О Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию
27 сентября 2017 года
В год 25-летия Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств на сайте МПА СНГ продолжается цикл публикаций о постоянных комиссиях МПА СНГ, об их создании и деятельности.
Представляем вашему вниманию статью о Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию.
Постоянная комиссия МПА СНГ по науке и образованию создана в соответствии с предложением парламентской делегации Украины и постановлением Совета МПА СНГ от 15 октября 1999 г. с целью расширения межпарламентского сотрудничества. Постановление об образовании десятой Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи было принято на четырнадцатом пленарном заседании МПА СНГ.
К предметам ведения комиссии отнесены вопросы государственной политики и международного сотрудничества в области науки и образования, правового обеспечения функционирования учебных и научных заведений, формирования общего образовательного пространства государств — участников СНГ, имплементации норм международного права и подготовки кадров в сфере образования и науки.
Согласованные действия в вопросах правового обеспечения сфер науки и образования создают надежные основы реальной интеграции в СНГ — синхронизацию современных тенденций в национальной научной и образовательной политике применительно к условиям рыночной экономики и гражданского правового государства, формирование общего исследовательского и образовательного пространства Содружества. Всего за время существования комиссии ею разработано более 40 модельных законодательных актов.
Основополагающим документом в этой области является модельный Образовательный кодекс для государств — участников СНГ (Общая часть) в его новой редакции от 2013 г. Разработка кодекса осуществлялась в соответствии с Межгосударственной программой реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств. Его уникальность заключается в том, что на момент принятия только во Франции — единственной стране мира — действовал кодекс об образовании. С принятием модельного Образовательного кодекса в Содружестве активизировалась работа по подготовке национальных образовательных кодексов.
Среди других документов, принятых комиссией в сфере образования, выделяется блок модельных законов, составляющих правовую основу координации политики государств Содружества на отдельных образовательных уровнях: модельные законы «О дошкольном образовании», «О среднем общем образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О начальном и среднем профессиональном образовании». Отдельную группу составляют модельные законодательные акты, отражающие общие законодательные решения государств — участников МПА СНГ по повышению качества и доступности образования для всех категорий населения, а также современную специфику образования отдельных групп населения, нуждающихся в дифференцированном подходе к правовому обеспечению образовательной деятельности, в особых формах обучения. Это модельные законы «Об учебной литературе», «Об образовании взрослых», «О внешкольном образовании», «О дистанционном обучении в государствах — участниках СНГ», «О трансграничном образовании», «О подготовке кадров с учетом потребностей рынка труда», «О лицензировании, государственной аттестации и аккредитации учреждений/организаций высшего и послевузовского образования в государствах — участниках СНГ» и др.
Сегодня много говорят о необходимости повышения престижа профессии учителя, педагога. Модельные законы «О статусе учителя» и «О статусе работника образования», рекомендации «О подготовке педагогических кадров», признавая ведущую роль педагогических работников в достижении целей образования и стремясь сделать учительство престижным и привлекательным, устанавливают механизмы их правовой и социальной защиты в развитие соответствующих рекомендаций Международной организации труда и ЮНЕСКО.
Традиционно общие вопросы образования и воспитания относятся в странах Содружества к предметам совместного ведения. Так, Год молодежи в СНГ (2009 г.) был отмечен принятием по представлению комиссии модельного закона «О воспитании детей и молодежи», в основе которого — признание приоритетов норм международного права, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка и других документах ООН. Динамичное развитие систем образования и процессы его модернизации в странах Содружества вызывают к жизни такой вид работы комиссии, как пересмотр и редактирование положений принятых законов. Помимо Общей части модельного Образовательного кодекса для государств — участников СНГ разработаны новые редакции модельных законов «О просветительской деятельности», «Об образовании взрослых». В настоящее время начата работа над новой редакцией закона «О дошкольном образовании», предстоит пересмотр положений модельного закона «О научно-технической информации».
В развитие модельного закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», обеспечивающего правовые условия функционирования системы специального образования, принят модельный закон «Об инклюзивном образовании», отражающий современную общую тенденцию стран Содружества — ориентацию на идею инклюзии, которая основана на концепции «включающего общества» для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с общей постановкой вопроса о всесторонней интеграции стран СНГ, отвечающей требованиям развития экономики государств-участников, основанной на приоритетах инновационного пути развития, комиссия регулярно рассматривает предложения по совершенствованию правового регулирования научно-технической сферы. В рамках этого направления Ассамблеей были приняты модельные законы «О научной и научно-технической деятельности», «О рационализаторской деятельности», «О статусе ученого и научного работника», «Об охране прав на научные открытия», «О научных парках», «О научной и научно-технической экспертизе», «О защите прав на научные открытия» и др.
Серьезным опытом правового регулирования инновационной сферы на пространстве Содружества признан модельный Инновационный кодекс для государств — участников СНГ, разработанный комиссией и специально созданной при ней рабочей группой в соответствии с Межгосударственной программой инновационного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2020 года.
Рассмотрение концептуальных основ кодекса состоялось в ходе тридцать пятого пленарного заседания Межпарламентской Ассамблеи (28 октября 2010 г.), посвященного Году науки и инноваций в Содружестве Независимых Государств, в рамках расширенного тематического обсуждения вопроса о законодательном обеспечении инновационного развития в государствах — участниках СНГ. Участники заседания сошлись во мнении, что принятие Кодекса и реализация его положений позволят государствам работать в общем направлении, на общих институциональных принципах формировать государственную инновационную политику, разрабатывать или модернизировать законы и другие нормативно-правовые документы по регулированию инновационной деятельности, развитию инноваторства в своих странах и формировать межгосударственные отношения в экономике, основанной на знаниях.
Важнейшим условием формирования в Содружестве общего образовательного и научно-исследовательского пространства стало использование государствами-участниками результатов совместной законотворческой деятельности. Перечисленные выше законодательные документы создают солидную научно-методическую и правовую базу для подготовки национального законодательства в области образования и науки, на их основе также вносятся поправки в ранее принятые законы. Изучение вопроса имплементации модельных законов в национальном законодательстве остается важным направлением деятельности комиссии.
Для стимулирования процесса сближения законодательных решений стран Содружества, инструментом которого и является модельный закон, комиссия выступила с инициативой о внесении соответствующих дополнений в регламент национальных парламентов с целью введения процедуры мониторинга и анализа использования модельных законов МПА СНГ.
Необходимость более тесной научной интеграции на пространстве Содружества реализуется и в таких формах, как совместные научные конференции. Особо значимыми мероприятиями при ведущей организационной роли или с участием Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию стали:
— международные конференции: «Актуальные проблемы формирования общего образовательного пространства государств — участников СНГ» (2000 г., Санкт-Петербург); «Образование взрослых: перспективы развития в XXI веке» (2002 г., Санкт-Петербург); «Русский язык как язык межнационального общения в странах Содружества» (2002 г., Санкт-Петербург); «Юридические и этические аспекты генетических исследований в медицине в государствах — участниках СНГ» (2005 г., Ереван); «Содружество Независимых Государств: достижения, проблемы, перспективы», секция «Состояние и перспективы интеграционного сотрудничества в рамках СНГ в сфере науки и образования» (2011 г., Санкт- Петербург);
— международный форум «Образование для устойчивого развития: на пути к обществу знания» (2005 г., Минск);
— совместное заседание с Комитетом Парламентской ассамблеи Совета Европы по культуре, науке и образованию и секция «Роль СМИ и образования в межкультурном диалоге» международной парламентской конференции «Межкультурный и межрелигиозный диалог», организованной совместно с ПА СЕ (2007 г., Санкт-Петербург);
— круглые столы Невского международного экологического конгресса, международного конгресса «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», Молодежного межпарламентского форума СНГ;
— круглый стол «Формирование основ культурно-исторического и духовно- нравственного просвещения», организованный МПА СНГ совместно с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (2014 г., Санкт- Петербург);
— межпарламентские слушания «Качество образования в условиях общего образовательного пространства СНГ», организованные МПА СНГ совместно с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (2016 г., Санкт-Петербург).
Во время таких мероприятий парламентарии стран Содружества вырабатывают общие подходы в сфере международной практики. Предметом обсуждений становятся проекты модельных законодательных актов, актуальные вопросы реализации реформ национальных систем образования в контексте глобализации, адаптации мировых тенденций к национальным условиям. По итогам дискуссий принимаются решения о перспективной разработке тех или иных документов.
Проблемам образования были посвящены основные тематические вопросы тридцать шестого (16 мая 2011 г.) и сорок пятого (25 ноября 2016 г.) пленарных заседаний Межпарламентской Ассамблеи. Комиссией были подготовлены проекты развернутых постановлений «О правовом обеспечении модернизации системы образования в государствах — участниках СНГ» и «Качество образования в государствах — участниках СНГ: правовое обеспечение и эффективная практика» соответственно. Члены комиссии приняли самое активное участие в глубоком профессиональном обсуждении образовательной проблематики в формате пленарного заседания МПА СНГ, что приобрело особое значение в 2016 г., объявленном Годом образования в Содружестве Независимых Государств.
Профессиональное общение проходит также в форме участия в регулярно организуемых в рамках гуманитарного сотрудничества в Содружестве форумах творческой и научной интеллигенции и съездах учителей и работников образования государств СНГ.
Выверенным направлением межпарламентского взаимодействия являются выездные заседания комиссии в странах Содружества (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Украина) и за его пределами (Республика Польша). Программы выездных заседаний включают рабочие и дружеские встречи с руководством этих стран, с представителями профильных комитетов и комиссий парламентов, национальных министерств образования (и науки), высших учебных заведений.
Свою работу комиссия строит в тесном контакте с уставными и отраслевыми органами Содружества (Исполнительным комитетом СНГ, Советом по сотрудничеству в области образования государств — участников СНГ и базовыми организациями), Всеобщей конфедерацией профсоюзов, Международной ассоциацией академий наук, ЮНЕСКО, Международным комитетом Красного Креста, Всемирной организацией интеллектуальной собственности, ведущими высшими учебными и научными институтами стран Содружества.
Следует особо отметить высокопрофессиональный состав Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию. В разные годы комиссию возглавляли народные депутаты Верховной Рады Украины С. И. Дорогунцов, В. А. Богуслаев, Е. С. Самойлик. В состав комиссии входили и входят видные деятели науки и образования стран СНГ. Среди них — председатели профильных комитетов парламентов и высших аттестационных комиссий, президенты академий наук ряда стран СНГ, члены-корреспонденты и академики национальных и международных академий наук и отраслевых академий, ректоры ведущих вузов стран Содружества, лауреаты Нобелевской премии в области науки, государственных премий СССР и стран СНГ, заслуженные учителя и деятели науки.
Значительную помощь в деятельности Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию оказывают экспертные организации и наблюдатели при комиссии: Международная академия наук высшей школы, Московский государственный лингвистический университет (базовая организация по языкам и культуре государств — участников СНГ), Институт управления образованием Российской академии образования (базовая организация государств — участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности), Смольный институт Российской академии образования, Национальная технологическая палата Российской Федерации и др.
В настоящее время комиссия занимается подготовкой проектов модельных законов «О совместных исследованиях и кооперации в разработках и производстве инновационной продукции (услуг)», «Об экспертизе и экспертной деятельности». В перспективе — проекты модельных законодательных актов «О негосударственном высшем профессиональном образовании», «О контрактной системе в сфере исследований и разработок», рекомендаций «О повышении качества образования в государствах — участниках СНГ», «Об аттестации научных, в том числе научно-педагогических, работников высшей квалификации», «Об этике нанотехнологий». Особое значение имеет закрепление понятийного аппарата в Согласованном словаре терминов в области образования, что позволит разрешить имеющиеся в законодательстве терминологические противоречия.