Страна непобедимого Амира Темура

Тимур, Тамерлан, «Железный хромец»… Одно имя этого легендарного военачальника — покорителя Персии, Индии и Османской империи, своей волей возводившего на престол ханов Золотой Орды и низвергавшего их с вершины величия, до сих пор вызывает трепет. Увидеть родные места знаменитого Тимура, воздвигнутые по его приказу великолепные здания и, конечно же, столицу его империи — блистательный Самарканд — совсем не сложно: Узбекистан, где бережно хранится память об одном из лучших полководцев в истории человечества, открыт для туристов со всего мира.

В современном Узбекистане множество мест, связанных с Амиром Темуром — по-русски Тимуром или Тамерланом (от персидского прозвища Тимур Хромой). Его имя носят проспекты, улицы и скверы, а народные предания соединяют его с холмами, долинами, пещерами… Главные памятники Тимуру установлены в трех городах: Шахрисабзе, в предместьях которого в 1336 г. родился будущий завоеватель, Ташкенте, где находится Государственный музей истории Тимуридов и сохранились постройки времен Амира Темура, а также месте его славы и упокоения — Самарканде.

«Если вы сомневаетесь в нашем величии…»

Посетить Шахрисабз (древний Кеш) стоит не только потому, что он полон воспоминаний о Тимуре, который провел в окрестных горах свое детство и юность. Как-никак, это один из старейших городов Узбекистана, а его исторический центр включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО! Но главной достопримечательностью Шахрисабза остаются грандиозные руины дворца Ак-Сарай, построенного по приказу Амира Темура в память о его матери Текине-хатун.

Строительство Ак-сарая продолжалось с 1380 по 1386 г., а еще 18 лет ушло на отделку огромного дворца. Когда-то он возвышался на 73 м, и хитроумные мастера соорудили для хозяина настоящий водопад с помощью бассейна, расположенного на крыше, и свинцовых труб. Сооружение, воздвигнутое на прочном многослойном фундаменте, воистину поражало воображение: лишь его внутренний двор занимал площадь 125 на 250 м, а в лунном свете светло-голубая отделка фасада и куполов переливалась, меняя оттенки… Увы, в первозданном виде здание не сохранилось, но чего стоят одни сорокаметровые ворота, обращенные к Самарканду, или исторические надписи на развалинах Ак-Сарая! «Справедливость — основа государства и девиз правителей», «Разум опирается на свои действия, а невежество — на мечты и надежды». И особенно наглядная: «Если вы сомневаетесь в нашем величии, посмотрите на замки, которые мы построили».

Кстати, в Шахрисабзе сохранился не только дворец, посвященный матери Тимура, но и гробница его отца, землевладельца Мухаммада Тарагая из племени барласов.

«Сила — в справедливости»

Столица Узбекистана Ташкент — крупнейший город Центральной Азии, где 375-метровая Ташкентская телебашня и другие современные объекты сочетаются с преимуществами современного мегаполиса. Любопытных для туриста объектов тут множество, и немало из них связано с жизнью великого завоевателя.

Бронзовый Тамерлан встречает гостей города в сквере его имени — конный памятник, созданный Камолом и Ильхомом Джаббаровыми, был открыт 31 августа 1994 г. На постаменте высечен девиз эмира на четырех языках: «Сила — в справедливости». Неподалеку от памятника расположился Государственный музей истории Тимуридов — красивое круглое здание в три этажа, увенчанное бирюзовым куполом в восточном стиле. Изнутри оно декорировано мрамором и золотом, а настенная роспись иллюстрирует жизненный путь Амира Темура. Постоянное расширение территории, сосредоточение в своих руках значительной части Великого шелкового пути, усмирение Золотой Орды, где предавшего Тимура Тохтамыша сменил Едигей, — все это обеспечило процветание государству Амира Темура.

В музее можно увидеть переписку правителя и его потомков с европейскими монархами, макеты построенных династией архитектурных объектов, предметы средневекового быта: орудия труда, одеж­ду, украшения, музыкальные инструменты — всего более 3 тысяч экспонатов. В главном зале представлена копия Корана Османа. Особая гордость музея — огромная люстра, которую составляют более 100 тысяч хрустальных подвесок.

Одно из мест в Ташкенте, непосредственно связанных с Тимуром и его деятельностью, — изящная бело-зеленая мечеть, которая носит имя Шейха Зай­ниддина, проповедовавшего в XII в. в этих краях учение суфийского братства сухравардия. Мавзолей Зайниддина, возведенный в конце XIV в. по приказу самого Амира Темура, находится тут же и привлекает к себе множество паломников.

К эпохе Тимура относится и великолепный комплекс Сузук-Ота, посвященный памяти «благородного наставника всех ремесленников» — праведника, широко известного в округе.

Предание также связывает имя Тимура с мавзолеем над могилой шейха Ховенди ат-Тахура (Шейхантаура), проповедника XIV в. Это строение под двумя куполами образует уникальный ансамбль с более поздними памятниками: мазаром Калдыргач-бия с пирамидальным куполом и редким Т-образ­ным мавзолеем Юнус-хана. Это живописное место между улицами Абдуллы Кадыри и Алишера Навои давно пользуется особой любовью художников и поэтов — здесь бывал, к примеру, Сергей Есенин.

Также в числе памятников эпохи Амира Темура — комплекс Занги-Ота, что в 20 км от центра узбекской столицы.

Небо над Самаркандом

Седой стариной покрыты предания о Самарканде, история которого уходит вглубь веков примерно на 2,5 тыс. лет. ­Когда-то крупный город Согда, затем Мавераннахра, Самарканд не раз был столицей государства, свидетельством чего и по сей день служат украшающие его архитектурные памятники. Правители старались затмить друг друга возводимыми постройками, затрачивая на это огромные средства.

«Над Самаркандом всегда будут голубое небо и золотые звезды», — сказал о своей столице Амир Темур, который неизменно заботился о процветании и украшении города. Архитекторы, строители, ювелиры и другие мастера из покоренных земель без устали трудились, обустраивая столицу державы эмира. Самарканд превратился в один из прекраснейших городов Азии и один из центров ее торговли.

Среди достопримечательностей Самарканда, связанных с именем Тимура, сразу обращает на себя внимание соборная мечеть Биби-Ханым («старшая принцесса»). Это самая большая мечеть в Средней Азии, получившая свое название в честь любимой жены эмира Сарай Мулк Ханум — дочери Казан-­хана. Не имея собственных детей, она воспитывала некоторых сыновей и внуков Тимура и прославилась как покровительница искусств и наук. Всего у Амира Темура было 18 жен, четверо сыновей и пять дочерей.

Строительство Биби-Ханым началось после возвращения завоевателя из Индии с богатой добычей и продолжалось во время его похода на Османскую империю. Облик гигантской мечети был крайне важен для Амира Темура: вернувшись в Самарканд в 1404 году, он был так разгневан недостаточно величественным видом входного портала, что велел его снести и построить заново. В украшении мечети изразцами, резным мрамором и росписью принимали участие лучшие мастера мусульманского мира.

Сам Амир Темур упокоился в роскошном мавзолее Гур-Эмир, изначально строившемся для его любимого внука, безвременно умершего Мухаммад-Султана. Правитель скончался в 1405 г., в возрасте 69 лет. Тело эмира было забальзамировано и помещено в гроб из арочного дерева, а затем — в нефритовый саркофаг. Впоследствии в Гур-Эмире похоронили потомков Тимура, в том числе выдающегося астронома Улугбека… В 1941 г. гробница была вскрыта и изучена, а в 60-е и 90-е гг. тут проводились восстановительные работы.

Сейчас Гур-Эмир встречает посетителей величавыми архитектурными формами, роскошью наборной мозаики и филигранными узорами мастера Мухаммада-ибн-Махмуда Исфахани. В 1996 г., к 660-летию Амира Темура, по фотографиям и чертежам XIX в. здесь были восстановлены два минарета. Но наибольшее впечатление, пожалуй, производит бирюзовый внешний купол с золотым навершием. Он словно парит в ясном небе Самарканда, все таком же прекрасном, как во времена «Железного хромца».

Шахи-­Зинда

Этот уникальный комплекс расположен среди огромного кладбища — на южной окраине городища Афрасиаба, разрушенного монголами до XIII века. Цепь усыпальниц словно перекинулась через вал средневековой оборонительной стены.

Шахи-­Зинда переводится с персидского как «живой царь». Двоюродный брат пророка Мухаммеда Куса-ибн-­Аббас пришел в Самарканд в VII веке вместе с арабами и распространял тут ислам. Предание гласит, что он подвергся нападению неверных, когда совершал намаз. По одним, наиболее распространенным легендам Куса-ибн-­Аббас скрылся в михрабе (молитвенной нише в мечети, указывающей направление на Мекку), по другим, взяв в руки собственную отруб­ленную голову, сошел в темный колодец, ведущий в подземный сад, где и продолжает жить до сих пор («живой царь»).

Комплекс Шахи-­Зинда начал складываться девять столетий назад. Вплоть до второй половины XI в. его территория была застроена жилыми домами из кирпича-­сырца. Затем часть южной окраины Афрасиаба пришла в запустение, и там появились захоронения. Одной из самых ранних построек стала гробница Кусам-ибн-­Аббаса, которая уже в те далекие времена считалась святыней. За ней появились другие, богато облицованные мавзолеи XI–XIII вв.

В XIII в. большая часть сооружений комплекса Шахи-­Зинда была разрушена монголами. Возрождение некрополя начинается в XIV веке — возводятся новые мавзолеи, отличающиеся от первых построек и декором, и стилем. На смену резной неполивной терракоте приходят поливные изразцы, постепенно вытеснившие старый вид облицовочного материала. Преобладают зеленовато-­голубые и синие тона.

Наиболее интенсивное строительство развернулось в годы царствования Амира Темура. Тут нашли свой покой его сестры, некоторые его жены и представители знати. В эпоху внука Тимура — Улугбека была застроена нижняя входная группа комплекса, возведен двухкупольный мавзолей. Одно время считалось, что там похоронен астроном Казызаде Руми (XIV–XV вв.).

Сегодня ансамбль Шахи-­Зинда состоит из 11 мавзолеев, большая часть из которых относится к XIV в. В 2001 г. архитектурный комплекс был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Плов XIX века

«Хорошему плову нужен жаркий огонь, казан с рисом и мясом и… любовь». Узбекская поговорка

Узбекский плов — настоящий бренд. «Палов» готовили в больших городах, кишлаках, горных аулах, среди оседлого населения и кочевников, для ханов во дворцах и для простых работяг. И сегодня его любят все от мала до велика вне зависимости от социального положения.

Издавна было несколько рецептов его приготовления. В большом котле варили из баранины бульон. Сливали его в чашу и приступали к подготовке зирвака: на курдючном жире (думбе) жарили лук, отварную баранину и морковь. После этого в казан добавляли рис, который томился до готовности. Для подачи на специальное блюдо — ляган — накладывали плов, а поверх него нарезанную на бруски баранину. Плов ели руками, облизывая пальцы, что делало его еще вкуснее.

По другому рецепту кусочки думбы готовили в казане на большом огне. Затем солили, добавляли красный перчик и измельченный лук, обжаривали. Клали в казан небольшие куски баранины, затем морковь, айву, изюм без косточек, сушеный или свежий урюк, по желанию. Сверху насыпали промытый в холодной воде и ошпаренный кипятком рис, подливали кипяток до тех пор, пока масло и вода не поднимались над крупой примерно на палец. Блюдо варилось на большом огне, пока рис не впитает всю воду, тогда огонь уменьшали и казан накрывали крышкой. Иногда блюдо поливали яблочным уксусом, гранатовым соком или другими кислыми настойками.

Плов приготавливается на растительном (иногда кунжутном) масле из мяса, предварительно сваренного для супа — шурпы, и даже с фаршированными перепелками («бедана палов»).

Еще одна разновидность плова — «каваток палов» — появлялась на столах ранней весной, как только распускались первые листья виноградной лозы. В молодые листья клали фарш с луком и специями, аккуратно сворачивали их, перевязывали ниткой и выкладывали поверх готовящегося плова.

Российский ученый Б. П. Кушелевский, путешествуя по Ферганской области, в 1891 г. писал: «Плов охотно употребляется русскими, живущими в Фергане, в особенности на охоте, в путешествиях и на различных туземных празднествах. Это блюдо очень вкусное, питательное, а вместе с тем не обременительное для желудка, несмотря на то, что оно очень жирное. Считается неприличным отказываться от предлагаемого плова, а потому узбек, побывав в нескольких домах, поест иногда его столько же раз, не чувствуя отягощения».

Плов по сей день является незаменимой частью узбекской культуры: объединяет людей, укрепляет отношения, дарит жизнь, поддерживает здоровье и иммунитет. Не зря его рекомендовал сам Авиценна!

Культура и традиция приготовления плова в 2016 г. были внесены в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Приезжайте с детьми!

В Узбекистан можно смело приезжать с малышами и детьми постарше. Узбеки очень любят детей и всегда терпеливо реагируют на их капризы, с радостью откликаясь на всякую просьбу. Отношение узбекистанцев к семейным ценностям незыблемо: уважение к старшему поколению и безграничная любовь к детям у них в крови.

На курортах в горах Ташкентской области вам предложат массу водных и воздушных развлечений. В Ташкенте можно посетить цирк и планетарий, в Андижане — Национальный дом Юнусали Гозиева, где гостей удивляют яркими выступлениями канатоходцы-дорбозы. Фергана порадует центрами ремесел, в которых изготавливают национальные сувениры, в том числе и для детей (например, глиняные свистульки, тюбетейки, национальные куклы). В Намангане стоит увидеть «Долину легенд» — парк аттракционов и развлечений, а в Хиве — Государственный кукольный театр, где в любой день можно насладиться красочным фольклорным представлением. В региональных центрах большое удовольствие принесет прогулка по базарам, паркам культуры и отдыха, посещение музеев и театров.

В Узбекистане работает множество заведений общественного питания, диет-кафе, ресторанов с детским меню, а местные фрукты и сладости, изготовленные исключительно из натуральных продуктов, станут прекрасной альтернативой промышленным кондитерским изделиям. Во всех общественных местах, торгово-развлекательных центрах и парках есть комнаты матери и ребенка, а также семейные уборные.

Единая система билетных операций

Появление гаджетов, навигационных карт и прочих мобильных приложений существенно облегчило жизнь туриста, превратив путешествие в увлекательное и доступное приключение.

IT-продукты стремительно развиваются и в Узбекистане. Так, Министерством культуры страны была запущена единая электронная система (на основе технологии блокчейн) по покупке билетов в культурные учреждения. Пока платформа действует в тестовом режиме для четырех старейших и известнейших культурных объектов республики: Государственного академического Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои, Узбекского национального драматического театра, Государственного музыкального театра имени Мукимий и Бухарского государственного музея-заповедника. Но уже скоро стартуют продажи билетов во все театры и музеи страны. Появление данной системы не повлияет на работу действующих сайтов для онлайн-продажи билетов в кинотеатры и театры, на концертные и спортивные мероприятия.

Путешествие для всех

В соответствии с Концепцией развития сферы туризма в Республике Узбекистан на 2019–2025 годы Государственным комитетом по развитию туризма разработан социальный проект «Путешествие для всех», направленный на развитие инклюзивного туризма. Создана система по привлечению благотворительных средств, из которых 50% направляются на организацию поездок лиц с инвалидностью, 25% — на адаптацию объектов инфраструктуры туризма на местах для лиц с ограниченными возможностями, 25% — на социальную поддержку лиц с инвалидностью (предпринимательская деятельность, специальное оборудование).

Проект успешно осуществлен Ассоциацией социального туризма, которая, помимо организации благотворительных акций и специализированных туров, помогает создавать условия для путешествий людей с ограниченными возможностями, участвует в разработке туров и экскурсий для детей, молодежи, пожилых людей, а также людей с ограниченными возможностями.

Узбекская история американского бокса

Знаете ли вы, кто основал школу бокса в Узбекистане? С именем этого человека ассоциируется не только история узбекского бокса, но и вся спортивная атлетика страны.

Сидней Джексон родился в конце XIX в. в Нью-Йорке в небольшой еврейской семье. В шести­летнем возрасте он лишился отца. Мать устроилась на швейную фабрику и едва сводила концы с концами. Юному Сиду с братьями пришлось совмещать учебу с работой на улице. Однажды его одноклассник принес в школу журнал, на страницах которого красовались сильные, суровые боксеры. Тогда Джексон понял, кем хочет стать.

К 1914 г. Джексон был уже молодым профессиональным спортсменом, состоявшим в сборной США и разъезжавшим по всему миру. Однажды он решил поехать со своим приятелем-боксером Фрэнком Джиллом в Россию, чтобы «посмотреть на медведей, разгуливающих по улицам». Американцы отправились в Санкт-Петербург, затем в Москву, где узнали из газет, что началась Первая мировая война. Дороги были закрыты, и им пришлось остаться в России, откуда, следуя совету, из соображений безопасности боксеры временно перебрались в Ташкент.

Из Ташкента они отправляли телеграммы на родину, прося прислать им денег на дорогу обратно, но перевод получил только Джилл. Понимая, что не может позволить себе даже дешевую гостиницу, Сидней Джексон обратился к генерал-­губернатору Ташкента с просьбой о предоставлении рабочего места. В те времена о боксе в Средней Азии мало кто знал, поэтому спортсмен стал ­портным.

После окончания Гражданской войны в России, в которой Джексон участвовал как доброволец, он вернулся в Ташкент и начал работать спортивным инструктором, а затем устроился в спортклуб в здании Дома Романовых, где создавались различные кружки для пионеров. Именно там он начал обучать детей боксу.

Спортивный инвентарь для занятий Сидней делал своими руками из подручных материалов. Импровизированный ринг соорудил из старого корабельного брезента, починил три пары ветхих перчаток, а несколько новых сшил из кожи и конского волоса, приобретенных на местной бойне. Здесь же из холщовых мешков тренер соорудил боксерские груши. Вот так с небольшого приключения началась история первого в Ташкенте боксерского клуба, организованного американским спортсменом.

Помимо бокса, энергичный и полный сил тренер стал обучать своих подопечных легкой атлетике, плаванию и даже футболу. В 1921 г. произошло чудо. Когда Джексон готовил подопечных к местной олимпиаде, в Ташкент приехал американский посол с документами для выезда спортсмена в США. Но Сидней отказался: «Еще несколько лет назад я бы все отдал, чтобы вернуться домой, но теперь все изменилось. Быть гражданином США — большая честь, но еще большая честь остаться здесь и служить этой стране. Посмотрите на эти верящие в тебя и полные надежд глаза. За это можно все отдать!».

Сидней Джексон долгие годы оставался главным тренером по боксу Узбекской ССР. В 1957 г. спортсмен получил звание заслуженного тренера, воспитав не один десяток чемпионов страны. Многие его ученики удостоились престижных наград, а некоторые — ученых степеней, но называют они себя «джексоновцами» и считают, что закалку на всю жизнь приобрели в «школе дедушки Сида».

В хорошей школе знания передаются из поколения в поколение, и сегодня узбекские боксеры не перестают радовать соотечественников достижениями. На Олимпийских играх в ­Рио-де-Жанейро сборная Узбекистана по боксу завоевала три золота, два серебра и две бронзы, оставив позади Францию, Кубу, Казахстан и Россию. Боксер Хасанбой Дусматов стал обладателем Кубка Вэла Баркера, который вручается самому техничному боксеру по итогам Олимпиады. Хасанбой стал первым боксером из Узбекистана, удостоенным этого престижного трофея.

Идеальное место для спортивного туризма

Мягкий климат, чистый воздух, красивейшая природа, развитая инфраструктура Узбекистана позволяют заниматься большинством видов спорта практически круглый год. Горные курорты «Чимган», «Бельдерсай», «Амирсой» и «Янгиабад» радуют любителей классического зимнего спорта, а обширные и разнообразные ландшафты отвечают ожиданиям поклонников экстремальных видов спорта (мотогонки, ралли, мотокросс; скейтбординг, горный велосипед, скалолазание, каньонинг и парапланеризм).

Преимущества горного туризма в Узбекистане:

  • походы пешком через живописные горные пейзажи;
  • альпинизм, посещение горных пещер, зимний спорт на лыжах;
  • древние горные крепости времен Ахеменидо (VI–IV вв. до н. э.) и Александра Македонского (IV в. до н. э.);
  • доисторические наскальные рисунки;
  • захватывающие дух панорамные виды;
  • уединение в отдаленных горных кишлаках с гостеприимными жителями;
  • уникальные флора и фауна;
  • красивые водопады и озера, бушующие горные реки.
Бессрочный безвизовый режим установлен для граждан
  • Азербайджанской Республики
  • Республики Армения
  • Республики Беларусь
  • Республики Казахстан
  • Республики Молдова
  • Российской Федерации
  • Украины
Безвизовый режим сроком на 60 дней установлен для граждан
  • Кыргызской Республики
Безвизовый режим сроком на 30 дней установлен для граждан
  • Республики Таджикистан

Официальный туристский портал