Парламентарии Содружества одобрили проект рекомендаций по выявлению и поддержке талантливых детей

23 сентября 2022 года

Парламентарии Содружества одобрили проект рекомендаций по выявлению и поддержке талантливых детей

В штаб-квартире Межпарламентской Ассамблеи СНГ прошло заседание Постоянной комиссии МПА СНГ по  науке и образованию. Парламентарии одобрили проект модельного Информационного кодекса для стран Содружества в новой редакции, проекты рекомендаций по организации просветительской работы с родителями, нормативному регулированию цифровизации в образовании, а также ряд других документов.

Заседание провел заместитель председателя комиссии, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по науке, образованию и культуре Игорь Марзалюк. В работе комиссии приняли участие парламентарии Азербайджана, Армении, Беларуси, Казхстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана.

Члены комиссии рассмотрели и поддержали проект Рекомендаций «О мерах выявления и системного сопровождения талантливых детей и молодежи». В документе представлены базовые принципы, на которых должна строиться система выявления и поддержки талантливых детей, основные задачи и направления этой деятельности. Представлены формы выявления и сопровождения способной молодежи: проведение олимпиад, в том числе – олимпиад стран Содружества и других межгосударственных событий по выявлению талантливых детей стран СНГ, установление стипендий, выделение грантов, учреждение премий и т.д.

Рассмотренный парламентариями проект Рекомендаций по нормативному регулированию цифровизации в области образования представляет емкую и продуманную систему терминов и понятий, которые сегодня по-разному трактуются в странах Содружества.

Разработчики подчеркнули, что не подходили к предмету регулирования «исключительно с точки зрения технологий» и рассматривают его гораздо шире. Разделы рекомендаций посвящены цифровым технологиям в управлении национальными системами образования, перспективам использования цифровых образовательных платформ, статусу объектов образовательных отношений, который меняется благодаря цифровым трансформациям и информационным технологиям, которые используются в образовательном процессе.

Цифровые технологии заставляют по-новому смотреть на понятие единого образовательного пространства Содружества Независимых Государств. Основывая его на использовании цифровых технологий можно повысить доступность образования любого уровня для всех граждан.

Проект Рекомендаций по организации просветительской работы с родителями и деятельности родительских сообществ, также поддержанный членами комиссии, дает методическую поддержку для создания государственно-общественных структур, нацеленных на развитие образования и общества в целом за счет включения в просветительскую работу родительского сообщества.

Упор в Рекомендациях делается на то, что родители являются полноправными участниками образовательного процесса. Значимое место отведено упрочению социальных функций семьи через развитие взаимодействия образовательной организации и семьи. Отдельный раздел посвящен традиционным и модернизированным формам взаимодействия образовательных организаций и семьи.

В документе раскрываются особенности работы с родителями одарённых детей, детей с особенностями здоровья, многодетными родителями. Сделан акцент на просветительской работе с родителями, учащимися и педагогами по обеспечению их кибербезопасности.

Большое внимание в Рекомендациях уделено подготовке педагогического сообщества к просветительской работе с родителями и государственной политике государств СНГ в организации взаимодействия образовательных организаций и родителей, деятельности родительских сообществ.

На заседании рассмотрен проект модельного Информационного кодекса для стран СНГ в новой редакции. Действующая редакция Кодекса нуждается в масштабной переработке - прежде всего из-за стремительного прогресса в цифровой индустрии. Поэтому значительное внимание в проекте нового документа уделено новым форматам информации. Модельный Информационный Кодекс в новой редакции состоит из 8 глав и 32 статей, определяет права и свободы в части оборота информации, классифицирует ее виды (в том числе по уровню доступа), регламентирует оборот информации как товара.

Отдельная глава в новой редакции модельного Кодекса посвящена роли государства в процессе оборота информации, национальной информационной инфраструктуре и государственным информационным системам. В новом документе также появились положения о трансграничном обороте информации.

На заседании комиссии, кроме того, были одобрены проект модельного закона «О государственной аттестации (аккредитации) субъектов научной и научно-технической деятельности» и проект изменений в модельный закон «О научной и научно-технической экспертизе».

Все документы планируется представить на рассмотрение пленарного заседания МПА СНГ.

Парламентарии стран Содружества заслушали информацию заместителя председателя Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по социальной политике Аиду Исатбек кызы об актуальных вопросах законодательства Кыргызской Республики в сфере науки и образования.

Также рассмотрены предложения в проект Перспективного плана модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств на 2023–2025 годы и планы работы Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию на 2023 год.