Свято-Успенская Киево-Печерская лавра

Символ православного подвижничества, средоточие и оплот христианства, а еще — формировавшийся на протяжении более чем тысячи лет храмовый наземный и подземный комплекс, находящийся под охраной ЮНЕСКО как бесценное достояние всего человечества, — вот что такое Свято-Успенская Киево-Печерская лавра.

Впервые лаврские пещеры упоминаются в «Повести временных лет» — самой старой из дошедших до наших дней древнерусской летописи. Нестор-летописец, которому приписывают авторство «Повести», подробно рассказывает о том, как зарождалась лавра. Основателем пещерного подвижничества на Руси он называет священника Иллариона, служившего в Берестове, бывшем тогда предместьем Киева, в храме Двенадцати Апостолов. На холме близ Берестова Илларион, подобно первым христианам, вырыл пещеру и затворялся в ней для молитвы.

Его духовный подвиг не остался незамеченным. В 1051 году Илларион становится первым русским по происхождению митрополитом и духовником Ярослава Мудрого. Но когда он занял Киевскую митрополичью кафедру, подвиг не прервался. У Иллариона нашелся последователь — его пещеру начал обживать вернувшийся со Святого Афона преподобный Антоний Печерский. Именно он в 1051 году основал на холме близ Берестова пещерную обитель.

Духовный подвиг Антония привлек в его пещеру последователей, среди которых был и преподобный Феодосий, впоследствии возглавивший здесь мужской монастырь и ставший его первым настоятелем. Ученики и последователи Антония расширяли сеть пещер, объединяя их ходами, строили первые подземные храмы.

Спустя 10 лет Антоний, искавший уединения (к тому времени число братии достигло 12 человек), удалился на другой холм и вырыл себе новую пещеру. Тем самым было положено начало комплексу пещер, которые впоследствии стали известны как Антониевы, или Ближние. Первоначальные же пещеры получили название Дальних (или Феодосиевых).

С годами число иноков увеличивалось, ими был выстроен первый наземный храм Успения Пресвятой Богородицы. Тогда преподобный Антоний обратился к князю Изяславу Ярославичу с просьбой отдать монахам всю гору. Разрешение было получено, и на холме возник Печерский мужской монастырь.

После смерти Антония в 1073 году его погребли в пещерах. Здесь же стали хоронить других усопших из числа братии. Выработался и способ погребения — в стене пещеры прорывали нишу (глубиной до двух саженей и шириной в полсажени), куда задвигали тело усопшего, уложенное на доске. Нишу либо закрывали деревянным щитом, либо замуровывали. По окончании двухлетнего срока погребение открывали и переносили кости в крипту, или костницу. Если же останки подвижника оказывались нетленными, их оставляли лежать на прежнем месте.

Мощи преподобного Феодосия были перенесены в 1091 году в Великую Успенскую церковь, где они находились до 1240 года, когда, в преддверии Батыева нашествия на Киев, их оттуда изъяли, боясь поругания, и спрятали. Тайник с мощами не обнаружен по сей день.

Имена и духовные подвиги монахов, нетленные мощи которых нашли упокоение в пещерах, ко времени их обретения были еще памятны братии и кратко записывались на досках, прикрывающих погребения. Сведения с этих досок впоследствии были переписаны в Киево-Печерский Патерик.

Преподобный Феодосий был канонизирован в 1133 году, а спустя пять столетий, в середине XVII века, Петр, митрополит Киевский, канонизировал 69 печорских подвижников. Тогда же лавра становится местом постоянного паломничества и поклонения для всех православных русских и украинских земель. Начинается реконструкция подземных храмов и создание новых, строятся и перестраиваются храмы на поверхности. Постепенно лавра приобретает вид, знакомый нам сегодня.

Киево-Печерская лавра дважды прерывала свою духовную деятельность: она была закрыта с 1930 по 1941 год и с 1961 по 1988 год. После этого лавра возобновила свое существование как мужской монастырь.

До нашего времени сохранилась изначальная планировка лаврской застройки, прекрасно гармонирующей с холмами над Днепром, на которых возводился комплекс. Меж холмов пролегает глубокий овраг,  разделяющий монастырь на так называемую Верхнюю лавру, куда еще в XI веке перебралась основная часть братии, и Нижнюю, где находятся Ближние и Дальние пещеры и странноприимный двор. Каждый из комплексов обители составляют несколько храмов, а также административных, жилых и хозяйственных построек.

Все храмы Киево-Печерской лавры имеют свою историю и свой неповторимый образ, сложившийся под влиянием разных эпох и присущих им стилей. Но ни время, ни потрясения не смогли изменить древний, намоленный поколениями и поколениями дух лаврских храмов.

Где находится: