Завершился первый день работы VII Невского экологического конгресса
28 мая 2015 года
Тематика «круглых столов» разнообразна: «Нормативно-правовое обеспечение экологической безопасности: экономические аспекты правоприменения при работе с отходами производства и потребления», «Эколого-ориентированное сельское хозяйство: методы управления почвенными ресурсами», «Экологический туризм как компонент формирования имиджа территории» «Проблемы обеспечения экологической безопасности при освоении месторождений полезных ископаемых», за организацию которых отвечают Комитеты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике, по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, по социальной политике, по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, «Комплексное управление водными ресурсами: использование и качество воды», за организацию которого отвечает Водоканал Санкт-Петербурга, а также «круглый стол», которым занимается Палата молодых законодателей «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года. Современные механизмы обеспечения экологической безопасности на территории Российской Федерации».
По мнению докладчиков «круглого стола»№1 «Нормативно-правовое обеспечение экологической безопасности: экономические аспекты правоприменения при работе с отходами производства и потребления», проблема формирования безопасной и эффективной системы обращения с отходами производства входит в список важнейших аспектов национальной безопасности и остается одним из наиболее сложных экологических вопросов в странах СНГ.
Эксперты считают необходимым не только создавать правовые, экономические и организационные условия для привлечения в сферу высокотехнологического контроля над состоянием окружающей среды государственных инвестиций, но и находить возможности для использования государственно-частного партнерства. Участники «круглого стола» уделили особое внимание межрегиональному сотрудничеству территориальных органов власти стран Содружества Независимых Государств по разработке комплексных целевых региональных программ по обращению с отходами и использованию вторичного сырья. Они выступили за создание региональных экологических фондов для финансирования мероприятий по совершенствованию механизмов обращения с отходами и вторичными минеральными ресурсами.
В качестве приоритетной задачи определена работа органов государственной власти стран СНГ по формированию согласованной нормативной базы в сфере применения эффективных природосберегающих технологий.
В ходе работы «круглого стола» № 2 - «Эколого-ориентированное сельское хозяйство: методы управления почвенными ресурсами», обсудив проблемы развития эколого-ориентированного сельского хозяйства и принимая во внимание аргументы научного и экспертного сообщества, участники «круглого стола» отметили, что развитие эколого-ориентированного сельского хозяйства, обеспечение сохранения плодородия почв не могут быть обеспечены только лишь за счет усилий самих товаропроизводителей. Необходима разработка комплекса мер, включающих меры государственного регулирования и поддержки, и направленных на создание условий для развития наукоемкого, экологически безопасного сельского хозяйства, на минимизацию рисков и негативных последствий ведения хозяйственной деятельности.
В ходе выступлений на «круглом столе» № 3 - «Комплексное управление водными ресурсами: использование и качество воды» отмечалось, что завершение в 2015 году Международного десятилетия действий «Вода для жизни» предполагает всеобъемлещую оценку прогресса в реализации водной повестки дня ООН и продолжение усилий по достижению согласованных целей по воде.
Подробно обсуждены итоги международного сотрудничества в рамках трехстороннего проекта «Год Финского залива – 2014», опыт реализации которого рекомендовано использовать при проведении аналогичных мероприятий для других водных объектов трансграничного значения.
Участники дискуссии поддержали инициативу Санкт-Петербурга по созданию кластера водоснабжения и водоотведения с целью обеспечения условий для развития отечественных компаний и активизации процесса импортозамещения в водной отрасли.
В результате состоявшегося обсуждения проблем комплексного управления водными ресурсами, функционирования отрасли водоснабжения и водоотведения, обеспечения безопасности и безвредности питьевой воды, развития трансграничного сотрудничества в сфере управления водным хозяйством, повышения ресурсоэффективности водопотребления в промышленности участники заседания приняли рекомендации, направленные на разумное водопотребление и качественное улучшение состояния водных объектов.
«Экологический туризм как компонент формирования имиджа территории» - тема «круглого стола» № 4.
По мнению участников, сельский туризм - приоритетное направление в продвижении малого бизнеса. В целом, по их словам, экологический туризм неразрывно связан с развитием особо охраняемых природных территорий и является мощным инструментом формирования положительного имиджа территорий и регионов.
По итогам дискуссий участники заседания «круглого стола» рекомендовали МПА СНГ рассмотреть вопрос о разработке модельного закона об экологическом туризме или внести изменения в модельный закон о туристской деятельности и включить экотуризм в приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности.
Предложено также создать единую информационную базу, объединяющую материалы о туристских возможностях и потенциале особо охраняемых природных территорий государств Содружества.
Кроме этого, участники «круглого стола» рекомендовали органам государственной власти при формировании межгосударственных целевых программ стран СНГ, стратегий национального уровня предусматривать законодательные, экономические и социальные меры по стимулированию развития разных видов туризма на природных, лечебно-оздоровительных, курортных и сельских территориях. По мнению экспертов, такие шаги позволят сохранить природно-рекреационный потенциал регионов, местную культуру и традиции, а также привлечь к этой работе местное население.
«Круглый стол» №5 - «Проблемы обеспечения экологической безопасности при освоении месторождений полезных ископаемых» собрал более семидесяти участников, почти половина из которых выступили с докладами. Они констатировали, что комплексный подход к решению социально-экономических задач неразрывно связан с необходимостью охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Приняты рекомендации исполнительным и законодательным органам государственной власти, бизнес-сообществу. Эти предложения будут обобщены и войдут в итоговую резолюцию Конгресса.
По словам участников, «промышленное освоение территорий не остановить, но со стороны государственных органов и бизнеса должно быть очень чёткое понимание необходимости соблюдения баланса между экономическими и экологическими интересами. Только так удастся избежать техногенных катастроф, глобальных изменений климата и оставить будущим поколениям богатую и здоровую планету».
В ходе VII Невского международного экологического конгресса прошел «круглый стол» №6 «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года. Современные механизмы обеспечения экологической безопасности на территории Российской Федерации», за организацию которого отвечает Комитет Совета Федерации по социальной политике совместно с Палатой молодых законодателей при Совете Федерации.
По словам Людмилы Косткиной, в рамках VII Невского международного экологического конгресса это самый большой «круглый стол» по количеству участников - более четырехсот человек.
«Присутствуют ученые, представители законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На обсуждение общественности впервые был вынесен проект Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, который появился на основании поручения, данного Президентом России в 2013 году», – сказала Людмила Косткина.
Сенатор также высказала мнение, что собранный в процессе работы над Стратегией материал может помочь МПА СНГ в создании модельных законов. «Наш экологический форум намечает дальнейший путь развития отечественной нормативно-правовой базы. Если брать шире, то любая подобная международная встреча влияет на экологическую политику других стран».
Людмила Косткина также высказала уверенность, что предложения, звучавшие в ходе «круглого стола» относительно изменения и улучшения законодательства в экологической сфере найдут свое место в итоговой резолюции Конгресса.
В заседании приняли участие делегации парламентов государств‒участников СНГ, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, делового сообщества, научных учреждений и экспертного сообщества, а также зарубежные специалисты.