Участники международного форума «Дети Содружества» обратились к Совету МПА СНГ с предложениями в области образовательной политики
27 июня 2013 года
Мы, участники Ежегодного Международного культурно-образовательного Форума «Дети Содружества» видим свою миссию в проведении совместных мероприятий в странах СНГ для школьников и молодежи. Это поможет укрепить сотрудничество, обмен опытом, снизить социальную напряженность, уменьшить уровень социальной изоляции, непонимания между народами, поможет лучше узнать друг друга, традиции и менталитет разных стран, приведет к единению народов.
Участники Форума обращаются к Совету Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ с предложениями в области образовательной политики на пространстве Содружества:
- по вопросу «Новое ученическое сообщество»
В новых социально-экономических условиях развития стран СНГ и новой образовательной политики возрастает активность, самостоятельность и ответственность учащихся в принятии решений, в демократизации жизни школы.
Следует признать, что к новым ученическим сообществам необходимо отнести школьные парламенты, детское самоуправление (на уровне города, страны), советы школы, управляющие советы и др., которые отличаются способностью к самоорганизации и созидательной деятельности.
Участники Форума считают необходимым обратить внимание руководителей каждого государства Содружества на создание условий:
для участия в социально-значимой деятельности
для защиты свободы личности
для участия в управлении школой
для реализации свободы выбора
- по вопросу «Изменение оценочной деятельности учителя и оценивания образовательных достижений ученика»
На сегодняшний день отметка является приоритетным стимулом для ученика, принижая ценность знаний; на отметку влияет субъективный фактор, отметка может негативно повлиять на психологическое состояние учащегося.
По данному вопросу участники Форума считают, что:
Необходим поиск новых технологий обучения, которые не будут ограничивать детей в творчестве;
Необходима разработка новых критериев оценивания знаний учащихся;
Необходимо введение безотметочной системы обучения, т.к. отказ от отметочного обучения меняет сознание ребенка и единственным стимулом для него являются сами знания;
Необходимо введение накопительной системы творческих успехов, проектов, исследований, долгосрочных заданий, которые можно формировать в портфель достижений ученика.
- по вопросу «Приоритетность ценности образования для всех участников образовательного процесса»
Сегодня образование рассматривается как главный ресурс социально-экономического прогресса каждой из стран-участниц СНГ. Причина этого заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.
Образование ценно для всех социальных групп населения. Особенно важно, чтобы качественное образование получали дети и молодежь, родители, педагоги, потому что эти группы населения оказывают наибольшее влияние на развитие стран Содружества.
Участники Форума выделили следующие базовые ценности образования:
1) Передача опыта как ценность для педагогов и родителей
2) Профессионализм, компетентность, достойный образ жизни для молодежи
3) Духовность, культура личности для детей
Участники Форума считают, что:
Необходимо обратить внимание государственных лидеров на приоритет инвестиций в образование;
Образовательное пространство должно быть доступно для всех слоев населения и всех возрастов.
В базовом образовании главным должно являться развитие духовности, а основное общее образование должно быть связано с жизнью.
- по вопросу «Распространение экстремизма и насилия в молодежной среде, в том числе в социальных сетях»
Участники Форума считают эту проблему особо значимой и актуальной. Они предлагают:
Ввести государственный контроль за информационными потоками СМИ и социальных сетей;
Через СМИ, интернет проводить социальную рекламу, направленную на привлечение молодежи к социальным проектам и досуговой деятельности;
Увеличить финансирование организации и проведения досуговой деятельности молодежи;
Создать сеть доступных для разных групп населения спортивных секций, творческих студий и кружков.
- по вопросу «Семья как социально-значимый институт»
Участники Форума считают важным вопрос восстановления отношения к институту семьи как ценности и формирования позитивного образа семьи посредством книг, фильмов, сериалов, СМИ, рекламы, информационных баннеров.
Участники Форума предлагают:
Утвердить во всех государствах-участниках СНГ ежегодный государственный праздник «День семьи»;
Создать места отдыха для всей семьи;
Создать в ВУЗах условия для подготовки семейных психологов;
Провести совместные образовательные форумы для детей и родителей;
Ввести в школьную программу курс «Семейная практика».
- по вопросу «Каким должно быть образование: одинаковым для всех или особым для детей с разными образовательными потребностями?»
Участники Форума считают, что поддержку необходимо оказывать как талантливым детям, так и детям с особыми образовательными потребностями.
Участники Форума предлагают:
Создание системы выявления и поддержки талантливых детей, включая разработку индивидуальных программ;
Объединение усилий педагогов и родителей в создании благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей;
Создание ситуации успеха (поддержка организации и проведения фестивалей, конкурсов, детских конференций, семинаров, олимпиад, спортивные, предметные, в том числе дистанционные) для детей с особыми образовательными потребностями;
Создание веб-сайта для детей с особыми образовательными потребностями;
Организацию и проведение единых акций помощи детям с особыми образовательными потребностями на всем пространстве СНГ;
Создание в каждом государстве СНГ школы по распространению опыта работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
Разработку и принятие модельного и национальных законов «Об инклюзивном образовании» в государствах-участниках СНГ.