Экспертный совет МПА СНГ по науке и образованию рассмотрел сетевые формы сотрудничества в высшем образовании
15 ноября 2022 года
15 ноября состоялось заседание Экспертного совета МПА СНГ по науке и образованию. Мероприятие прошло под председательством ректора Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академика РАН Андрея Рудского. Одной из ключевых тем обсуждения экспертов стали сетевые формы взаимодействия в реализации образовательных программ высшего образования на пространстве Содружества, а также вопросы интеграции в области школьного образования в СНГ.
Экспертов приветствовал Генеральный секретарь Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий. Он отметил, что экспертный совет приступил к работе немногим более года, но уже можно говорить о реализации его первых решений: в конце октября в Самарканде на 54-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи СНГ были приняты модельные законы и рекомендации, которые обсуждались на предыдущих заседаниях экспертов. По словам Генерального секретаря, предложения Экспертного совета также вошли в утвержденный Ассамблеей Перспективный план модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств на 2023– 2025 годы. «Впереди – большая работа по их реализации», — отметил Дмитрий Кобицкий.
Он проинформировал участников заседания, что Советом МПА СНГ принято решение об образовании Экспертного совет по экологии и природопользованию. «Продолжаем расширять экспертную базу по основным направлениям своей деятельности», — сказал Дмитрий Кобицкий.
Президент Российского университета дружбы народов, доктор физ.-мат. н., профессор, академик Российской академии образования Владимир Филиппов представил коллегам информацию о работе Сетевого университета Содружества Независимых Государств. Он отметил, что решение о создании университета было принято на заседании Совета Глав правительств СНГ 29 мая 2020 года, но инициатива о его учреждении родилась еще в 2008 году, и до заключения межгосударственного соглашения сетевой совместный университет существовал в форме Консорциума, координация деятельности которого поручалась Российскому университету дружбы народов.
Основной целью Консорциума участников Сетевого университета явилось содействие созданию единого образовательного пространства государств – участников СНГ, условий для развития академической мобильности студентов и преподавателей, реализация совместных образовательных программ.
Сетевой университет СНГ реализует совместные образовательные программы с привлечением партнеров, обладающих ресурсами для обучения, проведения учебной и производственной практик и других видов учебной деятельности.
В Сетевой университет СНГ входит 46 ведущих университетов из девяти государств – участников СНГ. Владимир Филлипов подчеркнул, что при включении вузов действует «принцип элитарности»: образовательные учреждения должны соответствовать целому ряду довольно строгих требований.
Университет готовит магистров, аспирантов и докторантов по естественнонаучным, гуманитарным и социально-экономическим направлениям, проводит совместные научные исследования и т.д.
Студенты Сетевого университета получают по завершению образования три документа: дипломы своего вуза, вуза из числа партнеров и сертификат Сетевого университета. По словам президента РУДН, В СУ СНГ ведется подготовка высококвалифицированных специалистов по 35 направлениям магистратуры — от юриспруденции, филологии и туризма до радиотехники, строительства и ядерной физики, основной упор при этом делается на востребованные инженерные специальности.
Говоря о задачах и целях СУ, Владимир Филиппов отметил расширение студенческого и преподавательского обмена, повышения качества образования, рост рейтингов и известности вузов, объединение материально-технических ресурсов, что особенно важно для развития обучения по инженерным направлениям, при котором используется уникальное современное оборудование. «Надо выходить за чисто образовательную программу, реализуя больше мероприятий научного и культурного взаимодействия», — отметил Владимир Филиппов.
В продолжение темы директор Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Андрей Хлутков рассказал об опыте работы Региональной Сетевой академии государственного управления стран СНГ, стратегическими партнерами которой являются главные профильные вузы Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.
Экспертный совет обсудил предложения по развитию сетевых форм взаимодействия при реализации образовательных программ высшего образования и созданию общего образовательного пространства в регионе СНГ, в том числе — касающиеся обмена опытом и разработками, квотирования стипендий, выделения грантов обучающимся по сетевым формам, международному сотрудничеству в совместных сетевых университетов СНГ, ШОС и БРИКС и др.
Участники заседания также рассмотрели информацию о международном образовательном проекте «Техновызовы — инженеры будущего». Проект направлен на развитие навыков использования новых технологий у школьников и студентов, а в глобальном смысле — на подготовку дефицитных сегодня специалистов для реального сектора экономики государств СНГ. Для учащихся будут организованы технологические соревнования, которые будут способствовать к интересу и приобщению к инженерному искусству.
Экспертный совет поддержал проект Положения о Международной олимпиаде по гуманитарным и общественным наукам школьников стран СНГ. Решение о создании и проведении олимпиады было принято Советом МПА СНГ 29 марта 2022 года. Проект положения представил заместитель руководителя Секретариата Совета МПА СНГ – директор Международного института мониторинга развития демократии МПА СНГ Иван Мушкет.
Он отметил, что олимпиада создается для распространения знаний о принципах демократического развития современного общества, выявления и поддержки талантливой молодежи, подготовке одаренных учащихся для продолжения обучения в высших учебных заведениях. «Мы рассчитываем, что, в результате межгосударственных согласований, победители и призеры нашей олимпиады по гуманитарным и общественным наукам получат возможность льготного выбора не только страны обучения, но и конкретного вуза в странах СНГ, что позволит сделать еще один шаг по формирования нового общего образовательного пространства», — подчеркнул директор МИМРД.
Творческие состязания планируется проводить по философии, психологии, этике, социологии, истории, политологии, правоведению, экономике. По мнению Андрея Рудского, со временем список дисциплин должен расшириться в сторону практико-ориентированных. Также, считают эксперты, необходимо предусмотреть возможность получения преференций для победителей и призеров олимпиады при поступлении в вузы Содружества.
Заведующая лабораторией геоэкологии и устойчивого природопользования Московского государственного института международных отношений Наталья Рязанова рассказала о подходах, которые используются при разработке модельной Концепции экологического образования для государств – участников СНГ. Подготовить такой документ рекомендовали участники круглого стола «Актуальные вопросы экологического просвещения и экотуризма», которые прошел в рамках девятого Невского международного экологического конгресса 27–28 мая 2021 года.
Члены Экспертного совета поддержали предложение о создании международной системы оценки результативности научных исследований и разработок – академического рейтинга научных журналов (международный индекс научного цитирования (МИНЦ). По вопросу выступил главный ученый секретарь Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации Игорь Мацкевич.
Выступая в обсуждении данного вопроса, Председатель ВАК Владимир Филиппов подчеркнул, что необходимо расширить наукометрическую базу, и отметил как недостаток, что на территории стран Содружества до настоящего времени единой наукометрической базы нет.
О сотрудничестве государств – участников СНГ в области фундаментальной науки рассказал советник Департамента гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проблем Исполнительного комитета СНГ Валерий Клименко.
Заведующая отделом Комитета по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Мария Исанова представила доклад об актуальных вопросах правового регулирования образования и науки в своей стране, а эксперт Постоянной комиссии Национального Собрания Республики Армения по вопросам науки, образования, культуры, диаспоры, молодежи и спорта Мария Вартанян и проректор по учебно-научной работе, доцент Армянского государственного педагогического университета имени Х. Абов Мариам Испирян поделились с коллегами информацией о состоянии и особенностях развития неформального и информального образования в Армении. В 2022 году в республике были внесены изменения в законодательство об образовании, касающиеся непрерывного образования для детей и взрослых.