Наблюдатели от МПА СНГ примут участие в мониторинге референдума в Кыргызской Республике

23 марта 2021 года

Наблюдатели от МПА СНГ примут участие в мониторинге референдума в Кыргызской Республике

В адрес Председателя Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Матвиенко поступило письмо от Председателя Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Таланта Мамытова с просьбой направить в Республику делегацию от МПА СНГ для международного мониторинга подготовки и проведения референдума.

Ведется формирование группы наблюдателей из числа парламентариев государств — участников МПА СНГ, а также сотрудников Секретариата Совета и экспертов Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств — участников МПА СНГ (МИМРД МПА СНГ). Аккредитация наблюдателей будет осуществляться Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики до 7 апреля 2021 года.

Напомним, что в соответствии с законом «О назначении референдума (всенародного голосования) по проекту закона Кыргызской Республики «О Конституции Кыргызской Республики» референдум состоится 11 апреля 2021 года.

Закон предусматривает переход на президентскую форму правления в стране — именно ей большинство избирателей отдало предпочтение по итогам голосования 10 января 2021 года, а также предполагает ряд других изменений.

Изменения в Конституции Кыргызской Республики,

предлагаемые проектом закона, вынесенным на референдум 11 апреля 2021 года:

  1. Президент Кыргызской Республики
  • Возглавляет исполнительную власть (по действующей Конституции высшим органом исполнительной власти является Правительство);
  • Избирается на пятилетний срок (сейчас – шесть лет);
  • Может занимать пост не более двух сроков (сейчас – одного срока);
  • Получает право законодательной инициативы (сейчас не имеет);
  • Назначает с согласия Жогорку Кенеша и отправляет в отставку членов кабинета министров, и премьер-министра (сейчас может назначать только глав ГКНБ и ГКДО, остальных, в т.ч. премьер-министра, назначает Жогорку Кенеш);
  • Назначает и увольняет глав местных администраций (сейчас – премьер-министр);
  • Отменяется максимальный возрастной ценз в 70 лет, минимальный ценз сохранен на уровне 35 лет;
  • Администрация Президента и Правительство фактически объединяются, премьер-министр становится руководителем Администрации Президента;
  • Отрешение Президента от должности становится возможным по инициативе половины депутатов Жогорку Кенеша решением двух третей депутатов (сейчас – по инициативе одной трети депутатов решением половины депутатов).
  1. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики
  • Жогорку Кенеш состоит из 90 депутатов (сейчас 120 депутатов);
  • Система избрания не закрепляется Конституцией (сейчас выборы осуществляются по пропорциональной системе);
  • Исключается ограничение на максимальное число мандатов, получаемых одной партией (сейчас — не более 65 мандатов);
  • Минимальный возрастной ценз для депутатов повышается с 21 до 25 лет;
  • Полномочия депутата прекращаются, если он без уважительных причин отсутствует на заседаниях 10 рабочих дней (сейчас — 30 рабочих дней);
  • Исключается норма о возможности сохранения депутатом мандата и права голосования при назначении премьер-министром или вице-премьер-министром.
  1. Правительство Кыргызской Республики
  • Кабинет министров состоит из председателя, его заместителей и других членов кабинета (сейчас — из премьер-министра, вице-премьер-министров, министров и глав гос. комитетов);
  • Президент председательствует на заседаниях кабинета министров (сейчас — премьер-министр);
  • Президент руководит работой исполнительной власти (сейчас — премьер-министр руководит Правительством);
  • Структуру Правительства определяет Президент (сейчас — премьер-министр);
  • Председателя, его замов и других членов кабинета назначает Президент с согласия парламента (сейчас кандидатуру премьер-министра выдвигает фракция большинства в ЖК, и ЖК утверждал структуру и состав Правительства).
  1. Судебная система
  • Вводится Конституционный суд (сейчас в составе Верховного суда действует Конституционная палата);
  • Председателей и заместителей КС и ВС по предложению Совета судей с согласия ЖК назначает Президент на пять лет (сейчас председатель и его замы избираются судом на три года);
  • Верховный суд получает право законодательной инициативы по вопросам ведения.
  1. Народный Курултай (новый орган)
  • Появляется совещательное, наблюдательное, общественно-представительное собрание, которое дает рекомендации по направлениям общественного развития. Организация и порядок его работы определяется конституционным законом.
  1. Назначение референдума по поправкам в Конституцию
  • Назначается Президентом по инициативе не менее 300 тыс. избирателей, или Президента, или 2/3 депутатов ЖК.