Нурлан Нигматулин: «Межпарламентская Ассамблея вносит вклад и в формирование единого евразийского пространства»

26 марта 2017 года

Нурлан Нигматулин: «Межпарламентская Ассамблея вносит вклад и в формирование единого евразийского пространства»

Прежде всего, важно отметить, что создание Межпарламентской Ассамблеи СНГ неразрывно связано с Казахстаном. В далеком теперь уже 1992 г., 27 марта, в Алматы главами парламентов Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана было подписано Соглашение о Межпарламентской Ассамблее государств — участников Содружества Независимых Государств.

История показала, что это решение было правильным и своевременным.

Сегодня, по истечении 25 лет деятельности Ассамблеи, можно с полным правом сказать, что это уникальная платформа межпарламентского сотрудничества государств Содружества, которая по праву занимает ведущее место в системе современного парламентаризма и в системе органов СНГ.

Казахстан всегда выступал и выступает за тесное взаимодействие с партнерами по СНГ. И в своей стратегии многостороннего сотрудничества в рамках Содружества наша страна придерживается концепции многоуровневой и разноскоростной интеграции.

Здесь в первую очередь необходимо подчеркнуть огромную роль Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в развитии интеграционных процессов на всем постсоветском пространстве. Благодаря его политической воле, стремлению и умению находить приемлемые для всех сторон решения всегда удавалось разрешить многие проблемные ситуации, которые возникали.

В свою очередь казахстанские парламентарии активно участвуют в работе МПА СНГ, вносят большой вклад в разработку модельных законодательных актов и используют их при рассмотрении национального законодательства.

Межпарламентская Ассамблея вносит вклад и в формирование единого евразийского пространства. Создание Таможенного союза, а затем и Евразийского экономического союза не развивалось бы сегодня столь эффективно, если бы Ассамблея не создавала условия для гармонизации национальных законодательств.

И сегодня можно с уверенностью сказать, что Ассамблея полностью оправдала возложенные на нее надежды, стала востребованной, эффективной и результативной структурой на пространстве СНГ.

За 25 лет существования Межпарламентская Ассамблея на практике доказала свою целесообразность и свою жизненную необходимость.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев очень точно дал определение, назвав Межпарламентскую Ассамблею одним из краеугольных камней фундамента регионального сотрудничества на всем постсоветском пространстве.

Сегодня более шестисот документов приняты Ассамблеей на основе принципа консенсуса, принципа уважения и общего стремления к плодотворному экономическому взаимодействию и добрососедству.

И надо отметить, что все они направлены на практическое сближение национальных законодательств и во многом предопределили стабилизацию политической, экономической ситуации и поступательное развитие в странах Содружества.

Межпарламентская Ассамблея внесла весомый вклад в укрепление мира и безопасности в государствах Содружества. Под эгидой Ассамблеи и по ее инициативе в мае 1994 г. был подписан Бишкекский протокол – политический документ, который внес большой вклад в остановку боевых действий в районе Нагорного Карабаха.

Нельзя не отметить, что особое место в работе Ассамблеи по праву отводится и теме содействия развитию парламентаризма и демократических процессов в странах Содружества. Эффективным инструментом в этой области стал Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ, который осуществляет экспертное и информационно-аналитическое обеспечение групп международных наблюдателей от МПА СНГ на выборах и референдумах, проходящих в государствах-участниках. Это очень важное направление работы Ассамблеи получило высокую оценку на саммите Содружества недавно в Душанбе.

Кроме того, за годы своей работы Ассамблея приобрела и высокий международный авторитет, продвигая положительный имидж Содружества в целом, и заключила множество соглашений о сотрудничестве с рядом ведущих международных организаций мира.

Уверен, что и в дальнейшем Межпарламентская Ассамблея СНГ будет только развиваться, совершенствоваться на благо всех государств – участников Содружества.

За историю своей деятельности Ассамблея заняла достойное место в международной системе парламентской дипломатии.

Роль Ассамблеи значительна в разработке согласованных подходов наших государств к решению проблем социальной политики, соблюдения основных прав и свобод человека, гуманитарного сотрудничества.

Думаю, в современных условиях Ассамблея выступает еще и инструментом так называемой мягкой силы в международной дипломатии, направленным на решение глобальных, региональных и интеграционных проблем.

Сегодня перед организацией стоит очень важная задача – задача активизации диалога с институтами гражданского общества, усиления межпарламентских институтов в сфере миротворческой деятельности парламентариев, в чем МПА СНГ наработала немалый положительный опыт.

Приоритетным направлением остается противодействие традиционным и новым вызовам, противодействие угрозам безопасности.

На международной арене важно расширение сферы влияния и взаимодействия Ассамблеи с другими организациями депутатов, в числе которых Парламентская ассамблея Совета Европы, Парламентская ассамблея ОБСЕ.

В связи с этим очень значимо решение Межпарламентского союза провести свою 137-ю Ассамблею в 2017 г. в Санкт-Петербурге.

Казахстанская делегация полностью поддержала это решение в Женеве, проголосовав за проведение Ассамблеи в Санкт-Петербурге.

Это большой успех, успех не только для России, но и для всех стран СНГ.

Уверен, что предстоящая Ассамблея Межпарламентского союза в Санкт-Петербурге будет способствовать поиску общих подходов, сближению позиций парламентариев различных стран по актуальным международным и региональным вопросам. Это особенно актуально и необходимо в сегодняшних сложных геополитических условиях.

Опыт мировых межпарламентских организаций свидетельствует, что принимаемые ими решения со временем обретают характер норм международного поведения и налагают на государства соответствующие обязательства во внутренней и внешней политике.

Думаю, что повышение авторитета МПА СНГ в продвижении идей может существенно повысить ее влияние на развитие парламентаризма, трансформируя в ведущего игрока международного политического процесса.