Наблюдатели от МПА СНГ примут участие в мониторинге референдума в Кыргызской Республике
23 марта 2021 года
В адрес Председателя Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Матвиенко поступило письмо от Председателя Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Таланта Мамытова с просьбой направить в Республику делегацию от МПА СНГ для международного мониторинга подготовки и проведения референдума.
Ведется формирование группы наблюдателей из числа парламентариев государств — участников МПА СНГ, а также сотрудников Секретариата Совета и экспертов Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств — участников МПА СНГ (МИМРД МПА СНГ). Аккредитация наблюдателей будет осуществляться Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики до 7 апреля 2021 года.
Напомним, что в соответствии с законом «О назначении референдума (всенародного голосования) по проекту закона Кыргызской Республики «О Конституции Кыргызской Республики» референдум состоится 11 апреля 2021 года.
Закон предусматривает переход на президентскую форму правления в стране — именно ей большинство избирателей отдало предпочтение по итогам голосования 10 января 2021 года, а также предполагает ряд других изменений.
Изменения в Конституции Кыргызской Республики,
предлагаемые проектом закона, вынесенным на референдум 11 апреля 2021 года:
- Президент Кыргызской Республики
- Возглавляет исполнительную власть (по действующей Конституции высшим органом исполнительной власти является Правительство);
- Избирается на пятилетний срок (сейчас – шесть лет);
- Может занимать пост не более двух сроков (сейчас – одного срока);
- Получает право законодательной инициативы (сейчас не имеет);
- Назначает с согласия Жогорку Кенеша и отправляет в отставку членов кабинета министров, и премьер-министра (сейчас может назначать только глав ГКНБ и ГКДО, остальных, в т.ч. премьер-министра, назначает Жогорку Кенеш);
- Назначает и увольняет глав местных администраций (сейчас – премьер-министр);
- Отменяется максимальный возрастной ценз в 70 лет, минимальный ценз сохранен на уровне 35 лет;
- Администрация Президента и Правительство фактически объединяются, премьер-министр становится руководителем Администрации Президента;
- Отрешение Президента от должности становится возможным по инициативе половины депутатов Жогорку Кенеша решением двух третей депутатов (сейчас – по инициативе одной трети депутатов решением половины депутатов).
- Жогорку Кенеш Кыргызской Республики
- Жогорку Кенеш состоит из 90 депутатов (сейчас – 120 депутатов);
- Система избрания не закрепляется Конституцией (сейчас выборы осуществляются по пропорциональной системе);
- Исключается ограничение на максимальное число мандатов, получаемых одной партией (сейчас — не более 65 мандатов);
- Минимальный возрастной ценз для депутатов повышается с 21 до 25 лет;
- Полномочия депутата прекращаются, если он без уважительных причин отсутствует на заседаниях 10 рабочих дней (сейчас — 30 рабочих дней);
- Исключается норма о возможности сохранения депутатом мандата и права голосования при назначении премьер-министром или вице-премьер-министром.
- Правительство Кыргызской Республики
- Кабинет министров состоит из председателя, его заместителей и других членов кабинета (сейчас — из премьер-министра, вице-премьер-министров, министров и глав гос. комитетов);
- Президент председательствует на заседаниях кабинета министров (сейчас — премьер-министр);
- Президент руководит работой исполнительной власти (сейчас — премьер-министр руководит Правительством);
- Структуру Правительства определяет Президент (сейчас — премьер-министр);
- Председателя, его замов и других членов кабинета назначает Президент с согласия парламента (сейчас кандидатуру премьер-министра выдвигает фракция большинства в ЖК, и ЖК утверждал структуру и состав Правительства).
- Судебная система
- Вводится Конституционный суд (сейчас в составе Верховного суда действует Конституционная палата);
- Председателей и заместителей КС и ВС по предложению Совета судей с согласия ЖК назначает Президент на пять лет (сейчас председатель и его замы избираются судом на три года);
- Верховный суд получает право законодательной инициативы по вопросам ведения.
- Народный Курултай (новый орган)
- Появляется совещательное, наблюдательное, общественно-представительное собрание, которое дает рекомендации по направлениям общественного развития. Организация и порядок его работы определяется конституционным законом.
- Назначение референдума по поправкам в Конституцию
- Назначается Президентом по инициативе не менее 300 тыс. избирателей, или Президента, или 2/3 депутатов ЖК.