Органу Таврического дворца исполнилось 10 лет
05 марта 2021 года
В декабре 2009 года Совет Межпарламентской Ассамблеи СНГ принял решение об установке концертного органа в Купольном зале, где исторически находился орган времен князя Григория Александровича Потемкина.
Торжественная презентация нового инструмента состоялась 25 февраля 2011 года. В ней приняли участие прославленные испанские музыканты: органист крупнейшего храма Испании — базилики Саграда Фамилья в Барселоне Хуан де ла Рубия, органист собора Санта-Мария-ла-Реаль-де-ла-Альмудена в Мадриде Роберто Фреско, а также Государственный симфонический оркестр «Таврический» под управлением дирижера Михаила Голикова, солистка Мариинского театра Жанна Домбровская (сопрано) и др.
Орган, находившийся в конце 18 века на северных хорах Купольного зала (или Ротонды), был куплен, скорее всего, весной 1791 года специально для Таврического дворца.
Впервые посетители Таврического дворца услышали этот орган во время знаменитого праздника 28 апреля 1791 года в честь взятия Измаила. Потемкин устроил торжество для Екатерины II. На нем первый раз был исполнен неофициальный российский гимн «Гром победы, раздавайся». Державин в описании празднества сообщал, что «…наверху вкруг висящие хоры…с двумя раззолоченными великими органами разделяют внимание и восторг усугубляют…».
Павел I перевез орган из Таврического дворца в Мальтийскую капеллу, где он находился до начала прошлого века, а затем был списан.
По инициативе Межпарламентской Ассамблеи СНГ одной из лучших органных фирм мира — Gerhard Grenzing S. A. (Барселона, Испания) был произведен новый шестиметровый орган. Уникальный инструмент был специально сконструирован исходя из интерьерных и акустических особенностей Купольного зала. В частности, пришлось учитывать серьезные ограничения по высоте и глубине инструмента, связанные с архитектурой и настенной живописью. Для органа отвели два метра от стены вглубь зала и шесть в высоту, до начала живописного фриза — таковы были жесткие рамки, продиктованные исторической архитектурой. При этом надо было наполнить звуком большой объем, но избежать «кричащего», резкого звучания инструмента.
Проектированием органа и выбором органостроительной компании занимался петербургский мастер Анатолий Погодин.
Все задачи по конструированию, строительству и размещению органа в Таврическом дворце были успешно решены. Благодаря уникальной акустике Купольного зала звук органа «живет» в нем четыре секунды — как в храмах. В концертных залах звучание обычно сохраняется две секунды.
Инструмент стал неотъемлемой частью культурной жизни Санкт-Петербурга. Лучшие органисты современности на проводимых в Таврическом дворце концертах и тематических музыкальных вечерах исполняют на нем произведения великих композиторов: Г. Генделя, Ф. К. Брикси, И. С. Баха, Л. Бетховена, Э. Грига и др.
Вот уже 10 лет величественный орган Таврического дворца покоряет сердца слушателей из числа петербуржцев, туристов и гостей Межпарламентской ассамблеи СНГ, приобщая к шедеврам органной музыки все более широкую аудиторию.
Первый канал в Санкт-Петербурге подготовил сюжет к 10-летию органа в Таврическом дворце.