Представители МПА СНГ приняли участие в обсуждении перспектив развития органов местного самоуправления

26 февраля 2021 года

Представители МПА СНГ приняли участие в обсуждении перспектив развития органов местного самоуправления

Сегодня в режиме видеоконференции прошел круглый стол «Опыт и перспективы развития органов местного самоуправления на постсоветском пространстве», организованный Северо-Западным институтом управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. В мероприятии приняли ученые из ведущих вузов Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана и Узбекистана, а также представители Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Евразийской экономической комиссии, Астанинского хаба государственной службы и других организаций и ведомств.

Открывая заседание, директор Северо-Западного института управления РАНХиГС, д. э. н., Владимир Шамахов отметил актуальность обозначенной проблематики для стран СНГ. «Мне представляется, что эта тема очень перспективна, и наши академии вместе с органами государственного управления, вместе с Межпарламентской Ассамблеей СНГ могли бы выступить с обобщением лучших практик в этой сфере с выходом на какие-то агрегированные форматы, которые были бы полезны для органов местного самоуправления в их деятельности», — сказал ректор.

Владимир Шамахов также коснулся вопроса разработки соответствующего модельного законодательства и напомнил участникам о вкладе МПА СНГ в этом направлении. В частности, он выделил модельный закон 1997 года «Об общих принципах организации местного самоуправления», разработанный Межпарламентской Ассамблеей СНГ. Отметим, что его новая редакция 2015 года была подготовлена при непосредственном участии экспертов из РАНХиГС.

С приветственным словом к участникам заседания обратился член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии, д.э.н., профессор, академик РАН Сергей Глазьев. Он обозначил ряд проблем, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления в России: несправедливое распределение налоговой базы, несоответствие объема полномочий органов местного самоуправления стоящим перед ними задачам, ограниченность предоставленных в их распоряжение материально-финансовых ресурсов — и высказал надежду, что участники круглого стола предложат свое видение их решения.

Заместитель руководителя Секретариата Совета МПА СНГ — директор Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств — участников МПА СНГ, д. ю. н., профессор Иван Мушкет огласил участникам круглого стола приветствие Генерального секретаря Совета МПА СНГ Дмитрия Кобицкого.

«Органы местного самоуправления сыграли важную роль в решении вопросов местного и государственного значения, обеспечения соблюдения прав граждан на местном уровне, формирования гражданского общества наших государств», — подчеркнул Генеральный секретарь и напомнил, что вопросы, связанные с развитием местного самоуправления, являются важным направлением международного сотрудничества в рамках МПА СНГ. В частности, в структуре Ассамблеи успешно работает Постоянная комиссия по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления, которой 17 февраля 2021 года исполнилось 25 лет.

С докладом на заседании выступил заместитель Генерального секретаря Совета МПА СНГ — полномочный представитель Маджлиси Оли Республики Таджикистан в МПА СНГ Бахтовар Сафарзода. Он представил подробный анализ исторических предпосылок института местного самоуправления в Таджикистане и оценил его современное состояние. «Во все времена люди самоорганизовывались и объединялись в различные коллективы для самостоятельного решения своих насущных проблем и интересов, обеспечения своей жизнедеятельности. Территориальное общественное самоуправление является одной из форм непосредственной демократии», — отметил Бахтовар Сафарзода.

Директор МИМРД МПА СНГ Иван Мушкет в своем докладе проанализировал реформу системы выборов в органы местного самоуправления в Республике Армения. Итогом преобразований стало принятие парламентом страны 18 июня 2020 года поправок в Избирательный кодекс, изменивших систему избрания муниципальных советов и глав муниципалитетов.

«Важным элементом реформы является дифференциация системы выборов органов местного самоуправления в зависимости от числа избирателей в муниципалитете или вхождения в его состав нескольких населенных пунктов», — уточнил Иван Мушкет и обратил внимание коллег на ряд проистекающих проблем. В частности, было указано, что применение критерия численности избирателей при определении системы выборов органов МСУ ведет к созданию неопределенности в выборе типа избирательной системы.

«Таким образом, реформа создала предпосылки для возникновения ситуации, когда избирательная система и сам факт проведения прямых выборов главы муниципалитета на момент назначения выборов могут быть еще не определены», — заключил Иван Мушкет, сказав, что окончательный вывод об эффективности данной реформы можно будет сделать после проведения выборов.

В докладе «Местные вопросы и участие в их решении лиц, временно проживающих на территории Кыргызстана» начальник аналитического отдела МИМРД МПА СНГ Роман Амбурцев обратил внимание на особенность электорального законодательства Кыргызской Республики: в муниципальных выборах могут участвовать только члены местного сообщества.

«Таким образом, незащищенными остаются права на участие в решении местных вопросов лиц, временно проживающих на соответствующей территории, независимо от времени проживания и интеграции в местное сообщество», — подытожил Роман Амбурцев. Он привел примеры из международной практики и опыта других стран СНГ в области обеспечения права участия в выборах граждан иностранных государств и лиц без гражданства и указал на то, что принятый МПА СНГ в 2020 году Модельный избирательный кодекс создает предпосылки для пересмотра соответствующих положений законодательства Кыргызской Республики.

В развернувшейся в ходе круглого стола дискуссии были подняты такие вопросы, как компетенции, полномочия и механизм координации деятельности органов местного самоуправления с органами государственной власти; отбор, выдвижение и качество кадрового состава органов местного самоуправления; участие местных жителей в управлении территорией; алгоритмы подготовки кадров для органов местного самоуправления.