К 230-летию Таврического дворца: Семирамида Севера и ее уникальный зимний сад
20 марта 2019 года
Таврический дворец, в котором теперь размещается штаб-квартира Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых государств, начали строить в 1783 году. В 1789 году было завершено возведение его западного крыла, и именно этот год принято считать датой окончания строительства здания. В 2019 году Таврический дворец празднует свое 230-летие, и в честь юбилея Секретариат Совета МПА СНГ открывает серию статей, посвященных уникальному сооружению и людям, которые были тесно связаны с его историей. В числе первоочередных ассоциаций — императрица Екатерина II, которая не только принимала живое участие в судьбе дворца, но и подарила ему звучное имя, повелев «впредь именовать оный дворцом Таврическим»1.
Екатерина II, одна из самых ярких личностей в истории России, уже при жизни удостаивалась необычайных похвал современников. В духе той аллегорической эпохи они придумывали для нее все новые и новые титулы: Великая, Премудрая, Матерь Отечества. Но было у императрицы (как принято считать, с легкой руки Вольтера) и еще одно имя — Северная Семирамида.
Речь идет о грандиозном зимнем саде, разбитом прямо в помещениях Таврического дворца, построенного для увеселений императрицы по заказу ее фаворита, князя Григория Александровича Потемкина. Аналогов этому сооружению не было ни в России, ни за рубежом. За скромным и лаконичным фасадом здания скрывались просторные парадные залы, а также огромная оранжерея, украшенная статуями, вазами и скамьями.
Вот как описал это пространство современник Екатерины II, поэт Гавриил Романович Державин: «При первом шаге представляется длинная овальная зала, или, лучше сказать, площадь, пять тысяч человек вместить в себя удобная и разделенная в длину в два ряда еще тридцатью шестью столпами. Кажется, что исполинскими силами вмещена в ней вся природа. Сквозь оных столпов виден обширный сад и возвышенные на немалом пространстве здания. С первого взгляда усомнишься и помыслишь, что сие есть действие очарования, или, по крайней мере, живописи и оптики; но, приступив ближе, увидишь живые лавры, мирты и другие благорастворенных климатов древа, не токмо растущие, но иные цветами, а другие плодами обремененные. Под мирною тению их, инде как бархат, стелется дерн зеленый; там цветы пестреют, здесь излучистые песчаные дороги пролегают, возвышаются холмы, ниспускаются долины, протягиваются просеки, блистают стеклянные водоемы. Везде царствует весна, и искусство спорит с прелестями природы»2.
Даже сейчас поразительна смелость инженерной мысли проектировщика Таврического дворца Ивана Егоровича Старова, а современники Екатерины и вовсе были восхищены созданным им чудом. Другие монархи были не прочь повторить диковинку в своих дворцах: сам Наполеон Бонапарт хотел обустроить похожий зимний сад в галерее между Лувром и Тюильри, чтобы иметь возможность наслаждаться в нем вечной весной3.
1 Камер-фурьерский церемониальный журнал 1778 года. СПб., 1882. С. 681. Цит. по: Сергеев А. И., Матвеев Б. М. Таврический дворец. СПб., 2016. С. 35.
2 Державин Г. Р. Описание торжества бывшего по случаю взятия города Измаила в доме генерал-фельдмаршала князя Потемкина-Таврического, близ конной Гвардии, в присутствии императрицы Екатерины II, 1791 года 28 апреля // Державин Г. Р. Сочинения. Ч. 4. СПб., 1808. С. 26–27.
3 Percier С., Fontaine P. F. L. Residences de Souverains. Parallèle entre plusieurs résidences des Souverains de France, d'Аllemagne, de Suéde, de Russie, d'Еspagne, et d'Italie. Paris, 1833. P. 227–229.
4 Сергеев А. И., Матвеев Б. М. Таврический дворец. СПб., 2016. С. 118.
Илл. 1: Дьяченко Л. И., Кротов М. И. Таврический дворец (прошлое и настоящее). СПб., 2002. С. 35.
Илл. 2: Сергеев А. И., Матвеев Б. М. С. 53.
Илл. 3: там же. С. 20.