Выступление Генерального секретаря Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Спенсера Оливера на семинаре для международных наблюдателей и консультантов на выборах в государственные органы власти

11 февраля 2008 года

Выступление Генерального секретаря Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Спенсера Оливера на семинаре для международных наблюдателей и консультантов на выборах в государственные органы власти

Благодарю Вас, господин Председатель.
Господин Чуров, я рад быть вместе со всеми вами.

Благодарю также моего коллегу – Генерального секретаря господина Кротова, с которым мы беседовали ранее и пришли к согласию по многим вопросам, связанным с выборами. Отмечу, что мы с господином Кротовым исполняем свои функции дольше, чем кто-либо другой в Европе.

Я рад быть в этом зале, поскольку именно здесь меня переизбрали на третий срок в должности Генерального секретаря Парламентской Ассамблеи ОБСЕ.

Актуально и важно, что сегодня мы собрались в этом знаменитом здании, чтобы поговорить о выборах. Как вы знаете, ОБСЕ приняла решение не проводить мониторинг предстоящих в марте выборов Президента России. Однако применительно к вопросу о наблюдении за выборами ОБСЕ можно разделить на две части, и я был несколько удручен тем, что господин Копай не упомянул совместные мероприятия Парламентской Ассамблеи ОБСЕ и БДИПЧ.

В 2004 году мы также не проводили мониторинг президентских выборов в России, отчасти по причине недостатка ресурсов. В 56 странах – членах ОБСЕ проводится большое число выборов, и количество необходимых для их мониторинга наблюдателей, таким образом, также довольно велико. Если обратиться к календарю президентских выборов, то вы увидите, что зачастую они проводятся в то же время, что и парламентские. И мы решили сосредоточиться не на президентских, а на парламентских выборах, хотя, когда это действительно необходимо, мы занимаемся мониторингом и президентских выборов, проходящих на конкурентной основе. Я полагаю, совершенно очевидно, что в России в этом году подавляющее большинство голосов получит господин Медведев, так же, как в свое время, четыре года назад, подавляющее большинство голосов получил Президент Путин.

Конечно, можно вести дискуссии о нехватке наблюдателей, об ограниченном периоде наблюдения. Но речь идет о депутатах, а их основная задача – успешно функционировать после избрания парламента, в то время как для наблюдения им необходимы время на командировки и соответствующее финансирование.

Через несколько дней мы направим 45 наблюдателей в Армению для мониторинга президентских выборов. Выборы Президента Армении проводятся на высококонкурентной основе, и наблюдение за ними мы считаем чрезвычайно важным.

На следующей неделе в Вене пройдет наше заседание, в котором будут участвовать десятки парламентариев. Что касается депутатов стран СНГ, мы пока еще не получили окончательных сведений об их прибытии.

Парламентарии играют очень важную роль в наблюдении за выборами. Они являются реальными практиками в этой области: принимают участие в проведении выборов, создают избирательное законодательство и т.д. В этой сфере они компетентны как никто другой, поскольку их знание дополнено опытом. К тому же они пользуются доверием общественности, и, например, когда средства массовой информации судят о выборах, они более охотно обращаются к мнению парламентариев – истинных практиков с богатым опытом.

Кроме того, члены парламентов – это выборные лица, которые должны отчитываться перед населением своей страны, которое их выбрало. Вот почему они могут успешно выступить в роли международных наблюдателей. Таким образом, будь то ОБСЕ, или Европейский Парламент, или Ассамблея НАТО, именно парламентарии традиционного играют ведущую роль и пользуются наибольшим доверием.

Уже упомянутый здесь Копенгагенский документ – это согласованные стандарты, принятые среди 56 стран – членов ОБСЕ. Имеется также руководство проведением выборов – документ достаточно полный, но не всеобъемлющий. Есть и другие международные стандарты, которые используются для того, чтобы судить о выборах.

Мы старались сотрудничать с БДИПЧ, и об этом шла речь в Бельгии на последней встрече министров, посвященной, в частности, и вопросам наблюдения за выборами. И мы достигли определенного согласия, хотя не все мы пришли к одинаковым выводам касательно проведения таких мероприятий.

Мы не должны руководствоваться двойными стандартами. Конечно, вам известно, что в 2004 году за президентскими выборами в Америке осуществлялось наблюдение. Такого же рода мониторинг будет проводиться на президентских выборах в Соединенных Штатах в этом году. Мы, безусловно, будем рады, если представители стран СНГ примут участие в наблюдении за нашими выборами, поскольку мы в этом также заинтересованы.

Но это не означает, что, если за выборами не ведется наблюдение, они не являются объективными. Необходимо предварительно принять решение, какие условия необходимо обеспечить, чтобы выборы считались честными, открытыми и прозрачными. И это объективное решение.

Мы, как я уже говорил, в этот раз не будем вести наблюдение за выборами в России в виду ограниченных ресурсов и необходимости использовать эти ресурсы в других странах в течение данного периода времени.

Но, хочу отметить, не должно быть каких-то ограничений со стороны принимающего государства по количеству наблюдателей, равно как и ограничений доступа этих наблюдателей к той или иной части избирательного процесса. Наблюдатели должны иметь возможность свободно проводить мониторинг выборов в стране. Я думаю, это диктуется здравым смыслом: наблюдение за выборами, количество наблюдателей, временные рамки – все это определяться самими международными наблюдателями. Они должны иметь возможность решать: эта страна большая, и здесь нужно много наблюдателей; та страна небольшая, и там не нужно много наблюдателей; мы должны прибыть, скажем, за шесть дней или за сколько-то еще. Все это должно быть решено и согласовано заранее. И мы должны добиться согласия по поводу того, как мы будем формировать состав наблюдателей: должна ли быть предварительная Миссия, как и где мы будем разворачивать команду наблюдателей. Но я не думаю, что принимающая сторона должна ограничивать наблюдателей в выполнении их работы. Иначе страны, вопреки Копенгагенскому документу, могли бы вообще выступить против всякого наблюдения за избирательным процессом.

Демократия – это не пустое слово, это процесс, базирующийся на свободном выражении воли людей. И символической оппозиции здесь недостаточно. В демократических странах должна быть реальная конкуренция идей, программ, кандидатов – у людей должна быть возможность свободно делать свой выбор, обсуждать избирательный процесс в объективных СМИ.

Думаю, нам необходимо провести дополнительную конференцию, чтобы обсудить, как можно всего этого достичь, как внедрить стандарты по наблюдению за выборами, базируясь не только на Копенгагенском документе, но также и на согласованных в рамках ОБСЕ критериях.

И я уверен, что мы найдем способ установить диалог между парламентариями СНГ, ОБСЕ, Северной Европы для того, чтобы вырабатывать рекомендации и активно внедрять их в парламенты. Ведь именно парламентарии должны решать, каким быть избирательному законодательству.

Уверен, уже скоро мы придем к согласию и наладим сотрудничество в деле развития демократии.

Спасибо.