Законодательное регулирование территориальной обороны обсудили на семинаре в Таврическом дворце
14 марта 2025 года
В штаб-квартире Межпарламентской Ассамблеи СНГ прошел семинар по вопросам подготовки проекта модельного закона «О территориальной обороне».
В мероприятии приняли участие представители Министерства обороны и Министерства внутренних дел Республики Беларусь, профильных высших учебных заведений, 1-го Западного окружного военного суда, военные эксперты.
Председатель Постоянной комиссии МПА СНГ по вопросам обороны и безопасности, член Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по обороне Виктор Заварзин направил обращение к участникам встречи.
В нем подчеркивалось, что территориальная оборона, как часть института военного положения, предусмотрена в большинстве государств СНГ, но при этом только в Казахстане разрабатывается отдельный закон «О территориальной обороне».
Необходимость разработки модельного закона «О территориальной обороне» обусловлена слабой степенью законодательного регулирования данного института – и как следствие: правовой неопределенностью места территориальной обороны в системе мер обеспечения национальной безопасности.
«Принятие такого модельного закона будет способствовать сближению правотворчества в государствах СНГ, выработке единых концептуальных подходов к пониманию сущности, принципов и порядка организации и функционирования территориальной обороны», — отметил Виктор Заварзин.
Модераторами встречи стали секретарь Постоянной комиссии МПА СНГ по вопросам обороны и безопасности Александр Борисов и профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия имени В.М. Лебедева (РГУП) Виктор Очередько – вуз выступает разработчиком модельного закона.
«В процессе формирования проекта модельного закона мы исходили из того, что территориальная оборона – это система мероприятий, осуществляемая военной и гражданской администрацией в период действия военного положения, по охране и обороне военных объектов, критически важных инфраструктур, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения», — отметил заместитель заведующего кафедрой государственно-правовых дисциплин Северо-Западного филиала РГУП Роман Терентьев.
Он рассказал, что при подготовке документа рабочая группа проанализировала законодательства стран Содружества и сделала вывод о наличии сходных подходов в определении целей и принципов регулирования института территориальной обороны. Это облегчает разработку закона. Но есть положения дискусионные, отметил докладчик и предложил экспертам обсудить их на семинаре.
Могут ли отдельные мероприятия территориальной обороны осуществляться вне режима военного положения? Каков правовой статус самой территориальной обороны: это функция существующих органов публичной власти, обладающих специальными полномочиями, или некая новая государственная структура, наделенная полномочиями исключительно координационными? Как обеспечить принцип единоначалия, столь важного в условиях военного положения, исключить противоречия между действиями гражданской и военной администрации? Каким должен быть правовой статус отрядов территориальной самообороны, добровольческих формирований, каким образом они должны быть включены в систему ТО?
Судья 1-го Западного окружного военного суда, Председатель Экспертного совета при Постоянной комиссии МПА СНГ по правовым вопросам, член Совета Санкт-Петербургского отделения Российского объединения судей Юрий Козлов отметил важность соблюдения принципа единоначалия при руководстве органами и формированиями территориальной обороны.
Представители кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева Станислав Немченко и Александр Зозуля рассказали, что в вузе обсудили проект модельного закона «О территориальной обороне» и выработали пакет предложений по его доработке. Ключевые его положения докладчики представили на семинаре.
Доцент факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО Владимир Перекислов рассказал о принципах организации и функционирования института территориальной обороны и необходимых механизмах их реализации, которые должны найти отражение в проекте модельного закона «О территориальной обороне».
В ходе дискуссии также обсуждались полномочия органов местного самоуправления по организации мероприятий ТО, особенности правового регулирования деятельности территориальных формирований самообороны, обучения лиц, привлекаемых к ведению ТО, и другие вопросы.