Специалисты рассмотрели перспективы организованных форм трудовой миграции

29 июня 2021 года

Специалисты рассмотрели перспективы организованных форм трудовой миграции

Состояние и перспективы организованных форм трудовой миграции, а также содействие их развитию с использованием потенциала системы Торгово-промышленной палаты России, обсудили сегодня на круглом столе, организованном палатой совместно с Союзом экспертов и консультантов в сфере трудовой миграции Международный Альянс «Трудовая Миграция». 

В обсуждении приняли участие руководители региональных торгово-промышленных палат, представители отраслевых объединений предпринимателей и профильных советов по профессиональным квалификациям, международных организаций в сфере миграции, представители Евразийской экономической комиссии, МВД России, а также ведущие эксперты в сфере миграции. 

На встрече  отмечалось, что межгосударственные соглашения об организованном наборе иностранных граждан  являются одним из эффективных инструментов миграционного регулирования. Примером такого документа является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан. Документ регламентирует организованный набор и привлечении граждан Узбекистана для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Соглашение  призвано обеспечить российских работодателей трудовыми ресурсами, отвечающими необходимым требованиям, и одновременно защитить права и законные интересы трудовых мигрантов — граждан Республики Узбекистан. При подготовке документа использовалось принятое МПА СНГ модельное соглашение «Об организованном наборе граждан для осуществления временной трудовой деятельности на территории СНГ».

О законодательном регулировании организованной трудовой миграции на пространстве Содружества на встрече рассказала секретарь Постоянной Комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека Евгения Владимирова. Она отметила, что Ассамблеей принято более 20 модельных (имеющих рекомендательный характер акт, принимаемых в целях гармонизации и сближения законодательства государств СНГ) законов и других рекомендательных документов в сфере миграции.

Так, в МПА СНГ  был принят  Модельный закон «О деятельности частных агентств занятости», который впервые на территории государств СНГ ввел в правовое поле понятие частного агентства занятости в миграционной сфере, определил виды услуг и направления деятельности, основные права и обязанности, взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления. « В этом законе, в частности, зафиксировано, что государство содействует объединениям частных агентств занятости в их деятельности и самоорганизации, включая формы частно-государственного партнерства», — подчеркнула Евгения Владимирова.

Кроме того, Ассамблея разработала Концепцию общего миграционного пространства государств-участников СНГ. В ней впервые было дано определение понятию «организованного набора» как  комплекса мер, направленных на удовлетворение рыночными методами спроса на иностранную рабочую силу, отвечающую предъявляемым работодателями требованиям, предусмотренным законодательством государства трудоустройства, включая соблюдение права граждан этого государства занимать открывшиеся или вновь образованные вакантные рабочие места в приоритетном порядке. 

В модельном законе «О миграции» сделан акцент на профессионально-квалификационных требованиях к трудовым мигрантам. Введено понятие специализированной сервисной организации в сфере миграции и зафиксирована важность частно- государственного партнерства таких организаций. 

На весенней сессии этого года, напомнила Евгения Владимирова, парламентарии Содружества проголосовали за принятие Модельного миграционного кодекса для государств-участников СНГ. 

Системный документ содержит специальную главу  «Организованный набор иностранной рабочей силы и особенности его регулирования» и дает важные рекомендации для органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере миграции и в сфере труда и занятости населения.  Среди них — формирование и регулярная актуализация перечня профессий,  востребованных на национальном рынке труда; информирование компетентных органов иностранного государства  о перечне профессий для привлечения иностранных работников, информирование иностранных граждан о возможности трудоустройства на территории другой страны в порядке организованного набора; содействие в разработке требований к профессиональной квалификации профильных специалистов в сфере трудовой миграции, определение порядка прохождения независимой оценки квалификации на соответствие указанным требованиям.

Секретарь комиссии проинформировала участников круглого стола о том, что по предложению белорусских депутатов в настоящий момент МПА СНГ рассматривается вопрос о подготовке рекомендаций об организованном наборе и преференциях работодателям, привлекающим трудовых мигрантов в организованном порядке.