Выступление Президента Европейской ассамблеи безопасности и обороны, члена Парламента Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Роберта Уолтера на Международной парламентской конференции по вопросам европейской безопасности

13 июля 2009 года

Уважаемые Председательствующие!

Уважаемые дамы и господа!

Прежде всего, хотел бы поблагодарить организаторов за инициативу провести обсуждение столь важных вопросов, а господина Миронова, господина Литвина за то, что они предоставили возможность провести это заседание в историческом городе Киеве.

Более года назад, в июне 2008 года, Президент Дмитрий Медведев впервые высказал предложение начать работу над созданием новой архитектуры безопасности в Европе, ссылаясь на неудачи Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и НАТО в противодействии угрозам.

Мы наблюдаем, как растет недовольство в России по поводу политики НАТО. Москва отмечает, что инициативы России по антибаллистическому оружию, по прекращению расширения сферы НАТО фактически проигнорированы. Война в Грузии, конфликт в Абхазии продемонстрировали еще раз, что НАТО не в состоянии справиться с этой проблемой. Попытки прекратить огонь, начать переговоры со всеми сторонами, принимавшими участие в этом конфликте, в общем-то, не принесли существенных результатов. Россия назвала эту структуру неадекватной целям североатлантической безопасности. Я позже остановлюсь на этом вопросе.

Тем не менее, сегодня мы видим, что различные стороны вовлечены в процесс обсуждения женевских дискуссий. Мы говорим об ООН, ОБСЕ, ОЕСР и других игроках.

Россия внесла огромный вклад, предложив новые инициативы и постоянно подчеркивая существующие на сегодняшний день угрозы действующей системе безопасности. Россия настаивает на том, чтобы продолжалась работа над новым договором - это требование абсолютно оправданно. Безопасность одной страны не должна мешать безопасности другой, ни одна страна не имеет приоритета на безопасность и дальнейшее расширение альянса НАТО действительно будет мешать общей коллективной безопасности.

Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров на саммите ОБСЕ по обзору проблем в области безопасности (Вена, 23 июня 2009 года) еще раз суммировал основные предложения России. Россия считает, что нужно создать общую систему безопасности на евроатлантическом пространстве, что здесь уже не существует каких-либо ограничений, что страны ОБСЕ должны действительно способствовать объединению согласно Хартии ООН и другим международным договорам.

Таким образом, все евроатлантическое пространство должно быть объединено единым договором. Тем не менее, мы наблюдаем парадоксальную ситуацию, когда идеи провозглашаются и на панъевропейском уровне, и на региональном уровне, как, например, в рамках НАТО создается ситуация для коллективной безопасности. Россия настаивает на том, чтобы и панъевропейское измерение было усилено, чтобы все участники действительно взяли на себя обязательства и соблюдали их.

Россия вносит множество предложений по разным направлениям и аспектам, которые действительно позволят трансформировать, изменить, реформировать систему безопасности, начать решать вопросы, которые требуют решения. И, в конце концов, в результате коллективной работы будут созданы взаимные правила, которые будут признавать все.

Какова же реакция Европы? Отвечая на инициативы Президента России Дмитрия Медведева, провозглашенные на Конференции по мировой политике (8 октября 2008, Эвиан, Франция) Президент Франции Николя Саркози (тогда он председательствовал в Европейском Союзе) сказал, что он был готов обсуждать их. Сотрудничество между Россией и Европой должно базироваться на определенных принципах, на которые надо дальше полагаться в развитии ситуации. Это Совет НАТО — Россия и Европейский Союз со своей политикой европейской безопасности.

Президент Саркози сказал о том, что необходимо обсудить предложения России и Европейского Союза на основе панъевропейской концепции безопасности, которая дала бы возможность всем актерам играть, так сказать, одинаковые роли, и провести специальные саммиты ОБСЕ в конце 2009 года.

Президент Саркози отметил, что новые рамки системы безопасности должны базироваться не только на интересах, но и на ценностях. Такой баланс сил недостаточен для того, чтобы мы могли обеспечить безопасность, надо обеспечивать демократию и права человека. Новая система безопасности должна позволять мирным образом решать конфликты. Он также подчеркнул, что безопасность Европы зависит от всех сторон. Необходимо отказаться от любых амбиций, касающихся сфер влияния, и надо уважать территориальную целостность и независимость всех стран. Президент отметил, что надо найти способ такого общего соседства — заменить соперничество сотрудничеством.

Предложения России и Франции были рассмотрены в рамках заседания Совета Министров ОБСЕ в декабре 2008 года в Хельсинки. Председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Финляндии Александр Стубб подвел итоги дискуссии.

Существует широкое понимание того, что ОБСЕ — наиболее важная платформа для такой дискуссии. Никто не протестует против того, чтобы обсуждались вопросы широкого европейского сотрудничества, и необходимо провести дискуссию по самым разным вопросам.

Говорилось также о том, что есть больше вопросов, чем ответов. Существуют уникальные институты, которые поддерживают европейскую безопасность. В этом контексте также подчеркивалась важность диалога России и Европейского Союза и диалога НАТО — Россия. Все согласились с тем, что надо фокусировать внимание не на форме, а на содержании.

Принципы Хельсинкского Заключительного акта 1975 года и Парижской хартии 1990 года остаются очень важными. И все “три корзины” одинаково важны для нас. Дискуссии должны базироваться на концепции безопасности, которая включает и мягкую, и жесткую безопасность. Нам необходимо продемонстрировать широкий подход к этим вопросам. Но для того, чтобы развивать более широкую концепцию безопасности, необходимо решить так называемые замороженные конфликты.

Относительно вопроса возможного проведения саммита, на котором можно будет продолжить дискуссию о будущем европейской безопасности. На сегодняшний день нет единого мнения о необходимости созыва такого саммита, поскольку пока четко не определены цели этой встречи.

Здесь говорилось об особых взглядах, о том, каким образом построить систему европейской безопасности. На совместной сессии Форума Европейского Сотрудничества и Постоянного Совета ОБСЕ 18 февраля 2009 года проводилась дискуссия и был сделан вывод о том, что дальнейшее обсуждение должно базироваться на общих ценностях и на обязательствах международных организаций. Европейский Союз считает, что это может быть такая естественная форма, в которой можно продолжить обсуждение этого вопроса и дебаты, что послужит восстановлению взаимного доверия между странами, которые признают важность безопасности, особенно в свете резолюции относительно замороженных и продолжающихся конфликтов.

Необходимо поддержать и сохранить все соглашения по ограничению и контролю за вооружением. Мы должны поддержать идею единой системы безопасности, базирующейся на утвержденных принципах, содействовать воплощению ее в жизнь с целью достижения всеобщей безопасности.

Все эти направления действительно способствуют стабилизации мира, и ни одно из них не должно стать приоритетным. Архитектура безопасности будет строиться на основе существующих организаций и разделения существующих принципов. Их не нужно подрывать, но нужно искать пути их усиления.

Европейский Союз также заявил, что безопасность на европейском континенте связана с безопасностью в Северной Америке. Я считаю, что это позитивный подход Европейского Союза, и он не поменялся с тех пор.

Тем временем определенный прогресс был достигнут в ОБСЕ относительно решения некоторых проблем. Председатель ОБСЕ, глава Министерства иностранных дел Греции Дора Бакоянни по итогам заседания министров иностранных дел этой организации на острове Корфу (28 июня 2009 г.) заявила, что это было кульминацией ранних обсуждений в Хельсинки и в Вене. Участниками встречи было заявлено, что восстановление доверия между всеми государствами является самым важным вопросом в возможности противостоять новым вызовам.

Цель должна быть двойной. Во-первых, необходимо построить безопасность в Европе, во-вторых, обеспечить европейскую безопасность против общих вызовов. Греция, как действующий председатель ОБСЕ, вместе с остальными странами-участницами, начала рассматривать пути построения более структурированного диалога, поиска его приоритетных аспектов и алгоритмов проведения на Совете Министров ОБСЕ, который состоится в декабре в Афинах.

Там же планируется обсудить необходимость решения вопросов региональных конфликтов мирным путем, восстановления режима контроля над вооружением в Европе, внедрения принципа единой безопасности, укрепления сотрудничества в этом направлении.

В то же время хотелось бы отметить, что саммит Европейский Союз — Россия, прошедший 21 мая 2009 года в Хабаровске, подтвердил, что есть необходимость укрепления понимания и взаимного доверия между двумя партнерами.

К сожалению, этот саммит не продемонстрировал прогресса по основным вопросам. Президент России Медведев заявил, что Москва не собирается ратифицировать Энергетическую хартию, которую в Европе считают основой для своей энергетической безопасности. Россия считает, что это подрывает ее суверенитет и угрожает ее доминирующей позиции поставщика газа в Европу.

Президент России заявил, что Украина не в состоянии вовремя производить оплату поставок российского газа, что может вновь привести к проблемам с транзитом газа в Европу. Медведев внес предложение, чтобы Европейский Союз решил, каким образом он мог бы помочь Украине расплачиваться за поставки газа. Это несколько устаревший подход, наверное, со стороны России, который считает Украину сферой своего влияния.

Он также предупредил, что проект Восточное Партнерство, который рассчитан на улучшение отношений с шестью странами бывшего Советского Союза, а сейчас – независимыми государствами, может вызвать политическое напряжение. По мнению наблюдателей, Россия обеспокоена тем, что некоторые из этих стран используют свое участие в проекте как партнерство против России.

Я хотел бы сказать, что Европейский Союз имеет право и обязан помочь этим странам развивать свою экономику и свои институции в первую очередь для того, чтобы обеспечить стабильность и мир в этом регионе. Это также и в интересах России, чтобы у нее были мирные и стабильные соседи.

На другом уровне есть еще очень важная, хорошая новость. Мы сейчас становимся очевидцами улучшения отношений между Россией и США. Саммит Россия - США, состоявшийся на прошлой неделе в Москве, прошел в очень позитивной атмосфере. Стороны договорились об очень важных соглашениях по сокращению ядерных арсеналов, по снижению напряженности военных конфликтов, открытию коридоров для войск и и открытии воздушных коридоров над Российской Федерацией для американских войск и военной техники на маршрутах в Афганистан. Они будут также продолжать обсуждение вопросов ядерной угрозы со стороны Ирана.

Я считаю, что сейчас мы стали свидетелями начала новой эры в отношениях США и России. Перед обоими партнерами стоят серьезные вопросы, такие как права соседей России как суверенных государств, попытки Северной Кореи стать ядерной державой, усилия Ирана получить ядерное оружие, чтобы продолжать таким образом политику защиты собственных границ.

Позиция по Грузии остается сложным вопросом. Я не думаю, что этот вопрос вскоре будет разрешен, но, по моему мнению, два новых президента, представляющие новое поколение, свободное от менталитета холодной войны, имеют шанс и возможность улучшить эту ситуацию.

Еще один положительный сигнал пришел после встречи Совета Россия-НАТО, которая состоялась 27 июня 2009 года на острове Корфу, впервые после войны в Грузии. Министры обсудили перспективы сотрудничества в политической сфере, включая войну в Афганистане, нераспространение ядерного оружия, пиратство, терроризм и торговлю наркотиками.

Стороны не достигли консенсуса по грузинскому вопросу, хотя они сошлись во мнении, что этот вопрос не должен препятствовать прогрессу в остальных сферах двустороннего сотрудничества.

Были проведены совместные учения, также на встрече на острове Корфу мы увидели определенное примирение на политическом уровне.

Война в Афганистане — это пример того, как НАТО и его союзники защищают южный фланг центрально-азиатских государств и России, которым угрожает “Талибан”, пытаясь реставрировать свой Халифат. Посол Рогозин говорил, что, действительно, рабочие отношения между Россией и НАТО могут дать возможность альянсу решить определенные проблемы, которые альянс не в состоянии решить один.

Я хотел бы сказать, что нам необходимо делать. Я уже говорил о войне в Грузии. К моему огромному сожалению, проблема суверенитета Осетии и Абхазии, наверное, будет предметом дальнейших споров. Несмотря на усилия греческого президентства в ОБСЕ, Россия заветировала дальнейшие предложения по вопросам разрешения конфликта с Грузией и тем самым не позволила найти решение проблемы борьбы с сепаратизмом. Россия также настояла на том, чтобы Миссия ООН покинула Грузию, и тем самым не способствовала решению проблемы.

Мы считаем, что Миссия ООН способствует укреплению доверия и поддержанию безопасности. Прекращение этой миссии только ухудшает и без того очень изменчивую ситуацию и не идет на пользу мирного населения. Мы считаем, что необходимо создать все условия для того, чтобы перемещенные лица имели возможность вернуться на свои места, чтобы продолжала осуществляться гуманитарная миссия. Мониторинговая миссия Европейского Союза остается в Грузии.

Я не предлагаю сейчас обсуждать эту проблему в деталях, но, тем не менее, мы считаем, что этот вопрос должен решаться с вовлечением всех региональных и международных игроков, которые заинтересованы в проблемах безопасности, включая безопасность и вопросы сепаратизма в Абхазии, Осетии и Косово.

Мы считаем, что продолжение Миссии НАТО с участием России и других игроков, участие Миссии ООН в Косово позволили решить очень многие вопросы в этот регионе. Если Россия действительно серьезно относится к вопросу создания безопасности для всех на основе доверия (и я верю, что это именно так), то правильным началом, стартом будет использование уже существующих структур на континенте, чтобы, опираясь на них, продолжать двигаться вперед. Это касается и конфликта в Грузии, и других конфликтов в регионе.

Россия сетовала на то, что в прошлом НАТО были допущены многочисленные ошибки. Россия сейчас пытается выступать с новыми инициативами. Мы это всячески поддерживаем, но не надо повторять предыдущих ошибок, которые были сделаны НАТО. Как сказал министр Лавров, у России есть партнеры, с которыми она поддерживает традиционно хорошие отношения. Тем не менее, на данный момент задача состоит в том, чтобы развивать такие отношения со всеми соседями, чтобы строить коллективную безопасность, опираясь на ОБСЕ, строить евразийское экономическое сообщество, используя предыдущие достижения и наработки всей истории, всей цивилизации. Мы должны помнить о том, что необходимо соблюдать уже существующие обязательства, договоры и пытаться работать над новыми проектами.

Я абсолютно уверен в том, что основная цель России — мирно сосуществовать со всеми соседями в рамках новой европейской системы безопасности в демилитаризованном обществе. Такого же стремление Европейского Союза. Таким образом, достичь успеха можно, но не просто предлагая какие-то практические решения, а опираясь на доверие друг к другу и уверенность в себе. Доверие, как сказал Президент Франции Николя Саркози, должно базироваться на добрососедстве. Именно модернизация институтов, развитие экономик и трансформация системы безопасности должны помочь новым демократическим государствам.

Я действительно верю в то, что нам нужна безопасность для всех. Россия может выбирать свои собственные ценности, политическое устройство и свою судьбу. Но, тем не менее, как уже подчеркивалось, если мы хотим строить общую систему безопасности, это возможно сделать только опираясь на принципы верховенства права, демократии и уважения ко всем.