Выступление начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации – главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Российской Федерации Виктора Кирьянова на третьем между

29 октября 2010 года

Уважаемый Сергей Михайлович!

Уважаемые дамы и господа – участники третьего международного конгресса!

На нынешнем форуме уже в третий раз представители стран Содружества Независимых Государств, других стран, профессионального сообщества, гражданского общества собрались вместе под сводами этого дворца, чтобы обсудить проблемы обеспечения безопасности дорожного движения, рассказать о национальном опыте преодоления негативных последствий автомобилизации, скоординировать усилия, наметить новые вехи сотрудничества в этой благородной и социально значимой деятельности.

Наш Конгресс можно считать логическим продолжением Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения «Время действовать», которая состоялась в Москве под эгидой Организации Объединенных Наций, с участием Всемирной Организации Здравоохранения, Всемирного банка, высоких представителей правительств ста пятидесяти государств, а так же практически всех влиятельных неправительственных организаций, участвующих в обеспечении безопасности на дорогах.

Главным итогом Всемирной конференции стало принятие Московской декларации, которая ознаменовала собой начало нового этапа согласованных усилий в борьбе за безопасное дорожное движение.

Как известно, Конференция предложила объявить десятилетний период с 2011 по 2020 год "Десятилетием действий по безопасности дорожного движения" с целью стабилизации и последующего сокращения прогнозируемого уровня случаев смерти в результате дорожно-транспортных происшествий в мире. Эта инициатива была поддержана Генеральной Ассамблеей ООН.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем выступлении отметил, что безопасность на дорогах - это одна из серьезных проблем международного развития, требующая и выработки общей стратегии, и совместных мер.

Глобальные и национальные цели устойчивого развития, повышения качества жизни со всей остротой ставят задачи сохранения жизни и здоровья людей. Такие задачи в современном мире невозможны без тесного международного сотрудничества. Страны, взявшие курс на изоляцию, обречены на отставание в своем развитии.

Все это в полной мере относится и к сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Повышение безопасности движения невозможно без учета инновационного подхода в таких областях, как технический прогресс, поведенческие особенности и психология человека, информация и обучение, страхование, совершенствование законодательства, правоприменение и много другого.

Основной целью нашего конгресса, как формы международного сотрудничества является проведение широкой дискуссии по вопросам формирования государственной политики и совершенствования законодательства в области безопасности движения, защищенности граждан от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, обмен информацией и опытом реализации успешных стратегий и программ.

Интеграция Российской Федерации в мировое сообщество предполагает объединение усилий с другими государствами. Если говорить о Содружестве Независимых Государств, то, например, нашей страной в 2008 году ратифицирована Конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения. К сожалению, Конвенцию ратифицировали еще не все страны-участницы. Вместе с тем ее принятие уже позволило упорядочить правовые механизмы взаимодействия правоприменителей стран СНГ в борьбе с нарушителями правил дорожного движения.

Ряд сложных задач решается в рамках работы ЕврАзЭС.

Так в соответствии с российско-белорусскими договоренностями с 25 февраля нынешнего года на автомобили с белорусскими номерами в России больше не придется оформлять удостоверения временного ввоза. Теперь белорусским автоперевозчикам нужно заполнять только пассажирскую таможенную декларацию. А после того, как Кодекс Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана вступит в силу (предполагается с 2011 года), автомобилисты этих стран смогут свободно пересекать границы государств союза. Что, в свою очередь, ускорит развитие не только экономического, гуманитарного, но и других форм взаимодействия между нашими странами.

Россия активно сотрудничает с различными международными институтами. Начиная с этого года, по инициативе Всемирной организации здравоохранения, у нас в двух субъектах реализуется Глобальный проект по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Дорожная безопасность в десяти странах (К810)» .

В настоящее время в Липецкой области проводится комплекс мероприятий, направленных на такой фактор риска как неприменение ремней безопасности и детских удерживающих устройств.

Во втором регионе, который на Консультативном комитете в Московском офисе ВОЗ был определен вчера - это Ивановская область, совместные мероприятия начнутся в ближайшее время.

Активное участие в Проекте принимают такие авторитетные международные организации, как: Глобальное партнерство по безопасности движения, Международный центр по исследованию травматизма, Всемирный банк, Университет Джона Хопкинса.

Мировое сообщество едино во мнении, что риски, связанные с дорожным движением, не являются неизбежной данью глобальному процессу автомобилизации общества. Сведение негативных явлений автомобилизации к социально приемлемым показателям вполне по силам и нашему обществу.

Для достижения таких результатов, как было отмечено на Первой всемирной министерской конференции, необходимо активно наращивать действия в области обеспечения безопасности движения.

В то же время в Московской декларации отмечается, что в случае отсутствия надлежащих мер, проблема безопасности движения лишь усугубится, так как в этом случае в 2020 году смертность в дорожно-транспортных происшествиях может стать одной из ведущих причин.

Опыт стран, добившихся значительных успехов в снижении дорожно-транспортного травматизма, показывает, что решение проблемы не может быть одномоментным и требует определенного времени, целенаправленности, соответствующих ресурсов, последовательности и скоординированности.

В Российской Федерации уже пять лет, учитывая текущий 2010 год, действует федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».

Показательно, что если в начале разработки Программы (2004 год) количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях составляло 34,5 тысяч человек, то уже в 2009 году количество погибших удалось сократить на 25%. Уменьшились и значения индикаторов, характеризующих социальный и транспортный риски, детский дорожно-транспортный травматизм, тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий.

При этом количество автомобилей за этот же период выросло почти на 30% или на 9,4 млн. единиц.

Как известно, и в 2004, и в 2009 годах международные эксперты, представляющие Международный транспортный форум, Всемирную организацию здравоохранения, Всемирный Банк, провели экспертную оценку состоянии безопасности движения в Российской Федерации.

Эксперты отметили многочисленные положительные изменения, произошедшие в стране за это время.

Вместе с тем, они отметили, что ситуация с безопасностью дорожного движения в России требует дальнейшего сохранения ее первоочередности в числе задач на федеральном, региональном и местном уровнях.

Следует специально подчеркнуть, что Программа позволила сформировать на федеральном, региональном и муниципальном уровнях комплекс программных мероприятий и решений. Причем во многих субъектах Российской Федерации именно на программы муниципальных образований, где и должна непосредственно проводиться конкретная превентивная работа, «легло» основное бремя работы по проведению соответствующих мероприятий.

Таким образом, именно системность в работе является сегодня основным условием в организации работы.

Наша концепция базируется на двух основных принципах: дорожные инциденты можно и следует предупреждать на самой ранней стадии, а если все же дорожное происшествие случилось максимально снизить его негативное влияние на жизнь и здоровье.

Важно отметить, что активные шаги по решению проблемы безопасности дорожного движения поддерживаются на политическом уровне страны.

Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в августе 2009 года провел совещание, на котором обсуждались вопросы совершенствования законодательства в части медицинского обеспечения безопасности движения, перевозки грузов и пассажиров, подготовки водителей, обучения детей безопасному поведению на дорогах.

В апреле 2010 года под председательствованием премьер-министра Правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина прошло заседание, на котором положительно были оценены усилия по реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах», признаны правильность выбранного программно-целевого подхода для решения задач в данной сфере и дано поручение разработать целевую программу по безопасности дорожного движения на 2013 - 2020 годы. В настоящее время разработка такой программы началась.

В 2007 и 2008 годах Советом Федерации было организовано проведение двух международных конгрессов «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни».

Дважды в апреле 2009 и феврале 2010 годов Депутаты Государственной Думы на парламентском часе обсуждали вопросы безопасности движения, в июне 2010 года парламентские слушания посвящались вопросам совершенствования законодательства в этой сфере.

Уважаемые коллеги!

Мы ясно осознаем, что в деле обеспечения безопасности дорожного движения еще много проблем и нерешенных вопросов, абсолютные показатели состояния аварийности в стране еще слишком высоки.

При этом к 2011 году по экспертной оценке суммарный объем выпуска только транспортных средств российского производства составит уже 1,5-2 млн. автомобилей.

Далее остановлюсь только на некоторых направлениях стратегии повышения безопасности движения, реализуемых в стране.

В российских условиях важнейшим фактором риска в дорожном движении является человеческий фактор. Участники движения, как правило, не воспринимают опасности на дороге. Нарушение норм и правил в ряде случаев считается обыденностью. Достаточно тяжело идет процесс изменения общественного сознания по этой проблеме. Граждане, зачастую, не понимают и сути реформ в этой сфере. Работа электронных и печатных СМИ также еще недостаточно направлена на формирование облика правопослушного участника движения.

Вместе с тем определенные позитивные подвижки имеются. Пресс-конференции, публичные акции, элементы социальной рекламы в городах - вот далеко не полный спектр мероприятий этой направленности.

Так, на втором международном фестивале рекламы в области безопасности движения один из российский роликов занял первое место. При этом более 60% опрошенных заявили об изменении своего отношения к необходимости соблюдать правила движения после просмотра таких фильмов.

Также активизировано взаимодействие с бизнес сообществом. Ряд автомобильных фирм и торговых домов активно проводят пропагандистские мероприятия.

Целенаправленно выстраивается взаимодействие с институтами гражданского общества, которые при активной совместной работе могут не только защитить права водителей, но и участвовать в формировании их транспортной культуры.

Очевидно, что достижение результатов в этом направлении возможно только при наличии встречного движения.

Весь смысл информационно-разъяснительной работы с населением сводится к внедрению в сознание простой истины, что управление транспортом - источником повышенной опасности - является не только правом, но и обязанностью перед другими и всем обществом соблюдать Правила.

Вместе с тем, нарушения правил, как отмечалось выше, еще носят довольно распространенный характер и являются основной причиной ДТП, и, прежде всего, водителями транспортных средств. Доля грубых нарушений, являющихся основными причинами дорожно-транспортных происшествий и влияющих на тяжесть их последствий, в общей массе составляет около половины.

Принципиальное значение в повышении качества контроля за соблюдением правил имеет применение средств фотовидеофиксации нарушений правил, в том числе работающих в автоматическом режиме. Внедрение данных систем позволяет уменьшить влияние человеческого фактора при привлечении нарушителей к ответственности, документировать факты правонарушений для обеспечения доказательств в суде. Применение указанных технических средств также будет способствовать реализации принципа неотвратимости наказания, снижению латентности правонарушений, исключению субъективного усмотрения при выявлении нарушений, сокращению конфликтных ситуаций сотрудников Госавтоинспекции с участниками дорожного движения, обеспечению соблюдения их прав и законных интересов.

По оценкам зарубежных специалистов, по соотношению затрат и получаемой выгоды надзор полиции за соблюдением требований дорожного законодательства - один из самых эффективных и рентабельных методов ежегодного уменьшения количества пострадавших на дорогах. При этом основная тенденция организации дорожно-патрульной службы в большинстве стран мира - сокращение прямых контактов дорожной полиции с нарушителями.

Опыт эксплуатации комплексов специальных технических средств фиксации нарушений ПДД в Краснодарском крае и Московской области показывает, что количество нарушений скоростного режима уменьшилось в несколько раз, число происшествий сократилось на 20%.

Решение задач по повышению безопасности движения объективно предполагает разработку и реализацию комплекса мер по совершенствованию законодательства.

Только на федеральном уровне, за годы реализации федеральной Программы принято более 160 нормативных правовых актов различной юридической силы. В их числе 29 федеральных законов, 8 указов Президента Российской Федерации, 52 акта Правительства Российской Федерации, более 90 ведомственных (межведомственных) нормативных правовых актов, принятых федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Внесен ряд изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Правила дорожного движения Российской Федерации и многие другие.

Перспективными направлениями нормотворческой работы являются такие важные вопросы, как дальнейшее разграничение компетенций государственных органов-участников деятельности по обеспечению безопасности движения; совершенствование механизмов софинансирования мероприятий в области безопасности движения, определение порядка взаимодействия представителей МВД, МЧС, медиков на месте ДТП с пострадавшими, совершенствование медицинских аспектов допуска водителей к участию в дорожном движении и целый ряд других вопросов.

В деятельности по повышению защищенности участников движения от ДТП и их последствий мы уделяем чрезвычайно большое внимание уязвимым группам - это прежде всего пешеходы и дети.

Впервые за последнее десятилетие в 2009 году доля погибших в ДТП пешеходов стала меньше, чем доля погибших водителей. Число погибших пешеходов за период с 2004 года снизилось на 5773 человека или почти на 40%. Значительное снижение (более чем на 50%) произошло с возрастной категорией детей до 16 лет. Однако, проблема дальнейшего повышения безопасности этой самой незащищенной категории участников движения, с нашей точки зрения, продолжает оставаться актуальной.

Так, например, анализ дорожных происшествий с участием пешеходов показывает, что большинство из них связано с отсутствием безопасных условий для пешеходного движения. Прежде всего это относится к соответствующему оборудованию пешеходных переходов: их освещению, оборудованию светофорной сигнализацией, дорожными знаками, дорожной разметкой, применением искусственных неровностей, разделением транспортных и пешеходных потоков, ограждением проезжей части.

Проверки показывают недостаточное внимание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к устранению недостатков в эксплуатационном состоянии пешеходных переходов, а меры, принимаемые ими, в ряде случаев носят эпизодический характер. Мероприятия по совершенствованию организации движения и созданию безопасных условий для движения пешеходов не всегда планируются, и, соответственно, не всегда предусматриваются в программах по безопасности движения.

При этом, безусловно, самых серьёзных усилий требует работа по обеспечению соблюдения водителями требований норм закона уступать дорогу пешеходу.

В целом же, отсутствие надлежащего контроля, недостатки в информационно-разъяснительной работе, а также в оборудовании пешеходных переходов во многом способствовали тому, что в 2009 году произошло почти 72 тысячи наездов на пешеходов, что составило 35% от всех ДТП.

Если обратиться к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, то работа во многом стала вестись целенаправленно и системно, совершенствуются формы и методы, расширяется спектр проводимых мероприятий.

Но, несмотря на заметное улучшение обстановки, еще каждый тринадцатый пострадавший в ДТП - ребенок или подросток.

В прошедшем году в методическом плане обеспечения деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, предусматривающий образовательную программу с изучением правил безопасного поведения на дорогах. Разработаны учебно-методический комплект по формированию у учащихся навыков безопасного поведения в качестве пешехода; пассажира; водителя велосипеда, мопеда, а также комплекс для обучения родителей формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, подготовлен и издан целый ряд других материалов.

Значительные усилия предприняты и в практической плоскости. В рамках СНГ проведено несколько международных слетов юных инспекторов движения. Во всех регионах нашей страны построены детские автогородки и площадки, роздано среди дошкольников и младших школьников более одного миллиона светоотражающих значков - фликеров.

Постоянно осложняется дорожно-транспортная обстановка в городах. Отмечаемое в крупных и крупнейших городах увеличение заторов свидетельствует о все более возрастающей диспропорции между темпами развития улично-дорожной сети и темпами роста численности автотранспорта.

Положение усугубляется неэффективностью в ряде случаев использования улично-дорожной сети, перепробегом транспорта из-за некачественной организации движения, стоянкой транспортных средств непосредственно на проезжей части улиц и дорог, нарушением участниками движения правил дорожного движения.

Очевидно, что корень проблем заложен в несовершенном градостроительном законодательстве, которое сегодня не содержит правовых механизмов, обеспечивающих создание и развитие устойчиво функционирующих транспортных систем.

Важное значение для коренного улучшения транспортной ситуации в крупных городах в настоящее время имеют мероприятия по совершенствованию организации дорожного движения. Сложившаяся ситуация требует внедрения современных методов и средств организации дорожного движения, в том числе автоматизированных систем управления движением. В то же время в генеральные планы развития городов не включаются комплексные схемы и проекты организации движения, предусматривающие оптимальное распределение транспортных потоков по улично-дорожной сети, что является необходимым условием обеспечения безопасности всех участников дорожного движения.

Таким образом, необходимо установить обязательность проработки вопросов развития городских транспортных систем, организации и обеспечения безопасности дорожного движения на всех стадиях градостроительного проектирования, а также требования к содержанию, порядку разработки и утверждения соответствующей документации.

Завершая свой доклад, еще раз подчеркну, что программно-целевой принцип в работе по снижению ущерба от дорожно-транспортных происшествий, предусмотренный Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», постепенно приобретает ведущее значение в планировании работы по обеспечению безопасности дорожного движения в субъектах Российской Федерации.

Программа позволила заложить комплексность подхода и организационно-управленческие основы деятельности по повышению безопасности движения отработать на практике механизмы взаимодействия различных структурных звеньев в этой области.

В деятельности по повышению безопасности движения главное не потерять наметившихся положительных тенденций в изменении состояния аварийности, и целенаправленно проводить работу по дальнейшему улучшению обстановки на российских дорогах.

Спасибо за внимание!