Петергоф

Петергоф — это, пожалуй, самый поразительный и изысканный дворцово-парковый ансамбль не только в драгоценном ожерелье петербургских пригородов, но и вообще в Европе!

Его сравнивают с Версалем, что неудивительно: именно Версаль вдохновил Петра Первого на строительство Петергофа. Но это тот случай, когда копия оказалась совершеннее оригинала. Петр, кстати, и здесь остался верен себе: самолично разработал систему питания водой для фонтанов.

Общий замысел создания загородной резиденции, которая не уступала бы Версалю, тоже принадлежал Петру. Он возник в 1714 году, а уже в 1723 году прошло торжественное открытие Петергофа. К тому моменту была создана планировка Нижнего парка, прорыт Морской канал, построены дворцы Монплезир и Марли, действовала часть фонтанов. Приморская резиденция императора Петра восхищала Европу не меньше, чем новая столица — Петербург.

Сам Петергоф мыслился как дворец триумфатора: Петром были одержаны величайшие победы в Северной войне, Россия «встала при море», строился «град Питербурх», которому необходимо было достойное обрамление из пригородов. Так рождался Петергоф.

Величественный парк и каскад фонтанов особенно хорошо смотрятся со стороны Финского залива. От Большого каскада к заливу ведет канал — ось петергофского парка, на которую нанизаны и фонтаны, и деревья, и сам дворец, расположенный на естественной террасе. Большой каскад строился как аллегория победы в Северной войне со Швецией. Неслучайно его центральная композиция — Самсон, раздирающий пасть льва.

До самого 1917 года Петергоф служил императорской резиденцией. После Гражданской войны он стал музеем. Самые страшные времена в своей истории дворец и парк пережили во время гитлеровского нашествия. Благодаря самоотверженности музейных работников удалось эвакуировать значительную часть экспонатов и убранства музея, вывезти около 50 статуй, что-то спрятать в земле. А потом начались страшные годы оккупации. Дворец был почти полностью уничтожен и сожжен, предварительно подвергнувшись тотальному разграблению, статуи Большого каскада — демонтированы и вывезены в Германию.

Возрождаться ансамбль Петергофа начал после окончания войны и продолжает реставрироваться до сих пор. Нижний парк открыли для посетителей уже в 1945 году. Через год были включены пережившие войну фонтаны, а еще через год — установлен на свое место воссозданный «Самсон»: немцы пытались вывезти его в Германию, но бросили, преследуемые советскими войсками. Реставрация Большого дворца была начата в 1952 году, а через 12 лет, 17 мая 1964 года, открылись первые залы восстановленного музея.

Сегодня все дворцы Петергофа и все его парки являются частью государственного музея-заповедника «Петергоф». Самым выдающимся сооружением петергофского ансамбля про праву считается Большой дворец, гордо возвышающийся над ведущим к паркам Большим каскадом.

С XVIII по XX век дворец был летней резиденцией императорской семьи. Первое здание на этом месте начало строиться в 1714 году. Строительство велось в традициях «петровского барокко» и было закончено к 1725 году, после чего дворец постепенно достроили в стиле «зрелое барокко».

Парк Петродворца (так Петергоф назывался с 1947 по 1997 годы) делится на Верхний и Нижний (102,5 га). Здесь действует самый большой в мире комплекс разнообразных фонтанов: второго такого нигде больше нет. Для его питания прорыт 22-километровый водовод, который начинается у подземных родников близ Ропши.

Между Большим дворцом и Нижним парком располагается Большой каскад со статуей Самсона. Струя воды из разъятой львиной пасти взмывает на 20 м ввысь. Канал, ведущий от Большого дворца к Финскому заливу, называется Морским. Верхний сад, или парк, находится с другой стороны Большого дворца над естественным склоном, отделяющим его от Нижнего парка. Он окружен решеткой, созданной в XVIII веке Бартоломео Растрелли. 

Верхний сад являет собой образец строжайшей симметрии. Фонтаны здесь тоже расположены симметрично: по центру — «Нептун», «Межеумный» и «Дубовый», еще  два фонтана установлены напротив боковых флигелей дворца. Другим украшением Верхнего парка являются установленные в 1757 году четыре мраморные скульптуры итальянца Джованни Бонацца: «Зефир», «Помона», «Флора» и «Вертумн».

Писать о Петергофе можно бесконечно. Но, наверное, лучше один раз увидеть?

Где находится: