Международные наблюдатели – советники, а не судьи // Интервью Генерального секретаря Совета МПА СНГ Михаила Кротова
29 ноября 2007 года
В мониторинге предстоящих выборов в Государственную Думу России будут участвовать международные наблюдатели от парламентских ассамблей СНГ, ОБСЕ и Совета Европы. Об особенностях международного мониторинга в интервью ИА «Росбалт» рассказал Генеральный секретарь Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ Михаил Кротов.
ИА «Росбалт»: Михаил Иосифович, особое внимание СМИ привлек отказ Бюро демократических институтов по правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ наблюдать за выборами в Государственную Думу. Как Вы думаете, не сделает ли этот бойкот международное наблюдение менее представительным?
М.И.: К сожалению, БДИПЧ – по существу, техническое подразделение ОБСЕ – возомнило себя выше политической организации, которая его учредила и содержит. Это беспрецедентное явление в международной практике – ведь получается, что нанятые и оплачиваемые организацией чиновники отказываются выполнять ее поручения. Сама же ОБСЕ активно участвует в наблюдении за избирательной кампанией в России в лице представителей важнейшего политического органа – Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, которая направила на выборы 43 наблюдателя.
ИА «Росбалт»: А какие еще парламентские организации будут наблюдать за выборами?
М.И.: Кроме ПА ОБСЕ и МПА СНГ (49 наблюдателей), в мониторинге будут участвовать 57 представителей Парламентской Ассамблеи Совета Европы и 5 представителей Северного Совета. В связи с демаршем БДИПЧ ОБСЕ все эти парламентские структуры увеличили свое представительство до 154 парламентариев. Это говорит о том, что впервые за последние годы среди международных наблюдателей на выборах в Государственную Думу будут преобладать политики, а не чиновники.
ИА «Росбалт»: Расскажите, пожалуйста, о составе группы наблюдателей от Межпарламентской Ассамблеи СНГ.
М.И.: Группа наблюдателей Межпарламентской Ассамблеи СНГ сформирована из 49-ти представителей парламентов. Больше всего наблюдателей от Республики Казахстан – 13 человек. 10 наблюдателей приедут из Азербайджана, 8 – из Беларуси, 6 – из Армении, 5 – из Таджикистана, по 3 – из Украины и Молдовы и один будет представлять парламент Кыргызстана. Координатором группы наблюдателей от Межпарламентской Ассамблеи СНГ является заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан Бакытжан Жумагулов.
ИА «Росбалт»: Как известно, в Межпарламентской Ассамблее СНГ участвуют десять парламентов. Какие из них не представлены в группе наблюдателей?
М.И.: Естественно, в нашем мониторинге не участвуют члены Федерального Собрания России. Кроме того, мы не направляли приглашения в Парламент Грузии, потому что в момент формирования списков международных наблюдателей и их регистрации там действовало чрезвычайное положение. Таким образом, из девяти парламентов, участие которых в принципе возможно, нами задействовано восемь. Однако важен не только количественный, но и качественный состав наблюдателей. Во-первых, в нашу группу входят депутаты, которые и сами прошли через выборы, и неоднократно участвовали в международном мониторинге. Во-вторых, в группе есть представители как правящих, так и оппозиционных партий. Все это говорит о том, что группа сформирована на демократических принципах из опытных, объективных наблюдателей.
ИА «Росбалт»: А как, в таком случае, Вы можете охарактеризовать состав западных наблюдателей?
М.И.: Знакомство со списками этих наблюдателей оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, в их число входят известные и уважаемые парламентарии, представляющие 20 стран – членов ПА ОБСЕ и 26 стран – членов ПА СЕ. С другой стороны, из 43 наблюдателей ПА ОБСЕ только один представляет СНГ, хотя в состав этой организации входят 12 государств Содружества. Среди 57 наблюдателей ПА СЕ от СНГ – всего два человека. Получается, что депутаты парламентов соседних с Россией стран, владеющие русским языком и прекрасно знающие политическую ситуацию в России, не попали в число наблюдателей от ОБСЕ и ПА СЕ.
Такой избирательный подход не соответствует демократическим принципам и не может не настораживать. Тем более что очевидна польза, которую бы могло принести миссиям ПА СЕ и ОБСЕ участие в них представителей евразийского региона: западные парламентарии, в силу незнания языка, за редким исключением не способны к прямому общению с участниками выборов, что препятствует их объективной оценке.
ИА «Росбалт»: Вы говорите об объективности. А по каким критериям будут оцениваться выборы в Госдуму?
М.И.: Наблюдатели от Межпарламентской Ассамблеи СНГ будут руководствоваться Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ, в которой как раз определены четкие критерии демократичности, справедливости, подлинности, свободы выборов. Как известно, участниками этой Конвенции являются восемь государств СНГ, и для Российской Федерации это важнейшая часть избирательного законодательства. К сожалению, предложение России о принятии аналогичной Европейской конвенции об избирательных стандартах, в Совете Европы не получило поддержки. Многие западные государства оказались не готовы взять на себя правовые обязательства по соблюдению стандартов демократических выборов, в том числе, и связанных с международным наблюдением. В миссиях наблюдателей от ПА ОБСЕ и ПА СЕ представлены государства (Испания, Италия и др.), в которых законодательно не предусмотрен институт международных наблюдателей. Таким образом, к нам приезжают наблюдатели, которые, применительно к своей стране, в принципе не допускают возможность международного мониторинга выборов.
Поэтому для Российской Федерации, как и для других стран СНГ, первостепенное значение имеет мнение парламентариев государств – участников указанной Конвенции, в которой, кстати, подробно прописаны статус и полномочия международных наблюдателей. Последним запрещено вмешиваться в избирательный процесс и нарушать законодательство страны пребывания. Международные наблюдатели ни в коем случае не могут подменять национальные органы, призванные давать оценку законности выборов. Их задача – не играть роль наднациональных судей, а быть советниками, вырабатывать по итогам выборов рекомендаций «на будущее».
ИА «Росбалт»: Но учитываются ли эти рекомендации?
М.И.: Конечно, учитываются. Например, именно по рекомендации наблюдателей ОБСЕ на парламентских выборах 7 декабря 2003 года в действующем законодательстве РФ была отменена возможность голосовать «против всех», и этот пример далеко не единственный. Вместе с тем, хотелось бы, чтобы был паритет, и международный мониторинг выборов охватывал бы не только 22 страны, как сейчас, а все 56 стран ОБСЕ, многим из которых, уверяю, есть, чему у нас поучиться.
ИА «Росбалт»: А готовы ли вы к мониторингу стран признанной демократии?
М.И.: Безусловно. Тем более, что при Межпарламентской Ассамблее СНГ действует Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ. За два года своего существования он приобрел авторитет не только в СНГ, но и за его пределами. Например, в этом году Институт наблюдал за выборами в Сербии, в том числе и в таком проблемном регионе, как Косово и Метохия.
ИА «Росбалт»: Вернемся к российским выборам: каковы маршруты международных наблюдателей?
М.И.: Межпарламентская Ассамблея СНГ планирует осуществлять мониторинг в 12-ти субъектах Российской Федерации, относящихся к шести федеральным округам – в Астраханской, Курганской, Ленинградской, Московской, Новгородской, Омской, Оренбургской, Псковской, Смоленской областях, Республике Дагестан, городах Москве и Санкт-Петербурге. Кроме этого, мы будем пользоваться результатами технического наблюдения, проводимого нашим Международным институтом мониторинга демократии с сентября 2007 года во всех федеральных округах.
ИА «Росбалт»: Предполагаете ли сотрудничать с западными коллегами?
М.И.: Парламентские ассамблеи ОБСЕ и Совета Европы – наши официальные партнеры, и мы, естественно, будем оказывать им техническое содействие, предоставляя разработки нашего Института. Помимо этого, сложилась практика проведения встреч координаторов разных миссий в день голосования. И, конечно же, по итогам наблюдений мы будем обмениваться заключениями, а возможно, и принимать участие в обсуждении этих заключений на ассамблеях СНГ, ОБСЕ и Совета Европы.
Беседовала Наталия Личкова