Петербург – визитная карточка России
24 мая 2013 года
Валентина Матвиенко не раз выступала на страницах «СПб ведомостей».
Но в качестве председателя Совета Федерации, председателя Совета Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ она с нами встретилась и побеседовала впервые.
– Валентина Ивановна! Мы встречаемся с вами буквально накануне очередного Невского международного экологического конгресса. Что вы ждете от этого мероприятия?
– Невский конгресс проходит под эгидой Совета Федерации и Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, официальным партнером выступает Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Форум начал проводиться сравнительно недавно – его первое заседание состоялось в 2008 году. Тем не менее сегодня можно с уверенностью сказать, что конгресс получил широкое общественное признание. О растущем авторитете форума говорит как неизменно большое число его участников, представляющих разные страны, так и сам факт того, что нынешнее заседание уже шестое по счету. Думаю, не последнюю роль в этом играет то, что мы, инициаторы и организаторы проведения конгресса, формируем его повестку дня, исходя из того, какие проблемы экологической ситуации на планете, вопросы экологической политики государств, международных организаций сегодня особенно актуальны. Судя по большому числу заявок на участие в нынешнем, шестом, форуме, мы не ошиблись с выбором его темы. Она звучит так: «Экологическая культура – основа решения экологических проблем».
Все очевиднее, что улучшение экологической обстановки в мире зависит от отношения людей к окружающей среде, их практических действий в этой сфере. Я имею в виду не признание обществом необходимости природосбережения – это сейчас провозглашается всеми, здесь, как говорится, достигнут мировой консенсус, что отражено в документах конференций ООН в Рио-де-Жанейро 1992-го и 2012 годов. Речь о том, что это признание далеко не всегда претворяется в соответствующие практические дела органов власти, бизнеса, в хозяйственной деятельности и повседневном поведении людей.
Разрыв между провозглашаемыми принципами и практикой в сфере экологии налицо, он ощутимо дает о себе знать, и все яснее, что его преодоление требует не только политических, правовых решений. Сама их реализация в значительной степени упирается в формирование экологической культуры – сплава понимания необходимости бережного отношения к окружающей среде и следования этому государства, общества, отдельных людей на деле всегда и везде. Поэтому воспитание экологически сознательных личностей – важнейшее условие предотвращения экологической катастрофы на планете.
Исходя из этого, речь на конгрессе идет о развитии экологического сознания, изменении образа жизни людей, в том числе формировании культуры производства и потребления. В рамках «круглых столов» обсуждаются проблемы биоэкономики и биотехнологий, развитие инноваций в этой области, утилизация производственных и бытовых отходов, перспективы «зеленой» энергетики. Будем и дальше обмениваться опытом в решении этих проблем, искать пути совершенствования международного сотрудничества в данной сфере, в том числе в рамках интеграционных процессов на пространстве СНГ. Это особенно актуально сейчас, когда в странах Содружества проходит Год экологической культуры и охраны окружающей среды.
– Какое место занимает экологическая тематика в текущей деятельности МПА СНГ по разработке и принятию модельных законопроектов?
– Довольно долго государства, входящие в МПА СНГ, жили и развивались как единое целое. Поэтому акцент на совместную подготовку и принятие модельных законов – веление самой жизни. За два десятилетия деятельности МПА СНГ приняла более 400 модельных законодательных актов, других совместных документов. В том числе и в сфере природосбережения. «Модельный экологический кодекс», документы «Об экологическом страховании», «Об экологической экспертизе», «Об экологическом образовании», ряд модельных законов, регулирующих природопользование, – все они нашли отражение в национальных законодательствах, в том числе в нашем, российском.
Работа по совершенствованию действующих и принятию новых модельных законов в сфере экологии, смежных областях права идет постоянно. Это одно из ведущих направлений законотворческой деятельности МПА СНГ. Перспективный план модельного законотворчества на 2011 – 2015 годы в Содружестве Независимых Государств, в соответствии с которым мы в настоящее время проводим работу над модельными законодательными актами, предусматривает разработку 157 документов. В их ряду и законопроекты в сфере экологии, природосбережения, природопользования. Запрос на них был, есть и будет всегда.
– Не секрет, что вопросы экологии, в частности проблемы несанкционированных мусорных свалок, волнуют петербуржцев. Существуют ли варианты оптимального противодействия этой беде?
– Накопление твердых бытовых отходов, разрастание числа и масштабов мусорных свалок – проблема, которая стоит перед всеми странами. Россия в этом плане не исключение. На территории страны накапливается примерно 3 млрд тонн отходов в год. Из них перерабатывается лишь порядка 25%, остальное сжигается, вывозится на полигоны или на несанкционированные свалки, площадь которых уже достигла 2,5 тыс. квадратных километров.
Что делать? В первую очередь навести правовой и административный порядок в том, что касается вывоза и размещения мусора. В частности, усилить штрафные санкции за нарушение действующих правовых норм, в особенности – за создание нелегальных свалок. Такой законопроект уже находится в Государственной думе. Второе – формирование механизмов, стимулирующих переработку твердых бытовых отходов. Третье, и это главное, – разработка и внедрение технологий, которые придадут производству, домашнему обиходу практически безотходный характер. Такую перспективу открывают биотехнологии. Вопросы их развития, внедрения, применения займут на форуме ведущее место.
Отмечу, что Совет Федерации активно занимается этой темой. В декабре 2012 года мы обсуждали эти вопросы на заседании научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации. По итогам заседания был принят документ, содержащий конкретные предложения. Мы признательны ученым за экспертную поддержку, конструктивное сотрудничество.
– 27 мая петербуржцы и гости Северной столицы будут отмечать День города. Что значит для вас этот праздник?
– Почти вся моя сознательная жизнь связана с Санкт-Петербургом. Поэтому, как, полагаю, и для всякого петербуржца, День города для меня – это как день рождения родного, близкого человека. Думаю, этим все сказано. В этот светлый день я обязательно стараюсь приехать на берега Невы, чтобы встретить и провести праздник вместе с ленинградцами и петербуржцами.
– Бывая в родном городе, вы, как правило, стараетесь встретиться со своими избирателями. Что дают вам эти встречи? Помогают ли они в текущей работе одному из первых лиц нашего государства?
– Сейчас такое время, когда люди желают больше знать о работе власти, хотят лучше понимать мотивы, суть, последствия принимаемых нами законов, воочию видеть, что их мнения, пожелания, предложения нами учитываются. Это повышает доверие граждан к власти. И в свою очередь мы, ее представители, обязаны постоянно держать руку на пульсе жизни страны, ее граждан, сверять свои планы, намерения, решения с действительностью, с настроениями и пожеланиями общества. Это и есть реальная демократия.
Встречи с избирателями – важнейший ее элемент. Это не только, как принято говорить, сверка часов, но способ контроля общества над властью. Я информирую граждан о том, что из их наказов, пожеланий удалось сделать, что не удалось и почему, какие у меня планы законодательной и иной работы на будущее. Порой приходится выслушивать довольно острую критику, нелицеприятные слова и в свой адрес, и в адрес власти. Но без такого, скажем так, «разбора полетов» государственный деятель, политик сегодня просто не может работать по-настоящему продуктивно. О том, как много дает общение с избирателями, как оно претворяется затем в политические, государственные решения, красноречиво свидетельствует недавнее телевизионное общение президента России В. В. Путина со страной.
Современные коммуникативные технологии открывают также и иные возможности налаживания прямой и обратной связи с избирателями. Руководство палаты, сенаторы активно поддержали и создание нового официального сайта Совета Федерации, и парламентского телевидения. Это не только технологии, но и политические инструменты. Важно умело их использовать. Именно над этим мы сейчас и работаем.
– Петербуржцы, что вполне естественно, ждут от своих представителей в структурах федеральной власти максимальной поддержки в решении многих наболевших городских проблем: состояние ЖКХ, развитие транспорта, и особенно метро, расселение аварийного и ветхого жилья и т. д. Чего удалось в этом плане добиться петербургским сенаторам?
– Я никогда не забываю, что представляю в сенате губернатора Санкт-Петербурга, исполнительную власть города, включаюсь вместе с ней, когда необходимо, в решение проблем, требующих вмешательства на федеральном уровне. Так, когда губернатор выступил с инициативой об ужесточении наказания за вред, наносимый объектам культурного и исторического наследия, я активно поддержала его в этом. За очень короткий срок нам удалось подготовить соответствующие изменения в действующее законодательство. Они прошли Государственную думу и Совет Федерации, подписаны президентом. И если раньше размер административных штрафов за незаконный снос памятников или нанесенный им ущерб был для иной компании примерно то же, что чашка кофе для человека, то теперь их величина возросла существенно, на порядок. Предпринимателям, которые задумают снести какой-нибудь старинный дом под покровом ночи или в выходной день, придется серьезно раскошелиться, зачастую на миллионы рублей. Полагаю, это заставит их задуматься.
Я стараюсь делать все возможное, чтобы поддержать строительство петербургского метро. В 2012 году мы добились выделения Санкт-Петербургу дополнительно 1 млрд рублей на эти цели. К сожалению, на федеральном уровне нет целевой программы по развитию метрополитена в регионах, есть лишь программа по обеспечению безопасности в «подземке». В ее рамках нам удалось выделить Петербургу в 2011 году 337,1 млн рублей, в 2012-м – 655,4 млн рублей. В текущем году на эти цели нашему городу выделяется из федерального бюджета 645 млн рублей. Этого, разумеется, недостаточно, тем не менее это деньги, которые город имеет возможность перебросить на развитие сети метрополитена.
Сегодня я нахожусь в постоянном контакте с Министерством спорта для того, чтобы нашему городу были обязательно выделены средства под проведение чемпионата мира по футболу 2018 года. Речь о развитии инженерной и транспортной инфраструктуры, с тем чтобы город опять-таки смог высвободить в своем бюджете какие-то суммы и направить их на скорейшее завершение строительства футбольного стадиона.
В Петербурге сейчас разрабатывается чрезвычайно востребованная программа по сохранению исторического центра города. Речь не только о реставрации памятников, но и о капитальном ремонте старых многоквартирных домов, в которых люди до сих пор живут подчас без удобств, соответствующих XXI веку. Как только эта программа будет готова и направлена в правительство России, мы будем обязательно добиваться ее софинансирования из федерального бюджета. Сохранение такого уникального исторического города, как Санкт-Петербург, – это задача, которая не может быть решена средствами одного лишь городского бюджета, в нем никогда не будет в полном объеме необходимых для этого средств. Наш город – это визитная карточка России, и заботиться о его развитии, благоустройстве должна вся страна. И мы в Совете Федерации оказываем и будем оказывать необходимое содействие.
– С вашим избранием спикером Совета Федерации в работе верхней палаты парламента многое изменилось. Разработан, принят и вступил в силу новый закон о выборах сенаторов. В связи с этим кадровый состав палаты будет уже в ближайшее время существенно иным. Как это, по вашему мнению, скажется на эффективности работы сената?
– Конституция наделила Совет Федерации многими важными функциями. Другое дело, насколько эффективно он реализует свой конституционный потенциал. С этим возникли проблемы. Мы поставили себе целью поднять роль и авторитет верхней палаты – очень важного органа в любом федеративном государстве, а в России с ее уникальным разнообразием природных условий, народов, культур тем более. Считаю, что сегодня можем с полным правом заявить, что нам многое удалось сделать. Отмечу в тезисном порядке главное.
Прежде всего серьезно возросла законотворческая активность самого Совета Федерации. Изменился подход к работе: сегодня все сенаторы входят в правительственные комиссии, разрабатывающие концепции тех или иных законов, оказывая тем самым влияние на их содержание уже на самой ранней стадии. Мы стали очень тесно сотрудничать с профильными комитетами Госдумы: начиная со стадии «нулевого» чтения, принятия концепции, даже в период подготовительной работы. После первого чтения, если мы замечаем в законопроекте какие-то слабые места, если в нем не учитываются интересы регионов или у нас есть своя позиция, Совет Федерации, как правило, вносит изменения, дополнения. Теперь законы, которые приходят в нашу палату из Государственной думы, уже не являются чем-то неизвестным или малознакомым для нас. Все это положительно сказывается на законодательной деятельности, качестве самих законов.
Совет Федерации в большей мере стал палатой регионов. И не на уровне деклараций, а в конкретной работе. Вместе с Государственной думой мы создали единый Совет законодателей Российской Федерации, привлекли региональные парламенты к совместной законотворческой работе. Сенаторы получили право законодательной инициативы в парламентах субъектов Российской Федерации, которые они представляют.
Мы проводим парламентские слушания по проблемам, особенно волнующим регионы, с обязательным участием региональных представителей. Выработанные рекомендации все стоят на контроле. Если необходимо, мы вносим предложения в правительство, президенту, с тем чтобы довести их до осуществления. Сенаторы в полной мере сознают, что они приходят в Совет Федерации не просто поговорить о том, что наболело, а действовать, практически решать вопросы. И мы демонстрируем это в ходе обсуждения и принятия законов.
Еще один момент. Со временем в стенах верхней палаты появилось огромное количество различных экспертных советов, значительная часть которых существовала чисто формально. Мы провели «ревизию» в этой сфере, результатом которой стало сокращение количества советов и изменение их структуры. Образовали консультативные советы, охватывающие самые актуальные направления деятельности нашей палаты, привлекли к их работе ведущих ученых, специалистов. Сделали все это не для «галочки», не как дань моде. Наши советы действующие. При работе над законами мы непременно учитываем высказываемые ими мнения, предложения.
Вступил в силу закон о новом порядке формирования Совета Федерации. Принятие данного закона сняло целый ряд серьезных и справедливых претензий общества к нашей палате. У многих бытовало устойчивое представление, что Совет Федерации формируется из отставников, олигархов и обитателей Садового кольца. Действующий закон коренным образом изменил ситуацию. Введен ценз оседлости, теперь в совет могут пройти только лица, реально представляющие свои субъекты РФ, тесно связанные с ним, причем прошедшие через волеизъявление избирателей своего региона. Повысилась стабильность палаты. Раньше были случаи, когда сенатора меняли раз в полгода-год на более удобных губернатору людей. Сегодня такая практика осталась в прошлом, поскольку для отзыва сенаторов предусмотрены те же основания, что и для депутатов Госдумы. В результате за последние полтора года состав Совета Федерации заметно изменился, пришли представители регионов из разных сфер деятельности. Они знают и понимают ситуацию в образовании, здравоохранении, бизнесе и могут реально влиять на качество законов.
Безусловно, на составе палаты сказалось принятие законов, которые вводят определенные ограничения для чиновников, депутатов. Сами эти законы – это ответ на запрос общества, который состоит в том, чтобы власть была прозрачной. Если ты во власти, твои средства должны лежать на счетах российских банков и работать на отечественную экономику, а не на экономику другой страны. Пока верхнюю палату покинули три члена Совета Федерации. Они ушли не потому, что нарушили названные законы. Все, что предписывает закон в плане доходов, собственности, они показали в своих декларациях. Вместе с тем как законопослушные граждане они приняли другое решение.
После принятия закона у членов Совета Федерации есть три месяца на обдумывание, принятие решения. Полагаю, что, может быть, еще два-три человека покинут палату. Но массового «исхода» сенаторов, безусловно, не будет.
– Год назад, принимая участие в Невском международном экологическом форуме, вы посадили деревья в Таврическом саду. Намерены ли вы посмотреть, как прижились в саду прошлогодние саженцы?
– Эти саженцы очень хорошо прижились, вовсю зеленеют. А в этом году в рамках конгресса мы развернули в Таврическом саду экологический кинотеатр под открытым небом. Для показа в нем мы собрали в странах ближнего зарубежья порядка 150 фильмов на тему экологии – об охране окружающей среды, об изменениях климата, о проблемах бытовых отходов и т. д. Особо отмечу работы наших питерских ребят из экологического образовательного центра при «Водоканале». Эта их первая режиссерская проба получилась очень искренней и трогательной.
Подготовил Александр Рабковский