Новый законопроект об обязательном экологическом страховании
22 мая 2013 года
Модераторами «круглого стола» были член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Вайнберг и Виолета Иванов, председатель Постоянной комиссии МПА СНГ по аграрной политике, природным ресурсам и экологии, председатель Комиссии Парламента Республики Молдова по окружающей среде и климатическим изменениям.
Участники «круглого стола» «Экологическое страхование как инструмент управления природопользованием и обеспечения экологической безопасности», который прошел в рамках VI Невского международного экологического конгресса, рекомендовали парламентам стран СНГ совместно с Межпарламентской Ассамблеей государств Содружества ускорить разработку проекта модельного закона «Об экологическом страховании» (новая редакция).
Напомним, что природоохранное законодательство всех государств – участников СНГ содержит положения об экологическом страховании. В Республике Азербайджан в 2002 году был принят «Закон об обязательном экологическом страховании». В Республике Казахстан в 2005 году принят закон «Об обязательном экологическом страховании». Президент Туркменистана подписал постановление о введении с 1 марта 2013 года обязательного экологического страхования. Правоприменительная практика этих законов нормативных правовых актов показала, что экологическое страхование в случае его эффективного развития способно стать наиболее универсальным и перспективным инструментом гарантии возмещения вреда окружающей среде.
В Российской Федерации с 1 июля 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», целью которого является регулирование случаев аварийных разливов нефти при добыче на морских акваториях. Финансовое обеспечение по этому закону предусматривает три возможных варианта: банковскую гарантию оплаты; договор страхования; создание собственного резервного фонда. Все три варианта финансового обеспечения являются одинаково затратными, требующими более чем двукратных затрат по сравнению с суммой ущерба. Причиной этого являются недостаточно благоприятные экономические условия в России: инфляция до 10% в год (по отдельным видам товаров, работ и услуг - 10-15%), дисбаланс банковских ставок по вкладам и кредитам, высокими (30% и более) накладными расходами страховых компаний.
Зарубежный опыт показывает, что для редких событий с крупным ущербом целесообразно использовать некоммерческое страхование в виде специализированных фондов: отраслевых, территориальных, национальных и международных: некоммерческое страхование позволяет снизить затраты производственных и транспортных компаний в несколько раз по сравнению с коммерческим страхованием.
Вместе с тем, до настоящего времени в государствах – участниках СНГ не удалось сформировать систему экологического страхования и его нормативно-правовое обеспечение в необходимом объеме.
«Экологическое страхование – внебюджетный ресурс, который позволит обеспечить гарантированное возмещение вреда окружающей среде», - заявил член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Вайнберг.