О Постоянной комиссии МПА СНГ по аграрной политике, природным ресурсам и экологии

16 августа 2017 года

О Постоянной комиссии МПА СНГ по аграрной политике, природным ресурсам и экологии

В год 25-летия Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств на сайте МПА СНГ продолжается цикл публикаций о постоянных комиссиях МПА СНГ, об их создании и деятельности.

Представляем вашему вниманию статью о Постоянной комиссии МПА СНГ по аграрной политике, природным ресурсам и экологии.

В 1992 г. создана Комиссия МПА СНГ по проблемам окружающей среды. С 1997 г. она называлась «Постоянная комиссия МПА СНГ по экологии и природным ресурсам», а с 2001 г. — «Постоянная комиссия МПА СНГ по аграрной политике, природным ресурсам и экологии».

Основные направления работы комиссии включают: организационное, информационно-справочное и научное обеспечение взаимодействия парламентариев стран СНГ в сфере аграрной политики, природных ресурсов и экологии; подготовку модельных законопроектов и других документов по вопросам аграрной политики, природных ресурсов и экологии, находящимся в сфере компетенции Межпарламентской Ассамблеи; обсуждение и анализ проблем данной сферы по представлению парламентариев стран Содружества; организацию и проведение заседаний, научно-практических конференций, семинаров, круглых столов; проведение обсуждений международных конвенций и соглашений, участие в разработке проектов межгосударственных документов. Комиссия осуществляет подготовку вопросов для внесения на рассмотрение Совета МПА СНГ и пленарных заседаний Межпарламентской Ассамблеи; анализирует и обобщает информацию в сфере аграрной политики, природных ресурсов и экологии; проводит проблемные обсуждения.

Заседания комиссии проводятся не реже двух раз в год в Санкт-Петербурге или в других городах Содружества по приглашению парламентов государств — участников СНГ. За истекший период выездные заседания комиссии проводилось в Алматы и Ереване (1993 г.), в Кобулети (1995 г.), Минске (1998 г.), Чолпон-Ате (1998 г. и 2014 г.), Форосе (1999 г.), Кишиневе (2005 г. и 2011 г.).

Первым председателем комиссии была А. Б. Эшимова, заместитель председателя Комиссии Верховного Совета Кыргызской Республики по вопросам работы советов, развития самоуправления, гласности и обращений граждан. С 1994 г. председателем Постоянной комиссии МПА был утвержден В. В. Киянский, член Комитета Верховного Совета Республики Казахстан по экологии и природопользованию. Далее председателями комиссии избирались депутаты Парламента Республики Молдова: И. Д. Тромбицкий, член Комиссии Парламента Республики Молдова по сельскому хозяйству, перерабатывающей промышленности, экологии и развитию села; Н. Г. Памужак, член Комиссии Парламента Республики Молдова по сельскому хозяйству и перерабатывающей промышленности; Д. М. Тодорогло, заместитель председателя Комиссии Парламента Республики Молдова по сельскому хозяйству и перерабатывающей промышленности. В настоящее время комиссию возглавляет В. Б. Иванов, председатель Комиссии Парламента Республики Молдова по внешней политике и европейской интеграции.

В государствах — участниках СНГ разработана целая система законов, направленных на обеспечение охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, опирающаяся, как правило, на национальный закон об охране окружающей природной среды. В этих законах установлены объекты и субъекты охраны, экологические требования при проектировании, строительстве, введении в эксплуатацию и эксплуатации хозяйственных и иных объектов, порядок регулирования чрезвычайных экологических зон, осуществления экологического контроля, разрешения споров о природопользовании и применения ответственности.

Несмотря на то что государства СНГ отличаются друг от друга по своим природно-географическим особенностям, по уровню и приоритетам развития, вопросы охраны природы и рационального использования ресурсов для них во многом сходны. В ряде стран Содружества экономический ущерб от загрязнения природы, по подсчетам специалистов, соответствует примерно половине национального дохода, площади территории с острой экологической ситуацией в десятки раз превышают площади природных заповедников и заказников. По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, в 2012 г. доля особо охраняемых природных территорий составляла менее 3% общей территории стран Содружества. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, за последние пять лет в целом по СНГ имели отрицательную динамику, рост этого показателя наблюдался только в Азербайджане и Кыргызстане.

Увеличение экологических опасностей, связанных с ростом индустриализации, энергопотребления, отходов производства и потребления, интенсификацией сельского хозяйства, разработкой новых месторождений, строительством трубопроводов, автомобильных и железных дорог, несовершенством правового регулирования и т. д., способствует усилению процессов трансграничного загрязнения окружающей среды, диктует необходимость сотрудничества между государствами, выработки совместных подходов, норм и политики по охране природных ресурсов и рациональному природопользованию для обеспечения национальной, региональной и международной безопасности.

За время работы комиссии с момента ее создания в 1992 г., Межпарламентской Ассамблеей принято 62 документа, включая модельные кодексы и законы, рекомендации, обращения и проекты конвенций, посвященных проблемам экологии и охране окружающей среды.

По представлению комиссии были приняты такие документы, как модельный Кодекс о недрах и недропользовании для государств — участников СНГ, модельные Лесной, Земельный, Водный и Экологический кодексы, направленные на гармонизацию и сближение законодательства государств Содружества в сфере использования и охраны природных ресурсов. Они уже нашли свое отражение в национальном законодательстве стран СНГ.

Модельные законы «Об экологической безопасности», «О радиационной безопасности населения», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности деятельности, связанной с генетически модифицированными организмами», «О зонах экологического бедствия», «О предотвращении крупных аварий, связанных с выбросами/сбросами опасных веществ, и об ограничении их возможных последствий» и ряд других направлены на унификацию законодательства государств — участников СНГ для обеспечения гарантий защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов населения от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Законодательное обеспечение экологической безопасности также напрямую связано с принятием законов о внедрении экономических механизмов охраны окружающей среды, что отражено в модельных законах «Об экологической экспертизе», «Об экологическом страховании», «Об основах экологического предпринимательства», «Об экологическом аудите» и др.

Большое внимание комиссия уделяет вопросам законодательного регулирования аграрной сферы для объединения усилий по стабилизации и обеспечению устойчивого развития агропромышленного производства на территории стран Содружества. Помимо модельного Земельного кодекса для государств — участников СНГ приняты модельные законы «О семенах», «Об охране почв», «О сохранении генетических ресурсов культурных растений и их рациональном использовании», «Об экологическом агропроизводстве».

Законотворческая деятельность комиссии нашла отражение как в проектах модельных документов, актуальных для всех стран Содружества, включая проблемы доступа к экологической информации, экологического образования населения, гидрометеорологической деятельности, особо охраняемых природных территорий, отходов производства и потребления, так и в проектах, направленных на решение региональных проблем, например актуальных для Азербайджанской Республики, Республики Казахстан и России, проблем Каспийского моря. По инициативе комиссии приняты Рекомендации по проекту конвенции «О сохранении биологических ресурсов Каспийского моря и управлении ими», подготовлены и приняты модельные законы «Об аквакультуре», «О сохранении осетровых рыб, их воспроизводстве, рациональном использовании и регулировании оборота продукции из них», «О сохранении лососевых рыб, их воспроизводстве, рациональном использовании и регулировании оборота продукции из них» и модельный Рыбохозяйственный кодекс для государств — участников СНГ.

Отдельные положения модельных законов еще на проектной стадии используются в законотворческой деятельности парламентов стран Содружества. Вопросы имплементации в законодательстве государств — участников СНГ модельных актов регулярно обсуждаются на заседаниях Постоянной комиссии.

В основу законов, принятых Национальным Собранием Республики Армения с использованием модельного законодательства СНГ, легли модельный Лесной кодекс для государств — участников СНГ, модельный Кодекс о недрах и недропользовании для государств — участников СНГ, модельные законы «Об охране атмосферного воздуха», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе», «Об экологическом образовании населения» и др.

При формировании законодательной базы Республики Беларусь в аграрной сфере Национальным собранием были использованы нормы модельных законов «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «О семенах», «О животном мире», при корректировке Кодекса Республики Беларусь о земле учтены положения модельного Земельного кодекса для государств — участников СНГ. Постоянной комиссией Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по промышленности был подготовлен Водный кодекс, опирающийся на принятый в 2006 г. модельный Водный кодекс для государств — участников СНГ.

В Республике Казахстан при формировании законодательной базы общественных отношений в области землепользования, защиты и рационального использования природных ресурсов были применены нормы, заложенные в модельных законодательных актах. Они нашли свое отражение в четырех кодифицированных актах Республики Казахстан: Экологическом, Водном, Лесном и Земельном кодексах. Так, положения модельного закона «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» присутствуют в Водном кодексе, а при подготовке Экологического кодекса были использованы нормы шести модельных законов: «Об экологической экспертизе», «Об экологическом образовании населения», «Об экологической безопасности», «О доступе к экологической информации», «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления». Модельные законы «О радиационной безопасности населения», «О животном мире», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологическом страховании», «О безопасности деятельности, связанной с генетически модифицированными организмами» послужили основой для разработки соответствующих законов Республики Казахстан.

Жогорку Кенеш Кыргызской Республики при создании национальной законодательной базы в области экологии использовал модельные законодательные акты, принятые по инициативе Постоянной комиссии МПА СНГ по аграрной политике, природным ресурсам и экологии: «Об охране атмосферного воздуха», «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», «Об экологической безопасности», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате радиационных аварий, ядерных испытаний и инцидентов», «Об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде».

Вопросы экологии и природоохранного законодательства, регулируемые модельными актами «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», «Об охране почв», «О сохранении генетических ресурсов культурных растений и их рациональном использовании», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде», «Об оценке воздействия на окружающую среду», «О доступе к экологической информации» и др., модельным Кодексом о недрах и недропользовании для государств — участников СНГ, а также модельными Экологическим, Земельным, Лесным и Водным кодексами, нашли свое отражение в законах Республики Молдова.

Модельные кодексы, принятые МПА СНГ по инициативе Постоянной комиссии по аграрной политике, природным ресурсам и экологии, использовались при разработке новых редакций Федерального закона Российской Федерации «О недрах» и проекта Лесного кодекса Российской Федерации. Комитет Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу разработал проект федерального закона на основе принятого модельного правового акта «О сохранении осетровых рыб, их воспроизводстве, рациональном использовании и регулировании оборота продукции из них». На базе модельного закона «Об аквакультуре» подготовлен проект одноименного закона Российской Федерации.

Проект федерального закона «Об обязательном экологическом страховании» разрабатывался Комитетом Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии с учетом принятого МПА СНГ модельного закона «Об экологическом страховании» (новая редакция). Комитет Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по природопользованию и экологии отметил целесообразность подготовки новой редакции Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на основе принятой МПА СНГ новой редакции одноименного модельного закона, а Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации выразило намерение использовать положения указанного модельного закона при разработке проектов национальных стандартов Российской Федерации. Положения этого закона использованы при разработке по инициативе ТК 349 «Менеджмент отходов» в соответствии с Программной разработкой национальных стандартов Российской Федерации на 2008 г. (ПНС‑2008) проектов национальных стандартов Российской Федерации комплекса «Ресурсосбережение».

Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по аграрным вопросам учел ряд положений проекта модельного закона «О сохранении генетических ресурсов культурных растений и их рациональном использовании» при подготовке и рассмотрении проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О семеноводстве” и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации».

На базе принятого МПА СНГ модельного закона «Об использовании альтернативных видов моторного топлива» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в 2005 г. проводилась работа над законопроектом «Об использовании альтернативных видов топлива на транспорте» и документом, предусматривающим внесение поправок в налоговые акты.

Основные положения практически всех разработанных в рамках Межпарламентской Ассамблеи модельных законов приняты во внимание Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан при формировании национального законодательства в аграрной сфере, в области землепользования и рационального использования и охраны водных ресурсов. Так, был принят ряд законов, опирающихся на модельный Земельный кодекс для государств — участников СНГ.

Модельный закон «О продовольственной безопасности» был взят за основу при подготовке соответствующих законов в Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Республике Молдова.

Положения модельных законов «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране атмосферного воздуха», «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» вошли в законы Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова, Российской Федерации и Республики Таджикистан, а положения модельных законов «Об экологической экспертизе» и «Об экологическом образовании населения» были учтены в национальном законодательстве Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации.

В своей работе комиссия опирается на итоговые решения Невского международного экологического конгресса, который проводится с 2008 г. Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ совместно с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Конгресс занимает особое место в деятельности, направленной на формирование международной системы экологической безопасности, совершенствование законодательства в области использования природных ресурсов и управления ими, сохранение биоразнообразия и противостояние экологическим катастрофам, и является эффективной дискуссионной площадкой для: межпарламентского сотрудничества в сфере обеспечения экологической безопасности и гармонизации экологического законодательства; развития диалога и обмена опытом между представителями органов государственной власти, деловых кругов, образовательных и научно-исследовательских учреждений, общественных организаций по вопросам повышения экологической эффективности экономики; совер­шенствования законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды с использованием механизмов правового регулирования внедрения ресурсосберегающих, энергоэффективных и малоотходных технологий, глубокой переработки сырья и отходов; стимулирования внедрения институциональных и технологических инноваций в сфере потребления природных ресурсов, сохранения экосистем и биоразнообразия; повышения роли экологического воспитания, образования населения, продвижения идей здорового образа жизни; формирования международной повестки дня, связанной с политикой в сфере экологической безопасности, во взаимодействии со специализированными экологическими институтами системы ООН.