Выступление Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Вадима Попова на тридцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи СНГ

03 апреля 2008 года

Выступление Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Вадима Попова на тридцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи СНГ

Уважаемый Сергей Михайлович!
Уважаемые дамы и господа!

Проблематика развития Содружества Независимых Государств весьма многопланова и многообразна. Поэтому совершенно объективно, что в последние годы эта тема регулярно обсуждается как на уровне глав государств, правительств, парламентов, Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, так и широкой общественностью, в средствах массовой информации.

5 октября прошлого года в Душанбе состоялся саммит глав – государств Содружества, на котором было принято поистине историческое решение: одобрена Концепция дальнейшего развития Содружества и утвержден план основных мероприятий по ее реализации.

С принятием этих решений вопрос о будущем Содружества из теоретической плоскости перешел в практическую, с четко определенными стратегическими целями и ближайшими перспективами развития. Окончательно перечеркнуты домыслы о временности и ненужности Содружества. Перед государствами, органами СНГ поставлена конкретная задача формирования в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого из его участников.

Особую роль в обеспечении этих процессов, несомненно, призваны сыграть парламенты и Межпарламентская Ассамблея государств – участников СНГ.

В целом у нас есть все основания положительно оценивать законотворческую деятельность Ассамблеи. Сегодня уже звучало, но я еще раз повторю: это более двухсот модельных законодательных актов, которые, как правило, имеют в своей основе международные правовые стандарты, адаптированные к условиям Содружества. Это создает неплохую базу для сближения законодательств наших государств и способствует согласованию их с международными, прежде всего, европейскими стандартами. Например, только в Республике Беларусь на основе модельных законов и рекомендаций МПА СНГ разработано более сорока новых нормативно-правовых актов.

В то же время мы четко понимаем, что задачи, формы и методы деятельности Ассамблеи должны способствовать оперативной и адекватной реакции на ситуации в Содружестве Независимых Государств и в мире в целом. Убежден, что разрабатываемые МПА СНГ модельные законы должны отвечать требованиям времени и быть ориентиром при разработке национальных законодательств на несколько лет вперед, особенно в вопросах инновационного, технического, торгово-экономического развития.

За период деятельности СНГ нам удалось сохранить и развить торгово-экономические и хозяйственные связи государств Содружества, улучшить качественные параметры функционирования экономик. Свидетельством тому являются цифры. Внутренний валовый продукт в прошлом году, по сравнению с 2000-м годом, в среднем по Содружеству увеличился на 63%, а объем внешне-торговых операций между государствами-участниками вырос в 3,4 раза.

Однако следует признать, что улучшению основных макроэкономических показателей стран Содружеств во многом способствовали меры, принимаемые и их руководством по преодолению серьезного экономического кризиса, имевшего место после распада Советского Союза. И сегодня, к сожалению, анализ реальных результатов экономической интеграции показывает, что совокупный экономический потенциал государств Содружества используется не в полной мере.

Нам предстоит провести работу по созданию и совершенствованию соответствующей нормативно-правовой базы, обеспечивающей взаимовыгодное сотрудничество в энергетической и транспортной областях, формирование общего рынка труда, а также всестороннее развитие межрегионального приграничного сотрудничества, совершенствование платежно-расчетных отношений на базе широкого использования национальных валют.

Республика Беларусь особенно заинтересована в объединении усилий государств – участников СНГ по формированию транспортно-логистической инфраструктуры, эффективно обеспечивающей как поставку продукции государств Содружества на мировые рынки, так и международный транзит.

Сегодня наши страны продолжают терять миллиарды долларов США по причине недостаточно организованного в СНГ рынка международных транспортных услуг и в первую очередь транзитного характера. В ближайшее время необходимо принять комплекс мер для того, чтобы транзит международных грузов через наши территории стал более привлекательным, конкурентно способным и превратился в высокодоходную отрасль.

Не менее важным направлением работы является обеспечение продовольственной безопасности в регионе СНГ. Во втором полугодии прошлого года цены на продовольствие наряду с нефтью и газом достигли рекордного уровня. Внутренний рынок Республики Беларусь по основным группам продовольственных товаров обеспечивается продукцией за счет отечественного производства. Вместе с тем потенциал аграрной сферы позволяет иметь экспортную ориентацию. В 2007 году из Белоруссии экспортировано основных видов сельскохозяйственной продукции и ее переработки на сумму 1,2 миллиарда долларов США. Я думаю, что это далеко не предел. Мы готовы предусмотреть оперативные меры по обеспечению продовольственной безопасности государств – участников СНГ. Достижение этой цели должно способствовать созданию общего рынка сельскохозяйственной продукции с элементами стратегического планирования развития.

Обсуждая сегодня концепцию дальнейшего развития Содружества, я не могу не остановиться на одной из давно назревших проблем – это низкий показатель вступления в силу для всех государств международных договоров, заключенных в рамках СНГ. Напомню, из 327 международных договоров только 19 вступили в силу для всех государств – участников СНГ, их подписавших. Анализ данных Исполкома СНГ показывает, что есть такие договоры, которые были заключены 7 и более лет назад, и до сих пор не вступили в силу. Невольно встает вопрос: насколько они необходимы нашим странам и не потеряли ли они свою актуальность?

Следует признать, что определенная работа по инвентаризации нормативно-правовой базы ведется. Так, по состоянию на 15 января этого года из 1715 документов, принятых в рамках СНГ, утратили силу 450. В соответствии с протоколом о прекращении многосторонних договоров, заключенных в рамках Содружества Независимых Государств от 1 декабря 2000 года, 41 международный договор должен прекратить свое действие в отношениях между государствами – участниками этих договоров. Однако по состоянию на начало января внутригосударственные процедуры по вступлению в силу указанного договора из 11 подписавших государств выполнили только 7. Как видим, по этому важнейшему документу нужно было бы проявить максимум оперативности, повторяется та же болезнь, что и в отношении других договоров, затягивается принятие решений по вступлению его в силу.

Несмотря на это, полагаем, что необходимо продолжить работу по расчистке нормативно-правовой базы СНГ и изучить вопросы относительно целесообразности прекращению еще как минимум 12 международных договоров, среди которых соглашение о принципах таможенной политики, согласованных принципах налоговой политики от 13 марта 1992 года. Соответствующие предложения были переданы парламентам республик, Контрольно-бюджетной комиссии МПА СНГ, Исполнительному комитету Содружества Независимых Государств.

С учетом изложенного предлагаю ввести в практику работы Межпарламентской Ассамблеи осуществление парламентского контроля за ходом выполнения внутригосударственных процедур по международным договорам, заключенным в рамках СНГ, и регулярно рассматривать данный вопрос на пленарных заседаниях организации.

В то же время я полностью убежден, что сроки вступления в силу международных договоров напрямую связаны с качеством проработки договорных документов и решений, их содержательным наполнением, юридическим, финансовым и техническим обесп6ечением.

Анализ международных договоров показывает, что там, где индивидуальные интересы стран совпадают, реализация достигнутой договоренности не вызывает проблем. Это относится, к примеру, к программам борьбы с терроризмом, незаконной миграцией, оборотом наркотических средств, а также программы сотрудничества по борьбе с торговлей людьми и рядом других вопросов.

Именно поэтому мы высоко оцениваем зафиксированную в концепции готовность сторон выйти на единое понимание по вопросам правового статуса решения органов СНГ, обеспечить выполнение государственных взятых обязательств, мониторинга из реализации.

Важную роль в этом процессе призваны сыграть национальные координаторы, которые будут определяться в государствах – участниках СНГ на уровне высоких должностных лиц. И, на мой взгляд, это положительно скажется на решении не менее важной задачи, связанной с синхронизацией сроков вступления международных договоров в силу.

Вместе с тем нельзя ни в коем случае умалять роль Межпарламентской Ассамблеи в этом процессе. Необходимо активнее развивать взаимодействие между Межпарламентской Ассамблеей и органами Исполнительного Комитета Содружества, улучшать координацию их работы.

Определенный опыт уже имеется. В частности, при МПА СНГ сформирована Объединенная комиссия по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью, наркобизнесом в Содружестве Независимых Государств, в которой парламентарии и компетентные органы стран реализуют творческое сотрудничество по выполнению соответствующих разделов межгосударственных программ, утвержденных решениями Совета глав государств. Реальные результаты этой работы мы видим уже сегодня, когда на рассмотрение пленарного заседания выносятся три модельных закона, связанных с противодействием легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем; финансированию терроризма; с противодействием торговле людьми, оказанием помощи жертвам торговли людьми и Рекомендации по унификации и гармонизации законодательств государств – участников СНГ в борьбе с торговлей людьми.

Наряду с этим залогом развития и процветания нашего Содружества является не только качественная и эффективная законодательная база, но и развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими международными организациями, координация действий по ключевым вопросам мировой политики. В условиях глобализации ни одна страна, ни одно сообщество, ни одна личность не могут существовать в изоляции. Солидарность в создании – вот формула успеха, наш главный лозунг. Настало время для более углубленного сотрудничества государств – участников СНГ, Межпарламентской Ассамблеи в целом с различными международными организациями – такими, как Межпарламентский Союз, Парламентская Ассамблея Совета Европы, Организация Договора о коллективной безопасности, Черноморское экономическое сотрудничество, Международная организация по миграции и другими организациями. Согласовывая свои позиции, участвуя в различных научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах и других мероприятиях, проводимых международными организациями, мы смогли бы успешнее решать назревшие экономические и политические, гуманитарные проблемы международного значения. Главное, на мой взгляд, оставить в прошлом политику санкций, изоляции, ультиматумов, которые являются главным барьером для такого сотрудничества, поскольку она еще никому не помогла хотя бы приоткрыть дверь в доверие.

Мы учимся настойчиво двигаться вперед, критически оценивать пройденный путь и откровенно говорить об этом друг другу. Убежден, что сегодняшнее обсуждение реализации концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств еще раз подчеркивает, что СНГ – жизнедеятельная структура, которая может и должна служить интересам всех государств – участников и их народам.

Благодарю за внимание.