В МПА СНГ разрабатывается модельный закон о креативных индустриях

30 мая 2024 года

В МПА СНГ разрабатывается модельный закон о креативных индустриях

О работе над законом рассказали на круглом столе «Роль креативных индустрий в развитии экономики страны», состоявшемся в Совете Федерации Федерального Собрания России. 

Организаторами мероприятия выступили Комиссия Совета Федерации по сохранению и развитию народных художественных промыслов в РФ, Комитет СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитет СФ по науке, образованию и культуре. Мероприятие провел член Комитета Совета Федерации по экономической политике Эдуард Исаков.

Председатель Постоянной комиссии МПА СНГ по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей  Национального собрания Республики Беларусь по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Валентин Семеняко выступил на круглом столе, рассказав о работе комиссии над проектом модельного закона «О креативных (творческих) индустриях». Он отметил, что «разработка проекта связана с появлением в странах Содружества императива формирования креативной экономики, в основе которой – взаимосвязи между творчеством, культурой, экономикой и технологиями».

Анализ национального законодательства и правоприменительной практики, предшествующий разработке закона, показал, что креативные индустрии — это, прежде всего, инструмент развития высокоурбанизированных территорий. Там появляются новые возможности и новая креативная экономика.

Статистика по странам ближнего и дальнего зарубежья свидетельствует о значительном росте вклада креативных индустрий во внутренний валовой продукт. «Это стало повсеместной тенденцией, которую нельзя не учитывать, а органам местного самоуправления приходится этим серьёзно заниматься», — отметил Валентин Семеняко.

Докладчик отметил, что к развитию и поддержке креативных индустрий нельзя применять «общий» подход и инструментарий как к субъектам малого и среднего предпринимательства. Особенный, «территориальный» и творческий характер креативного бизнеса, способность многократно усиливать инновационную составляющую экономики территории и обеспечить устойчивый переход к креативной экономике – все это обусловливает необходимость применения особого регулирования.

Валентин Семеняко перечислил наиболее популярные направления развития креативной индустрии: медиа, дизайн, реклама, индустрия моды, народные и художественные промыслы, декоративное искусство, туризм и образовательные проекты, IT.

При разработке модельного закона стоят задачи выделить основные подходы в регулировании организации и развития креативных индустрий, дать представление о роли креативных индустрий для национального развития и развития на местном уровне, отразить всю «палитру» норм, лучших практик содействия формированию, развитию и системной поддержке субъектов креативных индустрий и т.д.

Учитывая новизну тематики, потребуется время для окончательного согласования понятийного аппарата, однако предварительные формулировки ключевых определений, таких как креативная экономика, креативные (творческие) индустрии, (совокупный) капитал территории, человеческий капитал территории, уже имеются в подготовленной концепции.

«Модельный закон может сыграть важную роль для достижения общего понимания роли, места, определения механизмов и форм поддержки креативных индустрий, осознанного участия органов местной власти по их поддержке и развитию на своих территориях, внедрению проверенных эффективных инструментов территориального развития и реализации целенаправленной экономической политики в странах СНГ», — отметил Валентин Семеняко.

На круглом столе также выступила начальник отдела конгрессной деятельности Секретариата Совета МПА СНГ Юлия Зайкова. Она рассказала об усиливающемся влиянии креативных индустрий на все сферы жизни общества,  росте рынка креативных индустрий с учетом его уникального положения «на стыке» искусства, инновационных технологий и бизнеса. «На государственном уровне во многих странах СНГ принимаются меры по поддержке креативной экономики», — сказала Юлия Зайкова.

В целях развития креативных сфер – легкой промышленности и модной индустрии - Межпарламентская Ассамблея СНГ при содействии Совета Федерации с 2022 года проводит международный форум «Содружество моды». Проект нацелен на поиск решений по преодолению административных барьеров, развитие профессиональной подготовки кадров, знакомство с культурным наследием стран СНГ, укрепление и развитие экономических связей, продвижение брендов.

«Содружество моды» объединяет на одной площадке представителей легкой промышленности и модного бизнеса государств СНГ, профильных министерств и ведомств, образовательных учреждений стран Содружества. В 2023 году в форуме приняли участие более 1000 человек. На полях форума было подписано 9 международных соглашений и меморандумов.

19-20 ноября форум «Содружество моды» пройдет в Таврическом дворце в третий раз. По словам начальника отдела конгрессной деятельности, в этом году деловая программа будет включать не только традиционные треки:  экономика и инвестиции, производство, креативные индустрии, образование, кадры и профориентация, но и новый — «Красота и здоровье» — посвященный моде на здоровый образ жизни. Также в деловую программу включен круглый стол «Модный туризм», на котором обсудят основные направления и векторы развития fashion-туризма на пространстве Содружества.

«Диалог представителей креативной сферы и органов власти будет содействовать расширению международных гуманитарных связей и увеличению количества инициатив, направленных на наращивание творческого потенциала, формирование благоприятной культурной среды и повышение туристической привлекательности наших территорий», - отметила Юлия Зайкова.