Сергей Миронов: «МПА СНГ своим 25-летием подтвердила, что она очень важный и нужный орган»

05 июня 2017 года

Сергей Миронов: «МПА СНГ своим 25-летием подтвердила, что она очень важный и нужный орган»

Сергей Миронов, Председатель Совета МПА СНГ с 2002 г. по 2011 г., рассказал о модельном законотворчестве и создании Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств — участников МПА СНГ (МИМРД МПА СНГ): «Когда я возглавлял Межпарламентскую Ассамблею, мы очень много внимания уделяли модельному законодательству. Это хорошее подспорье для законодательных органов власти любого государства. Были разработаны Таможенный кодекс, Уголовный, Гражданский, Уголовно-процессуальный кодексы, Налоговый и Бюджетный кодексы — уникальные документы. Нужно было в соответствии со своим национальным законодательством только какие-то нюансы учесть, а все ключевые положения – мы же тогда вперед смотрели – и Таможенный союз, и ЕАЭС, — все они предполагали единство. И как раз модельные законы, модельные кодексы очень помогали странам адаптироваться к новым условиям.

Парламентарии из стран Центральной Азии, Азербайджана, Армении, Беларуси, Молдовы активно и результативно использовали модельные документы, в отличие, кстати, от российских парламентариев, за что я нередко критиковал своих коллег. Уверен, что и сегодня наличие модельного закона или законопроекта – такая палочка-выручалочка. Это важнейшее направление, и модельное законотворчество должно быть продолжено.

В 2006 г. был создан Международный институт мониторинга развития демократии государств — участников СНГ, это была общая инициатива. Она была связана с тем, что уже привычной стала следующая ситуация: проходят выборы, допустим парламентские в России или выборы в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Армении и так далее; приезжают наши коллеги из ОБСЕ, из ПАСЕ и пишут разгромные заключения о том, что все вообще неправильно, все нечестно, причем мы видим, что как раз они нечестны. Однажды мы их поймали на этом, когда у приехавших представителей такой организации за два дня до выборов обнаружили черновик отчета. То есть выборы еще не состоялись, а они уже написали, что якобы там были какие-то фальсификации.

И тогда мы задумались: почему бы нам не проводить собственный мониторинг, не направлять своих представителей по линии МПА на любые выборы в государства — участники Межпарламентской Ассамблеи? И мы сделали это — создали Международный институт мониторинга. Это была база, которая находилась в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге, а далее мы создали филиалы в Бишкеке, Баку, Киеве, Ереване.

Институт работал хорошо. Он нужен и в будущем, потому что это наш, объективный взгляд. И когда есть два заключения: одно ОБСЕ, а другое нашего института, то имеется возможность дискутировать, основываясь на том, кто реально прошел по избирательным участкам, объездил многие регионы, а кто сидел, приехав с готовым текстом из Брюсселя.

По поводу создания Института мониторинга я на самом деле испытываю гордость. Также огромное значение имеет создание, при активной работе комиссий МПА, базовых модельных кодексов.

Тогда была еще одна интересная инициатива, которая называлась «кавказская четверка». Собирались четыре председателя парламентов России, Азербайджана, Армении и Грузии. Первый раз мы собрались в Москве, потом встреча прошла в Тбилиси. Затем мы собрались в Ереване, куда приехал и представитель Азербайджана (а тогда еще было очень горячо между Баку и Ереваном). Потом, через полгода-год, встреча в Баку. Вот это был прорыв. Потому что в неформальной обстановке, без регламента, садились вчетвером, без помощников, благо все говорили на русском языке, все прекрасно понимали друг друга, и по итогам мы выходили вчетвером, чтобы дать согласованный комментарий. И даже если мы ни о чем не договорились, были проведены консультации, был откровенный разговор. Этот интересный формат потом постепенно сошел на нет, но в свое время он принес пользу, потому что иногда так искрило, а в рамках этой парламентской «кавказской четверки» мы могли значительно снизить накал.

Много было интересного и полезного. Мне нравилось, что, когда мы проводили сессии Межпарламентской Ассамблеи в замечательном Таврическом дворце, коллеги из стран СНГ всегда приезжали с инициативами и у нас была возможность в неформальной обстановке, в одной из резиденций Петербурга, провести закрытую встречу, как правило, перед началом работы. Так мы снимали многие острые вопросы.

Я с благодарностью вспоминаю своих коллег по Межпарламентской Ассамблее: и участников делегации Совета Федерации, который я представлял, и Государственной Думы, и, конечно, парламентариев из всех других стран СНГ.

Жизнь не стоит на месте. Вот была создана Межпарламентская Ассамблея СНГ. Сейчас, когда есть ЕАЭС, ставится вопрос о его парламентской составляющей. Ведь парламентская составляющая ОДКБ появилась после образования Организации Договора о коллективной безопасности. Сначала главы государств договорились о решении военных вопросов, вопросов национальной безопасности, потом почувствовали необходимость парламентской составляющей, участия представительной власти. Появилась Парламентская Ассамблея ОДКБ. Есть еще Парламентская Ассамблея Союза Беларуси и России.

Я думаю, что Межпарламентская Ассамблея СНГ своим 25-летием подтвердила, что она очень важный и нужный орган. МПА СНГ как прародительница, а сейчас создаются новые межпарламентские организации. Это нормально, идет развитие. Но базовая парламентская структура, конечно же, нужна.

Дело в том, что спикеры парламентов, будучи представителями законодательной ветви власти, всегда могут вести более откровенный разговор, нежели главы государств или председатели правительств, которые ограничены своими полномочиями, парламентарии же выступают от имени избирателей. А избиратели кто? Это народы наших стран. И мы могли немножко выйти за рамки, но опыт показывал, что такая наша работа создает почву для принятия тех или иных решений главами государств. Поэтому перспектива самая хорошая.

И, пользуясь возможностью, конечно, хочу поздравить всех с 25-летием Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Двадцать пять лет — это серьезный юбилей, но это только начало. Желаю успешной работы Межпарламентской Ассамблее и долголетия этой замечательной парламентской международной организации».