе визита Генерального секретаря МПА Кротова Михаила Иосифовича и заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Торшина Александра Порфирьевича был официально открыт филиал Института мониторинга в Бешкеке.

На нынешнем этапе сохраняется актуальная задача по консолидации усилий, направленных на повышение международного авторитета СНГ. Принципиально важно, выстраивая международное сотрудничество на перспективу, суметь воспользоваться теми возможностями, которые открываются перед нашими государствами.

Думаю, что Межпарламентская Ассамблея должна активизировать свою деятельность в развитии межпарламентского сотрудничества в государствах СНГ на формировании единых концептуальных подходов к сложным международным проблемам. Например, ситуация вокруг одностороннего провозглашения независимости Косово сдетонировала в мире сложные, я бы даже сказал опасные процессы, к которым можно было бы причислить и события в Тибете. При этом Кыргызстан обращает внимание на то, что объявление независимости в одностороннем порядке может вызвать усиление сепаратистских настроений во всем мире.

Исходя из этого, считал бы целесообразным любой внутригосударственный конфликт решать строго в рамках гуманных принципов международного права с целью сохранения территориальной целостности государства, при этом проявляя максимум заботы и внимания всем народам, проживающим на территории этой страны.

Уважаемые коллеги!

Принятая в городе Душанбе Концепция дальнейшего развития СНГ является важным ориентиром совместного сотрудничества между нашими странами и ставит перед МПА целый ряд первоочередных задач по разработке и принятию соответствующих модельных нормативных законодательных актов, которые должны придать мощный правовой импульс деятельности СНГ. В этом направлении идет активный процесс по разработке стратегии экономического развития СНГ. С удовлетворением хочу отметить, что МПА уже приняла целый пакет модельных законов в этой сфере, которые, безусловно, облегчат реализацию указанной стратегии.

Движущей силой интеграционных процессов является взаимовыгодное экономическое сотрудничество. Его развитие в определенной мере зависит от политической воли, согласования интересов и законодательной поддержки. Экономическая сфера должна поэтапно продвигаться к единому экономическому пространству путем формирования зоны свободной торговли.

Мы очень долго говорим. Главы государств встречаются, главы правительств встречаются – говорим, говорим, и все это остается на уровне объявлений, заявлений, желания. А мы с вами как законодатели могли бы, уважаемые коллеги, поддержать это на законотворческом уровне. Никто же не мешает нам от этих заявлений переходить к реальной жизни. За это наши с вами народы сказали бы только спасибо депутатам каждой страны, ибо именно решением этого вопроса мы можем утверждать: да, есть СНГ, усиливается СНГ, очень активно продвигается вперед.

Сегодня у нас есть все предпосылки, чтобы усовершенствовать таможенный контроль и оформление на внутренних границах государств – участников, а также обеспечит облегченную процедуру движения услуг, капиталов и рабочей силы. Формирование такого пространства необходимо осуществлять с учетом норм и правил ВТО.

В соответствии с решением Совета глав государств СНГ, подписанным в октябре 2007 года, дальнейшее подкрепление получило такое направление сотрудничества, как проведение согласованной миграционной политики. В январе текущего года начал свою работу Совет руководителей миграционных органов государств – участников СНГ. Работа этой структуры с самого начала ее деятельности должна быть ориентирована на достижение практических результатов в жизненно важной сфере, затрагивающей интересы миллионов граждан. И в этом контексте недавно у нас в столице, в городе Бишкек, состоялась межправительственная и межпарламентская региональная встреча по консолидации усилий стран Центральной Азии по созданию единого миграционного законодательства.

Хотел бы обратить особое внимание Постоянной комиссии по социальной политике и правам человека на вопросы правового обеспечения согласованной миграционной политики. Важнейший на сегодняшний день документ – Рекомендации по законодательному обеспечению регулирования миграционных процессов в государствах – участниках Содружества – необходимо решительно и активно реализовывать. Кроме того, кыргызские парламентарии уже разработали и внесли на рассмотрение соответствующей комиссии Межпарламентской Ассамблеи модельный закон «О трудовой миграции».

Вопросы проведения согласованной миграционной политики тесно переплетаются с гуманитарными проблемами. В этой связи кыргызская сторона поддерживает положения Концепции дальнейшего развития СНГ по проведению согласованного гуманитарного сотрудничества. Но понимания гуманитарного сотрудничества только лишь как дружбы культур и традиций наших народов – уважаемые коллеги, нам надо признаться в этом честно и открыто – недостаточно. В этой плоскости находятся главные источники – повышение конкурентоспособности, в том числе и подъема науки; укрепление здоровья граждан; достойное воспитание и образование подрастающего поколения. Хороший старт в этом направлении получил первый международный кинофестиваль стран ШОС, состоявшийся в прошлом году на Иссык-Куле, где также приняли участие и фильмы других стран. По итогам данного уникального форума его участники и гости, деятели искусства приняли решение ежегодно проводить Иссык-Кульский международный кинофестиваль. Подобные форумы являются хорошей площадкой для свободного общения, выработки единых подходов, обсуждения актуальных вопросов нравственного и культурологического развития наших народов, а также для обмена опытом и достижениями.

Я хотел бы призвать вас как можно активнее принимать участие в данном кинофоруме и других подобных культурных мероприятиях СНГ, так как это способствует единению наших народов.

Кроме того, меня радует, что в наших странах возрождается военно-патриотическое воспитание молодежи. Мы еще хорошо помним, как в детстве увлеченно и с азартом играли в «Зарницу». Так вот, эти замечательные игры приобрели серьезный международный статус. В 2007 году на Иссык-Куле прошли игры «Зарница» под названием «Союз-2007» под эгидой ОДКБ. А в этом году там же намерены провести «Союз-2008». Думаю, эти хорошие ростки дружбы молодежи наших стран нам надо поддержать.

Базовыми институтами в сфере гуманитарного сотрудничества стали созданные структуры Межгосударственный фонд и Совет по гуманитарному сотрудничеству. Основной деятельностью этих органов является обеспечение организации практической работы и координации действий государств Содружества. Начатая и проводимая Фондом и Советом работа по согласованному взаимодействию в этой важной сфере подтверждает необходимость расширения спектра возможностей на культурном направлении и тезис о том, что именно гуманитарное направление является системообразующим фактором развития СНГ и придает дополнительный импульс процессу реформирования Содружества.

Исходя из этого, Межпарламентской Ассамблее необходимо активнее и эффективнее сотрудничать с базовыми институтами СНГ, открыть для них возможности и ресурсы МПА, и в то же время использовать их ресурсы для оптимального достижения совместных целей.

Кроме этих важных направлений сотрудничества мы должны использовать имеющиеся возможности для реализации положений Концепции в области безопасности, в экологической сфере, в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Будущее СНГ неразрывно связано с деятельностью Межпарламентской Ассамблеи, с качественным углублением и эволюционной трансформацией установившихся взаимоотношений государств-участников в мощную интеграционную конструкцию, обладающую способностью защитить себя от неблагоприятных и непредвиденных вызовов и угроз современного мира и превращение в конечном итоге Содружества в зону процветания, мира и стабильности.

Благодарю за внимание.