Избирайте и будьте избранными! - о роли женщин в электоральных процессах

08 марта 2025 года

Избирайте и будьте избранными! - о роли женщин в электоральных процессах

В нашем регионе женщины получили избирательные права раньше чем в Европе. Как они боролись за равенство? Нужны ли сегодня квоты для женщин в парламентах? Влияет ли работа женщин в органах власти на доверие к ним  в целом?

Международный институт мониторинга развития демократии МПА СНГ представляет комментарии женщин-экспертов о роли и месте женщин-политиков.

Как женщины получили избирательные права?

Инна Ветренко, доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой социальных технологий СЗИУ РАНХиГС:

Отчаянные и смелые суфражистки  применяли такие методы гражданского неповиновения, которые мужчины даже не рассматривали: приковывали себя к воротам, садились на рельсы, устраивали демонстрации и стояли на улицах с плакатами сутками. Жертвенность женщин и преданность тому, что они делают, проявились даже в этой борьбе за равные избирательные права.

В большинстве стран, сегодня входящих в СНГ, избирательные права у женщин появились раньше, чем в Европе. В России полное избирательное право, включая возможность самостоятельно голосовать, женщины получили весной 1917 года. В июне 1918 года в Армении прошли первые прямые парламентские выборы на условиях всеобщего избирательного права с участием женщин в качестве избирателей, а в Казахстане избирательное право женщины получили в 1924 году.

Победа женщин в России запустила процесс по всему миру. В 1920 году в США была принята 19-я поправка к Конституции, запретившая дискриминацию на выборах по гендерному признаку. В 1928 году в избирательных правах были уравнены с мужчинами женщины Великобритании.

Сегодня женщины участвуют в избирательном процессе не только в качестве избирателей и кандидатов. Они — деятельные члены избирательных комиссий, беспристрастные наблюдатели и лидеры общественных движений за соблюдения принципов демократических выборов.

Нужны ли квоты для женщин в парламентах?

Ольга Попова, доктор политических наук, профессор, эксперт МИМРД МПА СНГ, председатель Экспертного совета  Российской ассоциации политической науки (РАПН):

В настоящее время доля женщин в парламенте: в Азербайджане — 18,1%, в Армении — 36,4%, в Беларуси — 35,7%, в Казахстане — 20,9%, в Кыргызстане — 20%, в России — 18%, в Таджикистане — 26,8% (учтены данные до выборов, состоявшихся 2 марта 2025), в Узбекистане — 38%. В некоторых случаях показатели впечатляют, но в целом представительство женщин не очень большое.

Ответ на вопрос о целесообразности квот на представительство женщин в парламентах весьма непрост. Он активно обсуждается с 1990-х годов со ссылкой на прецеденты в ряде государств. Представляется оправданным вариант так называемых «добровольных партийных квот», когда участвующие в выборах партии сами определяют долю представительниц прекрасного пола, которая обязательно должна быть представлена в партийных списках кандидатов во время выборов. Это хороший механизм, который позволяет достаточно мягко повышать представительство женщин в парламентах.

Какие стратегии эффективны для вовлечения  женщин в политику?

Ольга Попова, доктор политических наук, профессор, эксперт МИМРД МПА СНГ, председатель Экспертного совета  Российской ассоциации политической науки (РАПН):

Мне не очень нравится такая постановка вопроса. Она отводит женщинам «место в массовке». Убеждена, что должна произойти ломка ложных стереотипов о том, что «политика — дело грязное», «эта работа не для женщин», «в лучшем случае женщины могут заниматься социальной сферой».

Если речь идет о политической карьере, то здесь термин «вовлечение» неуместен. Если мы говорим о политическом участии в самых разных его проявлениях (голосование, включение в общественные движения, работа в партиях, молодежных парламентах и т.д.), то ставка должна быть сделана на молодежь безотносительно пола.

В молодежной политике реализуется большое количество проектов. Исследования однозначно показывают более высокий политический потенциал включенности в них именно девушек. Участие в социальных волонтерских, благотворительных и патриотических движениях в юном возрасте становится фундаментом, который обеспечивает более высокую политическую активность людей в течение всей жизни, хотя и не гарантирует «массового» продвижения в элиту и развития политической карьеры.

Почему женщины чаще представлены в одних комитетах (например, по социальной политике), но реже в других (например, по безопасности или финансам)?

Ольга Попова, доктор политических наук, профессор, эксперт МИМРД МПА СНГ, председатель Экспертного совета  Российской ассоциации политической науки (РАПН):

В СНГ это так. Считается, что женщины наиболее чутки к решению проблем в области социальных вопросов, образования, здравоохранения, защиты интересов семьи, детей, женщин, пожилых людей. Это очень устойчивый стереотип, который не хочется ломать. И отнюдь не потому, что женщины якобы неспособны к работе в «серьезных» областях. В социальной сфере легче проявлять способность сочувствовать и потребность заботиться о других людях. Эти качества в сочетании со навыками жесткого расчета (бюджет всегда ограничен) дают неплохие результаты.

Профессионализм женщин в политике позволяет им успешно справляться с вопросами формирования бюджета, определения стратегии строительства, развития промышленности и т.д., и т.д. Но должна заметить, что в последнее десятилетие некоторые женщины-политики действуют даже гораздо более жестко, чем политики-мужчины.

Влияет ли работа женщин в парламентах и избирательных комиссиях на доверие граждан к политическим институтам?

Ольга Попова, доктор политических наук, профессор, эксперт МИМРД МПА СНГ, председатель Экспертного совета  Российской ассоциации политической науки (РАПН):

Влияет положительно. Как ни странно, помощь оказывает массовый стереотип (он далеко не всегда соответствует действительности), что женщины менее конфликтны, они склонны выбирать стратегии, которые учитывают интересы одновременно нескольких сторон. В этом плане наличие женщин в парламентах и избирательных комиссиях может положительно сказаться на имидже этих структур и повысить к ним доверие. Конечно, нужно осознавать, что сам по себе этот показатель не гарантирует положительного баланса доверия к структуре, но женское представительство важно.

Женское лицо выборов

В странах Содружества Независимых Государств доля женщин, работающих в избирательных комиссиях всех уровней, невероятно высока. Можно без преувеличения сказать, что именно на женских плечах лежит обеспечение электоральных процессов.

82% организаторов выборов в России – женщины. В территориальных и окружных комиссиях Беларуси доля женщин составляет около 80%, а в Кыргызской Республике – около 60%. С 2019 года в Узбекистане количество женщин в избирательных комиссиях увеличилось с 19% почти до 50%. В  Таджикистане женщины занимают до 80% мест в участковых избирательных комиссиях, а также 53% – в руководстве окружных комиссий. В Азербайджане и Казахстане женщины в избирательных комиссиях также в большинстве.

В Российской Федерации Центральную избирательную комиссию возглавляет Элла Памфилова. Ее работа в Центральной избирательной комиссии началась в 2016 году: под её руководством прошло пять крупных избирательных кампаний, внедрены новейших технологий, в том числе – дистанционного электронного голосования. «Женское представительство» в ЦИК России — это и секретарь Наталья Бударина и члены ЦИК – Людмила Маркина и  Эльмира Хаймурзина.

В Центральной избирательной комиссии Республики Азербайджан Секретарем ЦИК является Арифа Мухтарова; среди её коллег-членов ЦИК – Наиля Аскерова, Валида Кязымова и Алмас Гахраманлы. При их деятельном участии были реализованы все избирательные кампании в Азербайджане, начиная с весны 2021 года.

Из семи членов Центральной избирательной комиссии Республики Армения четверо — женщины. Нуне Ованнисян, проработавшая в аппарате ЦИК более 12 лет, занимает должность заместителя председателя ЦИК, а Сильва Маркосян, Анна Григорян и Арусяк Терчанян – должности членов комиссии. Они обеспечивают работу ЦИК по всем основным направлениям деятельности Комиссии, в том числе – в области международного сотрудничества.

В течение многих лет, с 1996 по 2021 год, Центральную избирательную комиссию Республики Беларусь возглавляла Лидия Ермошина. Она внесла большой вклад в становление избирательной системы страны: при ней было кодифицировано и систематизировано избирательное законодательство – в 2000 году был принят Избирательный кодекс Республики Беларусь. В настоящее время участвует в работе с молодыми избирателями. Сейчас в Республике Беларусь в ЦИК трудятся Секретарь Елена Балдовская, Ольга Дорошенко, Елена Кунцевич и Екатерина Федосенко.  При их участии ЦИК Республики Беларусь провел Республиканский референдум, парламентские и президентские выборы.

В Центральную избирательную комиссию Республики Казахстан в ноябре 2024 года в качестве нового члена назначили Ляззат Суйндик. Ранее она была главным экспертом Мининформации, возглавляла комитет информации, а с 2021 года занимала пост заместителя председателя агентства «Хабар».

Девять лет возглавляла Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики Нуржан Шайлдабекова. Она внесла неоценимый вклад в цифровизацию электоральных процессов и привлечение на выборы молодых избирателей,  содействовала проведению в Кыргызстане Молодежной электоральной школы МИМРД МПА СНГ. Сейчас в состав комиссии входят заместитель председателя Айдана Жупуева, Гулшаркан Култаева, Анар Дубанбаева  и Акбалык Жумалиева.

2 марта 2025 года,  за несколько дней до Международного женского дня, прошли парламентские выборы в Таджикистане. Их провела Центральная комиссия по выборам и референдумам Республики Таджикистан. В ее составе две женщины – Махфират Хидирзода и Азизи Бердизода, которые принимали активнейшее участие в проведении голосования и его подготовке.

Говоря о работе ЦИК Республики Узбекистан, нельзя не упомянуть: с июля 2019 года Гюльнозу Рахимову является постоянным членом ЦИК. При ее участии были впервые в истории Узбекистана успешно протестированы процедуры электронного голосования. Гюльноза Рахимова участвует в обеспечении взаимодействия ЦИК Узбекистана с избирательными органами зарубежных стран, в том числе – по линии СНГ. В 2024 году в состав Комиссии была избрана Мухтабар Хусанова - до назначения в ЦИК она была депутатом Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.