Выступление Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Геннадия Новицкого на международной парламентской конференции «Глобализация миграционных процессов: проблемы законодательного регулирования»

04 апреля 2008 года

Выступление Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Геннадия Новицкого на международной парламентской конференции «Глобализация миграционных процессов: проблемы законодательного регулирования»

Уважаемый Президиум!

Уважаемые участники конференции!

Миграция, безусловно, – одна из самых важных проблем народонаселения. И рассматривается она, конечно же, не как простое механическое передвижение людей, а как сложный политический, социально-экономический, культурный и гуманитарный процесс. Он затрагивает многие стороны жизнедеятельности общества.

В течение всего XX века происходило расширение миграционных потоков, а в начале XXI феномен миграции стал составляющим фактором всех глобальных изменений. Правильнее будет сказать, что именно глобализация в значительной степени интенсифицировала этот процесс, охвативший практически все континенты и страны. Вместе с тем, свободное передвижение капитала и информации не повлекло за собой автоматическое открытие географических границ и сокращение экономического и социального разрыва между богатыми и бедными странами.

Сложности и определенная стихийность данных процессов требует от нас их глубокого осмысления и определения новых подходов к миграционной политике как на национальном, так и на международном уровне.

Многие страны, оказавшись вовлеченными в миграционные отношения, рассматривают их регулирование как одно из главных направлений государственной политики. Особое место при этом, по нашему мнению, занимает правовое обеспечение этой сферы.

В связи с этим хотелось бы остановиться на некоторых аспектах, характерных для Республики Беларусь. Существенное влияние на социально-экономическую ситуацию в нашей стране оказывает внешняя трудовая миграция. Государственная политика Республики Беларусь в этой сфере направлена на совершенствование регулирования экспорта и импорта рабочей силы. В нашей стране установлен разрешительный порядок осуществления деятельности по привлечению в страну иностранной рабочей силы и трудоустройству граждан Республики Беларусь за границей. Это является своего рода государственной гарантией соблюдения прав и законных интересов как белорусских, так и иностранных граждан. Юридические лица и индивидуальные предприниматели в установленном порядке получают соответствующие лицензии, которые выдает Министерство внутренних дел. На это же ведомство возложен и контроль за их деятельностью.

В настоящее время, для примера, на трудоустройство граждан Республики Беларусь за границей выдано лишь 43 таких лицензии. На привлечение в страну иностранной рабочей силы – более 600. Для справки: за прошлый 2007 год на работу за рубеж из Республики Беларусь выехало 7335 граждан Беларуси, а в Республику Беларусь с этой же целью прибыло 1496 иностранцев.

Определенное воздействие на процессы, происходящие в Республике Беларусь, оказывает вынужденная миграция. За последние 10 лет с просьбой о признании беженцами в компетентные органы страны обратилось более 3 тысяч иностранцев из 45 государств мира. Из них беженцами признано в установленном порядке 800 человек из 13 стран.

В Республике Беларусь создана система правовой и социальной защиты указанных лиц. Успешно реализуется законодательство о беженцах, которое отвечает всем требованиям международных стандартов. К слову, в 2001 году Республика Беларусь присоединилась к Конвенции 1951 года и протоколу 1967 года, касающимся статуса беженцев. Во исполнение международных обязательств была принята новая редакция закона Республики Беларусь «О беженцах».

Уважаемые коллеги!

Благоприятным географическим положением нашей страны по-прежнему, к сожалению, пытаются воспользоваться незаконные мигранты из регионов с нестабильной общественно-политической ситуацией для проникновения в Западную Европу. В основном это граждане стран Азии и Африки, а также некоторых государств СНГ.

Существует два основных канала въезда нелегальных мигрантов в Республику Беларусь. Во-первых, это въезд в неустановленных пунктах пропуска, во-вторых, – по поддельным документам.

В целях координации деятельности правоохранительных органов республики утверждена и действует Государственная программа противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанными с ними противоправными деяниями на 2008–2010 годы. В ней предусмотрен соответствующий комплекс мер информационно-разъяснительного и организационно-правового характера.

Решению проблем нелегальной миграции в немалой степени способствуют принимаемые Парламентом Республики Беларусь меры по совершенствованию национального законодательства. Так, с 1 марта 2007 года вступили в силу два кодекса в сфере борьбы с административными правонарушениями. Данными нормативно-правовыми актами введен новый вид административного взыскания – депортация. Он применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства за нарушение правил пребывания в Республике Беларусь, а также транзитного проезда через Республику Беларусь.

Предотвращение незаконной миграции является одним из приоритетных видов деятельности государственных органов нашей республики. Мы являемся участниками как двусторонних соглашений в области миграции с рядом государств СНГ и Европы, так и многосторонних договоров.

Значительную помощь нашей стране оказывают международные организации, в первую очередь это ООН и Международная организация по миграции. Благодаря их технической, консультативной и финансовой поддержке в рамках соответствующих проектов решены многие вопросы оперативного управления в области миграции.

Уважаемые коллеги!

Противодействие торговле людьми является одним из важных аспектов борьбы с незаконной миграцией. Сегодня Республика Беларусь, как и все мировое сообщество, оказалась вовлеченной в международную преступную сеть торговли живым товаром, и это явление создает угрозу национальной безопасности, подрывает экономику и стабильность в обществе, нарушает основные права и свободы человека.

Наше государство вошло в число стран – лидеров борьбы с этой острой проблемой современности. Необходимость активизации усилий в данной сфере всех государств мирового сообщества и формирование глобального партнерства в борьбе с торговлей людьми были озвучены Президентом Республики Беларусь еще в ходе саммита ООН глав государств и правительств в сентябре 2005 года в Нью-Йорке.

По инициативе Республики Беларусь на 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН принята резолюция по улучшению координации усилий по борьбе с торговлей людьми, предусматривающая ряд мер международного характера по борьбе с этим возрожденным пороком прошлого.

В рамках формирования глобального движения «Партнерство против рабства и торговли людьми в ХХI веке» белорусской стороной будет продолжена работа по улучшению координации деятельности органов системы ООН, международных организаций и государств.

С целью дальнейшего развития механизма такого сотрудничества мы полагаем, что назрела необходимость, по меньшей мере, в трех моментах. Это разработка международной конвенции, где был бы закреплен единый для всех государств подход к определению статуса жертвы торговли людьми и механизм реабилитации и возвращения на родину.

Кроме этого, безусловно, на наш взгляд, необходима ратификация большинством государств принятых международных конвенций в области борьбы с торговлей людьми, что позволило бы привлечь к ответственности торговцев людьми в странах назначения.

И наконец, предлагается выработка комплексных мер по борьбы со спросом на живой товар в странах назначения и предотвращения этого явления в странах происхождения.

Таким образом, как вы видите, принимаемые руководством нашей страны, органами государственной власти меры по противодействию незаконной миграции приносят определенные результаты. В связи с этим глава нашего государства отметил, что Беларусь является ключевым государством в плане обеспечения транзита ресурсов, грузов, пассажиров из Европы в Россию и страны Азии. Мы поставили надежный заслон на пути наркотрафика, нелегальной миграции и торговле людьми. А это важнейший фактор общей стабильности и безопасности в Европе.

Уважаемые коллеги!

Мы, конечно же, осознаем тот факт, что как только любая проблема выходит за пределы территории государства, ее решение возможно только при совместном участии заинтересованных стран и организаций как на региональном, так и на международном уровнях. Глобальный аспект международной миграции, как подчеркнуто в резолюции 113-й Ассамблеи Межпарламентского Союза (октябрь 2005 года, Женева) требует всестороннего диалога и сотрудничества для лучшего понимания этого явления. Важно определить пути и средства, позволяющие максимально использовать блага миграции и свести к минимуму ее негативные последствия.

Ключевую роль в вопросах управления миграцией должны сыграть соответствующие международные организации. Тесное взаимодействие государств в рамках таких организаций будет способствовать достижению положительных результатов в данном процессе. Важно выработать и еще важнее реализовать единые принципы и механизмы регулирования миграционных потоков на территории наших стран. К настоящему моменту во многих государствах созданы основы правовой базы по противодействию незаконной миграции. Однако назрела необходимость обеспечить гармонизацию национальных законодательств. Плодотворная совместная работа в решении этих вопросов всех стран мирового сообщества независимо от их государственного устройства и системы политических ценностей позволит, на наш взгляд, сделать шаг вперед по построению безопасного и справедливого мира.

Спасибо за внимание.