История создания Объединенной комиссии при МПА СНГ по гармонизации законодательства в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам

04 октября 2017 года

История создания Объединенной комиссии при МПА СНГ по гармонизации законодательства в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам

В год 25-летия Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств на сайте МПА СНГ продолжается цикл публикаций о постоянных комиссиях МПА СНГ, об их создании и деятельности.

Представляем вашему вниманию статью об Объединенной комиссии при МПА СНГ по гармонизации законодательства в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам.

В 2004 г. члены Совета Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств инициировали создание на базе Постоянной комиссии МПА СНГ по вопросам обороны и безопасности Объединенной комиссии по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в СНГ.

Основной задачей деятельности данной комиссии была определена подготовка для Межпарламентской Ассамблеи и ее органов предложений по совершенствованию правовых форм международного сотрудничества государств — участников СНГ и всестороннего экспертно-правового обеспечения модельного законотворчества в сфере безопасности, противодействия новым вызовам и угрозам. В 2013 г. название комиссии было изменено на «Объединенная комиссия при МПА СНГ по гармонизации законодательства в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам».

Объединенная комиссия состоит из членов Постоянной комиссии МПА СНГ по вопросам обороны и безопасности, представителей органов СНГ и компетентных органов государств Содружества. В различное время комиссию возглавляли: В. П. Войтенко, заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности; В. В. Черкесов, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции; О. И. Денисенко, заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции.

В настоящее время в работе Объединенной комиссии наряду с парламентариями активное участие принимают представители Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ, Антитеррористического центра СНГ, Научно-исследовательского центра Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Координационного совета генеральных прокуроров государств — участников СНГ, Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками государств — участников СНГ, Секретариата Совета министров обороны государств — участников СНГ. Постоянные рабочие контакты поддерживаются со специализированными структурами Организации Объединенных Наций, международными правоохранительными организациями. В работе широко задействованы ведущие научно-исследовательские учреждения.

С момента начала работы комиссии в 2004 г. ее эксперты подготовили предложения по 83 модельным актам. Среди них 37 модельных законов, в том числе «О безопасности на транспорте», «О противодействии коррупции», «О противодействии экстремизму», «О противодействию терроризму», «Об антикоррупционном мониторинге», «О критически важных объектах информационно-коммуникационной инфраструктуры», «О борьбе с торговлей людьми и оказании помощи жертвам торговли людьми», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», «Об обеспечении безопасности крупных спортивных мероприятий».

На рассмотрение Постоянной комиссии МПА СНГ по вопросам обороны и безопасности внесены предложения по изменениям и дополнениям в принятые Постоянной комиссией до создания Объединенной комиссии модельные законы «О внешней разведке», «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах», «О борьбе с терроризмом», модельные Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы для государств — участников Содружества Независимых Государств по вопросам борьбы с торговлей людьми, борьбы с коррупцией, с терроризмом и экстремизмом, с преступлениями в информационной сфере.

Эксперты комиссии разработали комментарии: к модельному антитеррористическому законодательству СНГ, к модельному законодательству СНГ в сфере противодействия торговле людьми, к модельному законодательству СНГ по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также к модельным законам «О государственной границе», «О пограничной безопасности», «О противодействии коррупции» и «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». На рассмотрение Постоянной комиссии по вопросам обороны и безопасности был внесен проект модельного Регламента административных процедур, осуществляемых уполномоченными органами в сфере обеспечения информационной безопасности государств — участников СНГ (принят МПА СНГ 25 ноября 2014 г.).

Разработан Рекомендательный глоссарий терминов и понятий в сфере обеспечения антитеррористической защищенности критически важных объектов в государствах — участниках СНГ. Также на рассмотрение Постоянной комиссии МПА СНГ по вопросам обороны и безопасности внесены 23 проекта рекомендаций, в числе которых Рекомендации по гармонизации и унификации законодательства государств — участников СНГ о государственной границе; по совершенствованию законодательства государств — участников СНГ в сфере противодействия коррупции; по совершенствованию законодательства государств — участников СНГ в сфере противодействия экстремизму; по совершенствованию и гармонизации национального законодательства государств — участников СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности; по совершенствованию законодательства государств — участников СНГ по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения; для сотрудников компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств — участников Содружества Независимых Государств по организации и проведению «международных контролируемых поставок»; по совершенствованию и гармонизации национального законодательства государств — участников СНГ по вопросам отнесения организаций к террористическим и экстремистским.

Разработанный экспертами комиссии проект Стратегии обеспечения информационной безопасности государств — участников Содружества Независимых Государств в настоящее время проходит процедуры межгосударственного согласования.

Предметом обсуждения на заседаниях комиссии становились и другие вопросы. Например, обсуждались проекты конвенций и межгосударственных соглашений, предложения в проекты программ сотрудничества государств — участников СНГ в сфере безопасности.

Объединенная комиссия продолжает эффективную работу по обеспечению исполнения положений Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2014–2018 годы, Перспективного плана модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств на 2016–2020 годы, Программы разработки в 2017–2019 годах проектов модельных законодательных актов, рекомендаций и других документов МПА СНГ, проведения международных мероприятий, инициированных Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации для сближения и гармонизации законодательства государств — участников СНГ, Программы сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2017–2019 годы. Наиболее знаковыми документами из этих программ, которые предстоит разработать экспертам комиссии в ближайшие годы, являются проект модельного Наставления по международному гуманитарному праву для Содружества Независимых Государств (его разработка приурочена к 150-летию Декла­рации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль) и проект модельного закона «О национальной безопасности».