Выступление Председателя Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан Сайдулло Хайруллоева на Международной парламентской конференции по вопросам европейской безопасности (г. Киев)

13 июля 2009 года

Уважаемый Председатель!

Уважаемые участники международной конференции!

Дамы и господа!

Прежде всего, хочу поблагодарить за приглашение участвовать в этой конференции.

Парламент Республики Таджикистан рассматривает европейскую безопасность как многоплановую и чрезвычайно сложную проблему, имеющую отношение не только к Европе, но и актуальную для Азии и других континентов. Ведь общепризнанно, что терроризм, наркоагрессия, организованная преступность, торговля людьми, экстремизм, другие угрозы и вызовы современного глобального мира не имеют границ и национальностей. Они одинаково угрожают безопасности государств, независимо от их континентального расположения и политического устройства.

Парламент Республики Таджикистан всегда занимал и занимает твердую позицию неприятия терроризма, наркоагрессии, других угроз и вызовов глобального мира. Мы в Содружестве в числе первых приняли законы о борьбе с терроризмом, о противодействии незаконному обороту наркотических средств, о противодействии в финансировании терроризма, о противодействии легализации отмывания доходов, полученных незаконным путем, о борьбе с коррупцией и другие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы безопасности.

На основе модельных законов, рекомендаций Межпарламентской Ассамблеи СНГ, конференций и семинаров, проведенных под эгидой других международных парламентских объединений, в том числе и в Европейской ассамблее безопасности и обороны, Ассамблее Западноевропейского союза внесли соответствующие изменения и дополнения в законы о прокуратуре, о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, в уголовный, уголовно-исполнительный, уголовно-процессуальный кодексы.

Однако деятельность парламента в этой сфере не ограничивается только законодательной работой, трансформацией модельных законов и рекомендацией национального законодательства Республики Таджикистан. В структуре парламента действует комитет по правопорядку, обороне и безопасности, который вносит основную часть документов по вопросам обороны и безопасности на рассмотрение парламента.

Таджикистан присоединился к антинаркотическим конвенциям ООН 1961, 1971 и 1988 годов. Вошел в мировую систему противодействия наркотикам. Активно участвует в реализации антинаркотических программ международного сообщества, в том числе в создании пояса безопасности вокруг Афганистана, в работе антинаркотической коалиции. В этих целях подписан ряд соглашений и протоколов в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, в том числе с соответствующими структурами Афганистана, Ирана, Казахстана, Киргизии, Китая, России, Украины, Узбекистана и других стран.

Однако надо признать, что обстановка в сфере незаконного оборота наркотиков в республике остается сложной и напряженной. Главными внешними факторами продолжают оставаться, во-первых, нелегальный поток наркотиков с юга, то есть из соседнего Афганистана, где посевные площади под опиумным маком не сокращаются, а наоборот, расширяются, во-вторых, большой спрос на наркотики, в том числе на опиум-сырец и опиумный мак, на севере, где преступные группировки и организации активно участвуют в создании синдикатов, занимающихся поставкой наркотиков в Европу.

Современная концепция борьбы с наркоагрессией акцентирует основное внимание на правоохранительном, профилактическом, лечебно-реабилитационном аспектах в борьбе с наркопреступностью. Это очень важно, если учесть, что согласованное проведение мер по этим направлениям хотя и сопряжено с большими затратами, но приводит к снижению спроса на наркотические товары. Но, не отрицая роль этих рычагов в борьбе с наркопреступностью, хочу отметить, что в новых условиях они потеряли свою привлекательность. В связи с этим следовало бы пересмотреть цели и инструменты антинаркотической политики и разработать новые построения. Речь идет о резком сокращении производства наркотиков и наркосодержащего сырья в районах традиционного выращивания опиумного мака, прежде всего в Афганистане.

Мировое сообщество располагает накопленным опытом решения подобных проблем. В недавнем прошлом в ряде стран Юго-Восточной Азии производилось наркосырья больше, чем в Афганистане. Благодаря международному сообществу посевы наркосодержащих культур исчезли, и хозяйства, поменяв специализацию, стали выращивать продовольственные культуры. Афганское руководство уже вышло с предложением о перепрофилировании хозяйств, занимающихся выращиванием наркосодержащих культур. А Национальный совет этой страны своим решением вообще запретил выращивание мака, даже в медицинских целях, хотя там немало сил, требующих, наоборот, узаконить выращивание мака в некоторых областях страны.

Поэтому согласованные действия стран Содружества, международных парламентских объединений по противодействию наркоопасности, кроме мер правоохранительного, медицинского и профилактического характера, должны включать меры, направленные на снижение предложения наркотиков и наркосодержащего сырья на рынок СНГ. На это обращает внимание Управление ООН по наркотикам и преступности.

На наш взгляд, спрос и предложение неразрывно связаны друг с другом, образуют единое целое, в связи с чем важно разработать комплексную стратегию, направленную на снижение не только спроса, но и предложения наркотиков и сырья. Только в этом случае можно рассчитывать на существенный прогресс в борьбе со злоупотреблением наркотиками.

В заключение, уважаемые коллеги, хотелось бы выразить уверенность, что данная конференция внесет весомый вклад в дело укрепления международного содружества в борьбе с явлениями, представляющими угрозу не только европейской безопасности, но и благополучию всех людей других стран нашей планеты.

Благодарю за внимание.