Эксперты при МПА СНГ обсудили вопросы экономической безопасности государств Содружества в современных условиях

19 апреля 2022 года

Эксперты при МПА СНГ обсудили вопросы экономической безопасности государств Содружества в современных условиях

Сегодня в формате видеоконференции под председательством ректора Санкт-Петербургского государственного экономического университета Игоря Максимцева прошло заседание Экспертного совета по экономике при Межпарламентской Ассамблее государств — участников Содружества Независимых Государств.

Участие в мероприятии приняли представители парламентов, исполнительных органов власти, научных и учебных учреждений из Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации и Республики Таджикистан, Исполнительного комитета СНГ, а также эксперты, разработчики модельного законодательства, сотрудники Секретариата Совета МПА СНГ.

Центральной темой стала экономическая безопасность государств Содружества в современных условиях. Советник АНО «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка», член-корреспондент Национальной академии наук Украины Валерий Мунтиян представил доклад «Обеспечение экономической безопасности государств СНГ в условиях экономической войны». По его словам, даже относительно короткий исторический срез позволяет заключить, что фундаментальные причины Первой и Второй мировых войн, а также Холодной войны находились именно в экономической плоскости.

Эксперт привел данные Национального бюро экономических исследований Соединенных Штатов Америки, согласно которым периоды «расширения» экономики США присущи исключительно военному времени. «Как только начиналась фаза «сжатия», выходом в фазу «расширения» были войны», — уточнил Валерий Мунтиян.

Вот и сейчас, по его словам, «мы собственными глазами наблюдаем экономическую войну»: «к 20 марта Российская Федерация стала мировым лидером по количеству наложенных санкций». Одновременно эксперт указал на то, что сложившаяся ситуация является следствием трансформации однополюсного мира, фундаментального кризиса мировой капиталистической системы и стремления США сохранить свою экономическую гегемонию, в том числе путем подавления попыток других стран получить экономическое лидерство.

Очевидно, что последние события явно указали на низкую эффективность существующего механизма экономической безопасности и необходимость его совершенствования, причем, как подчеркнул эксперт, не только в России, но и на всем пространстве Содружества. «Все страны СНГ нуждаются в финансовой защите», — заявил Валерий Мунтиян. «В условиях экономической войны нужно выйти из существующей финансовой системы и сформировать новую», — считает эксперт и в качестве одной из финансовых мер предлагает создание евразийского рубля, который будет иметь хождение сначала на территории СНГ, а потом и за его пределами, являясь одной из гарантий финансовой стабильности региона.

В ходе дискуссии по данному вопросу член Комитета Милли Меджлиса Азербайджанской Республики по экономической политике, промышленности и предпринимательству, заместитель председателя Постоянной комиссии МПА СНГ по экономике и финансам Руфат Гулиев указал на международный правовой нигилизм как еще одну причину разворачивающегося кризиса. «Последние тридцать лет международные законы почти не действуют или действуют избирательно», — сказал он. «Во главу угла нужно ставить вопрос о выполнении всеми странами международных законов: либо они должны действовать, либо зачем они тогда вообще нужны?» — заявил Руфат Гулиев. В контексте выработки конкретных мер обеспечения экономической безопасности парламентарий выдвинул идею создания единого банка стран СНГ.

Заведующий кафедрой общеэкономической теории и истории экономической мысли факультета экономики и финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета Дмитрий Миропольский выступил с сообщением о развитии производительных сил государств — участников СНГ в условиях обостряющейся конкуренции хозяйственных систем.

Эксперт напомнил, что под производственными силами понимаются средства производства (техника и технологии), рабочая сила (население) и природная среда (экология), и в современном мире развитие одной из них неоднозначно влияет на развитие других. Как поясняет эксперт, на сегодняшний день техника и технологии забирают из природной среды больше вещества, чем природа может восстановить, и выталкивают из сферы производства все большее количество рабочей силы (проблема роботизации). С другой стороны, народонаселение растет опережающими темпами по отношению к технике и технологиям, а также по отношению к природной среде. Соответственно, природные ресурсы истощаются по отношению к развивающимся технологиям и растущему народонаселению.

Существующий однополярный мир предполагает полноценное развитие производственных сил лишь у лидера — США. Так называемый «коллективный Запад» с этой точки зрения развивается «по остаточному принципу», и остальному — «периферийному» — миру в таком сценарии уготовано лишь внешнее управление развитием производственных сил под руководством «Центра». Для этих стран остается четыре траектории: создание зон неразвития производственных сил (не развиваясь, они высвобождают экологические ресурсы для Запада); добыча и вывоз полезных ископаемых и сельскохозяйственного сырья для восполнения потребностей Запада; сброс грязных производств; сокращение населения «периферийных» стран (высвобождение ресурсов для «Центра»).

При многополярном же мире, напротив, каждая страна теоретически получает возможность развивать собственные производственные силы. При этом каждый полюс развития самостоятельно изыскивает природные ресурсы и решает экологическую проблему.

По мысли эксперта, для стран СНГ выгоден сценарий развития коллективных производственных сил на основе новых форм стратегического планирования, тогда как для «Центра», наоборот, желательна дезинтеграция Содружества и раздробление Российской Федерации: изолированные друг от друга и поставленные в зависимое положение, страны Содружества попадут в число «периферийных», чтобы использоваться «Центром» в его интересах.

Как подчеркнул заместитель Ответственного секретаря Парламентской Ассамблеи ОДКБ — Полномочный представитель Федерального Собрания Российской Федерации, профессор кафедры экономической теории Санкт-Петербургского государственного университета Михаил Кротов, страны Содружества в гораздо большей степени зависят от Российской Федерации, чем от стран Запада, поэтому поддержка антироссийских санкций стала бы для них «выстрелом себе не в ногу, а прямо в сердце». «Нужно разобраться, как странам СНГ сообща противостоять нынешней санкционной войне», — сказал Михаил Кротов и предложил посвятить этой теме отдельное заседание Экспертного совета.

Заведующая кафедрой стратегического планирования и экономической политики факультета государственного управления Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Елена Ведута рассказала о переходе стран СНГ к региональному управлению экономикой на основе кибернетического планирования.

Оценивая существующее положение дел, эксперт напомнила о том, что «встроившись в мировую цепочку производства в качестве сырьевой державы, мы потеряли собственное производство». Причины этого Елена Ведута видит в следовании либеральной (по определению ученого — «созерцательно-аналитической») экономической модели, предполагающей пассивное наблюдение за рыночными процессами, вместо управленческой модели, которая предполагает обеспечение выпуска нужной продукции, управление материальными ресурсами, составление планов и постановку задач производству. Положительный опыт использования такой модели уже имелся у стран СНГ в советском прошлом.

«Мы должны управлять экономикой ради нашего благополучного будущего», — уверена Елена Ведута, а оптимизировать этот процесс, по ее мысли, поможет внедрение автоматизированных систем управления экономикой.

Как сказал, комментируя ее доклад, профессор кафедры финансового менеджмента и финансового права Московского городского университета управления Правительства Москвы, заслуженный экономист Российской Федерации Владимир Алексеев, в этом случае «помимо армии и флота, у нас появится еще один союзник — искусственный интеллект».

Заместитель председателя комитета экономики Могилевского областного исполнительного комитета Павел Мариненко (Республика Беларусь) выступил с докладом «Роль и место приграничного и межрегионального сотрудничества в обеспечении экономического роста государств Содружества», в котором рассказал о преимуществах форумов регионов для развития такого взаимодействия.

Второй блок вопросов повестки дня был посвящен цифровизации экономики и ее правовому регулированию: участники заседания обсудили проекты модельных законов МПА СНГ «О цифровом пространстве, его инфраструктуре и регулировании в государствах — участниках СНГ» и «О цифровых правах», с тем чтобы Постоянная комиссия МПА СНГ по экономике и финансам могла учесть экспертные мнения в процессе доработки данных документов.

В качестве оппонентов выступили исполнительный директор государственного казенного учреждения Ленинградской области «Государственный экспертный институт регионального законодательства» Федор Замятин, заместитель директора Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Управление информационных технологий и связи» Дмитрий Лисовицкий, профессор департамента частного права Высшей школы права Казахского гуманитарно-юридического университета им. М. С. Нарикбаева Сара Идрышева и профессор кафедры гражданского права и процесса Юридической школы Дальневосточного федерального университета Галина Шевченко. Они представили подробные комментарии к модельным законопроектам и свои предложения разработчикам, в целом положительно оценив актуальность и уровень проработки документов.