Лучшие практики организации выборов представили на конференции в штаб-квартире МПА СНГ

06 октября 2022 года

Лучшие практики организации выборов представили на конференции в штаб-квартире МПА СНГ

Представители органов администрирования выборов, международных организаций, ученые и эксперты обменялись информацией о лучших практиках организации выборов на пространстве Содружества на круглом столе, прошедшем в первый день международной научно-практической конференции «Конвенция СНГ о стандартах демократических выборов: открытое пространство международного сотрудничества».

Ведущим круглого стола выступил член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Павел Андреев.

Тематика докладов на круглом столе включала такие вопросы как особенности национальных избирательных систем, применение современных цифровых технологий на выборах, обучение организаторов выборов, участие женщин в электоральных кампаниях, деятельность общественных и международных организаций в избирательной сфере.

С докладом «Российская избирательная система: традиции и новации» выступил член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук Андрей Шутов. Он отметил, что изменения в избирательной системе России носят революционный характер, а в числе приоритетных целей назвал работу с молодежью и повышение правовой культуры избирателей. По словам докладчика, новации последних лет помогли решить важную задачу: был облегчен выбор избирателя и устранены многие барьеры в реализации избирательных прав россиян.

«Задача представителей избирательной системы не просто убедить избирателя пользоваться своими правами, но и обеспечить гарантированность этих прав», — подчеркнул Андрей Шутов. Граждане должны иметь сервисы, которые помогли бы сделать выбор, не жертвуя жизненными, профессиональными и иными обстоятельствам, подчеркнул докладчик. Он подробно остановился на нововведениях, которые служат этой задаче: сервису «Мобильный избиратель», пришедшему на смену несовершенной практике открепительных удостоверений, электронном голосовании и голосовании в течение нескольких дней.

О технологических новшествах, применяемых в Кыргызской Республике рассказал в докладе  «Избирательные технологии для свободы, достоверности и прозрачности выборов» заместитель Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики Тынчтык Шайназаров. В стране полностью автоматизированы процессы формирования списков избирателей, введена идентификация голосующих с использованием биометрических данных, что позволяет избежать «двойного голосования». На избирательных участках установлены автоматически считывающие информацию урны. «Это позволяет получить 90% результатов в первый час после завершения голосования», — отметил Тынчтык Шайназаров. Также автоматизирован реестр жалоб избирателей — поданные замечания и реакция на них видны всем.

Повышению прозрачности предвыборной борьбы служит, по словам Тынчтыка Шайназарова, информационный сервис «Электронный кандидат», где автоматически аккумулируется информация о данных кандидатов (гражданство, наличие судимости и т.д.) и движении средств в их избирательных фондах.  

О достижениях и вызовах, связанных с применением цифровых технологий в избирательном процессе, а также опыте Правительства Москвы во внедрении цифровых технологий рассказал начальник Управления по совершенствованию территориального управления и развитию смарт-проектов Правительства Москвы Артем Костырко. «Деньги, личные коммуникации, здоровье человек сегодня доверяет своему телефону, логично, что голосование тоже перемещается в область электроники», — сказал докладчик. На парламентских выборах в Москве в прошлом году проголосовали онлайн около 2,5 млн избирателей.

О деятельности Всемирной ассоциации избирательных органов по видеосвязи рассказала заместитель директора по связям с общественностью Всемирной ассоциации избирательных органов Тэрьюнг Рита Ли.

Теме участия женщин в избирательном процессе посвятила свое выступление член Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан Гюльноза Рахимова.

В проведении выборов задействовано большое число людей, и от всех них требуется обладать большим количеством специальных знаний. С докладом на тему «Опыт проведения мероприятий по обучению организаторов выборов и правовому просвещению участников избирательного процесса» выступила член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Людмила Маркина.

Не только организаторам выборов, но и наблюдателям необходимо разбираться в правилах и технологиях избирательного процесса. Ректор Академии государственного управления при Президенте Республики Таджикистан, доктор юридических наук, профессор Абдухалил Гафурзода представил доклад «Профессионализация организаторов выборов и наблюдателей (на практике Республики Таджикистан)».

Доклад «Механизмы обеспечения свободы и подлинности как стандартов демократических выборов (опыт Республики Армения)» представила доцент кафедры теории права и конституционного права Российско-Армянского университета, кандидат юридических наук Лилия Акопян.

Общим для всех государств вопросом является реализация права голоса гражданами, находящимися в день выборов вне места своего постоянного проживания. С докладом на тему «Практика применения системы «Мобильный избиратель» на выборах в субъектах Российской Федерации» выступил Председатель Избирательной комиссии Ленинградской области Михаил Лебединский.

Об опыте изучения практик организации и проведения выборов в ходе международного наблюдения в докладе «Лучшие практики организации выборов на опыте международного наблюдения выборов Общественной палаты России» рассказал Председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов.

В завершение круглого стола участники задали вопросы докладчикам, обсудили поднятые в ходе выступлений темы и обменялись мнениями о возможности применения успешных практик одних государств в условиях других, необходимых для этого механизмах адаптации и необходимости учета национальной специфики при заимствовании опыта организации и проведения выборов и референдумов.